Краткий анализ групп методик калькулирования цен

Виды калькуляций цен

Анализ применяемых видов калькуляций цен

В практической деятельности фирм, по литературным источникам, применяются, в основном, 4 вида групп методик калькулирования цен.

Группы с ориентацией:

№1 на издержки:

· ценообразование по принципу - “издержки плюс накидка”;

· назначение цен, обеспечивающих получение «целевой» нормы прибыли

· ценообразование по методу обеспечения издержек при критическом объеме производства;

№2 на спрос:

· ценовая дискриминация (следовательно, предоставление особых льгот покупателю);

· ценовая политика на основе учета матриц “портфеля продукции”;

· ассортиментного анализа продукции;

 

 

№3 на конкуренцию:

· цены покупателя;

· цены, с учетом предельных издержек;

№4 на альтернативное управление по достижению максимума прибыли на инвестированный капитал.

 

2.7.2.2.1. Группа методик с ориентацией на издержки

Процедура методик:

· расcчитывается полная себестоимость единицы продукции (т.е. стоимость рабочей силы, израсходованных материалов и накладных расходов);

· добавляются согласованные процентные отчисления и в результате суммирования определяется цена продукции.

Преимущества ценообразования по методу: “издержки плюс прибыль” или “издержки плюс накидка” заключается в том, что издержки легче определить, чем спрос. Методика их калькулирования проста и удобна.

Однако методика имеет серьезные недостатки, учитывая рыночные отношения. Они заключаются в следующем:

1. Калькуляция полных издержек обязательно включает в себя произвольное принятие решения относительно накладных расходов. Поэтому, основа калькуляции цены сомнительна.

2. Расчет цены не учитывает фактор:

· спроса;

· инфляции,

и поэтому существует реальная опасность упущения потенциальной прибыли.

 

2.7.2.2.2. Группа методик с ориентацией на спрос

Теоретически желательно, чтобы в основе расчета цены лежали факторы спроса, а не только понесенные издержки.

Проблема состоит в том, что спрос значительно сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с издержками. В лучшем случае компания может иметь общее представление о форме движения спроса (на основании матриц “портфеля продукции”), но последняя подвержена постоянным колебаниям под влиянием конкуренции, рекламы, появления товаров - субститутов, факторов внешней среды и т.д. Однако, лучше иметь хотя бы вчерашнее представление о движении спроса, чем никакого. Тем более, если оно (движение) подкрепляется относительно (прошлого)точным знанием об издержках компании, влиянии факторов окружающей среды на спрос. В этом случае у компании имеется возможность сделать калькуляцию “очень хорошей”, или “неоптимальной” цены.

 

2.7.2.2.3. Группа методик с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги)

На большей части рынка государственных учреждений поставщики приглашаются к участию в торгах на поставки определенных видов товаров. Их предложение (тендеры) с указанием наименьшей цены обычно просят представить к заранее указанному сроку в опечатанном конверте. Эти конверты открываются в присутствии конкурсной комиссии, и наиболее выгодное предложение (с наименьшей ценой) принимается. Учитывая, что здесь отсутствует возможность последующего внесения изменения в цену, то решение о назначении цены основывается частично на собственных догадках, анализе возможных предложений, в основном, конкурентов.

Поэтому предлагаемая конкурсная цена фирмы учитывает анализ:

· прошлых предложений конкурентов;

· настоящего состояния дел конкурентов, т.е. насколько полон их “портфель заказов”.

Можно предполагать, что конкурент, обладающий полным портфелем” заказов”, будет предлагать высокие цены, а конкурент с неполным портфелем заказов низкие цены.

Проблема состоит в том, что хотя предложение с низкой ценой и может выиграть торги, но при этом есть риск упустить потенциальную прибыль, а предложение с высокой ценой может проиграть торги, что ведет к потерям (в результате расходов на разработку товара, подготовки чертежей, схем, на анализ и т.д.), связанных с подготовкой к участию в торгах.

 

2.7.2.2.4. Механизм и группа (система) методик с ориентацией на альтернативное управление по достижению максимума прибыли на инвестированный капитал

Современная концепция ценообразования компаний методологически, конструктивно и функционально базируется на механизме, объединяющем:

· систему “стандарт- кост”;

· систему “директ-костинг”;

· системы учета динамики коэффициентов и индексов затрат видов ресурсов по планово-учетным периодам;

· методику анализа безубыточности производства;

· методику планирования безубыточности производства;

· систему альтернативного управления дифференцированными издержками производства;

· систему расчета внутренних цен - базовых, альтернативных и других.

Системы анализа и планирования безубыточности производства, используя в исходных условиях рыночные (планируемые или фактические) цены, позволяют адекватно установить им критические и нивелированные цены. Тем самым указанные системы, через механизм цели, одновременно выступают как прямые, так и обратные связи между внешними и внутренними ценами.

При этом механизм достижения генеральной цели фирмы максимально автоматизирован, что позволяет в реальном масштабе времени прогнозировать любые ситуации и их последствия на прибыль фирмы.

 

2.7.2.2.5. Роль внутренних цен

В отечественной литературе отсутствует информация о внутренних ценах на продукцию, учитывая действующие концепции ценообразования, в основе которых накладные расходы распределяются пропорционально прямой заработной плате основных производственных рабочих. (Поэтому и возникла искусственная проблема убыточности ряда позиций ассортимента предприятий).

В рыночной экономике для компаний внутренние цены на продукцию применяются для разработки различных видов стратегий:

· технологических;

· кадровых;

· информационных;

· экономических и других,

в совокупности направленных на оптимальное соотношение постоянных затрат и валовой прибыли. Кроме того, знание уровней внутренних цен - базовых и альтернативных позволяет рационально осуществлять гибкость варьирование ценами на рынке, увеличивая тем самым диапазон эластичности цен и прирост доходности продукции.

 

2.7.2.2.6. Критические или безубыточные цены

Ценами безубыточности изделий являются цены, которые при определенном объеме их выпуска и соответствующих постоянных затратах обеспечивают только безубыточность производства. (Поэтому цены еще называются критическими, учитывая, что они определят нижнюю границу цен, конечно, при соответствующих исходных данных).

 

2.7.2.2.7. Нивелированные цены

Нивелированными ценами изделий являются цены, которые имели бы изделия при условии, что их рентабельность соответствует рентабельности товарной продукции.

Фактически, нивелированные цены, через свою рентабельность, позволяют оценивать доходность каждого изделия и, соответственно, уровень планируемых или фактических рыночных цен.