Налоговая система РФ

Тема

Контрольные вопросы

 

1. Что представляет собой планирование налогов?

2. На каких общеэкономических методах базируется процесс налогово­го планирования?

3. Каковы основные цели планирования налогов на макро- и микроуровне?

4. В чем состоят основные отличия текущего и перспективного нало­гового планирования?

5. Какие задачи решаются в ходе оперативного и краткосрочного на­логового планирования?

6. Как осуществляется среднесрочное и долгосрочное налоговое пла­нирование?

7. Чем обоснована необходимость налогового планирования на уровне организации?

8. Каковы основные этапы налогового планирования хозяйствующих субъектов?

9. Чем отличаются понятия «оптимизация налоговых обязательств» и «уклонение от уплаты налога»?

 

10. Какими основными направлениями характеризуется тактическое налоговое планирование на микроуровне?

11. Как связана учетная политика предприятия с налоговым планиро­ванием?

 

 

Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принци­пов экономической теории о справедливости и эффективности налого­обложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зави­сят от приверженности к той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сбо­ры, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют осно­ву любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отли­чаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообраз­ных форм с множеством национальных особенностей[2].

В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов2.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физи­ческих лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, напри­мер, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.

Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Ка­наде и других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчисле­ний на социальное страхование, а также значительной долей косвен­ных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от кос­венных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель — Нидер­ландов, Франции, Австрии, Бельгии.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики.

Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система»

Налоговая система - это совокупность установленных в государ­стве существенных условий налогообложения, а система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством [3].

Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов - только элемент налоговой системы

Система налогов включает большое число разных налогов.

Следует обратить внимание, что в соответствии с российским законодатель­ством (ч. I., гл. 2 Налогового Кодекса РФ) введеное понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации» не обусловлено экономическими и политико-право­выми характеристиками и является менее емким, чем понятие «налоговая систе­ма».

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются: принципы налогообложения; порядок установления и введения налогов; система налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов; порядок распределения налоговых поступлений между бюдже­тами различных уровней; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений; система и принципы налогового законодательства; права и ответственность участников налоговых отношений; порядок и условия налогового производства.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходи­мо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и мес­тных налогов.

Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональ­ных и два местных налогов.

Кроме того, НК РФ предусмотрена возмож­ность применения специальных налоговых режимов, при которых уста­навливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным ос­вобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

Это единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

                       
   
Федеральные налоги и сборы
   
 
   
 
   
 
 
   
 
   
 
 
 
   
Налог на добавленную стоимость
 
 
   

 

 


Рисунок 9 - Классификация налогов в РФ по принадлежности к уровню власти

 

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в дей­ствие законами субъектов Федерации и являются обязательными к упла­те на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в дей­ствие региональные налоги, представительные (законодательные) ор­ганы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные эле­менты региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципаль­ных образований.

Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты.

Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами.

Во-первых, низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной на­логовой базой.

Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес за­нимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.

В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого от­сутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия лич­ных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства.

В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соот­ветствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирова­ния осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем ус­тановления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах.

В связи с этим указанные нало­ги называются регулирующими.

Таким образом, регулирующие налоги - это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улуч­шения их сбалансирования. В БК РФ начиная с 2005 г. установлено рас­пределение доходов от федеральных налогов между бюджетами субъек­тов Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе.

В отличие от регулирующих закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответству­ющего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги - это налоги, которые на постоянной осно­ве зачисляются в определенный бюджет.

В зависимости от назначения налоги в налоговой системе Российской Федерации подразделяются на общие {обезличенные) и специальные (целевые).

В Российской Федерации действует один специальный налог - еди­ный социальный налог, поступления от которого зачисляются не только в федеральный бюджет, но и в государственные внебюджетные соци­альные фонды. При этом ставка единого социального налога, учитывая целевой характер последнего, предусматривает его распределение по каждому фонду - Пенсионному фонду, Фонду социального страхования и фондам обязательного медицинского страхования.

Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансо­вой прибыли, т.е. за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.

 

Рисунок 2 - Классификация налогов РФ юридических лиц по источнику обложения

 

                       
   
Признаки классификации налогов, уплачиваемых юридическими лицами по источнику обложения
 
   
   
Издержки производства и обращения
 
 
   
 
 
 



Контрольные вопросы

1. Что такое налоговая система?

2. Каковы основные этапы развития российской налоговой системы?

3. Какая налоговая система функционирует в настоящее время в Рос­сийской Федерации?

4. Какова классификация налогов Российской Федерации по принадлеж­ности к уровню власти?

5. Какие налоги являются важнейшими с позиций формирования дохо­дов российской бюджетной системы?

6. Как характеризуется российская налоговая система по соотноше­нию косвенного и прямого налогообложения?

8. Какова классификация налогов Российской Федерации, уплачиваемых юридическими лицами, по источнику обложения?

 


[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 2. С. 341—343.

 

[2] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.

[3] Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2005. – 591 с.