Налоговая система РФ
Тема
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой планирование налогов?
2. На каких общеэкономических методах базируется процесс налогового планирования?
3. Каковы основные цели планирования налогов на макро- и микроуровне?
4. В чем состоят основные отличия текущего и перспективного налогового планирования?
5. Какие задачи решаются в ходе оперативного и краткосрочного налогового планирования?
6. Как осуществляется среднесрочное и долгосрочное налоговое планирование?
7. Чем обоснована необходимость налогового планирования на уровне организации?
8. Каковы основные этапы налогового планирования хозяйствующих субъектов?
9. Чем отличаются понятия «оптимизация налоговых обязательств» и «уклонение от уплаты налога»?
10. Какими основными направлениями характеризуется тактическое налоговое планирование на микроуровне?
11. Как связана учетная политика предприятия с налоговым планированием?
Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности к той или иной теории.
Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей[2].
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов2.
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.
Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики.
Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система»
Налоговая система - это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, а система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством [3].
Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов - только элемент налоговой системы
Система налогов включает большое число разных налогов.
Следует обратить внимание, что в соответствии с российским законодательством (ч. I., гл. 2 Налогового Кодекса РФ) введеное понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации» не обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким, чем понятие «налоговая система».
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются: принципы налогообложения; порядок установления и введения налогов; система налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов; порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений; система и принципы налогового законодательства; права и ответственность участников налоговых отношений; порядок и условия налогового производства.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.
Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов.
Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.
Это единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.
| |||||||||||
| |||||||||||
Рисунок 9 - Классификация налогов в РФ по принадлежности к уровню власти
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты.
Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами.
Во-первых, низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой.
Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.
В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.
Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства.
В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах.
В связи с этим указанные налоги называются регулирующими.
Таким образом, регулирующие налоги - это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ начиная с 2005 г. установлено распределение доходов от федеральных налогов между бюджетами субъектов Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе.
В отличие от регулирующих закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги - это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет.
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе Российской Федерации подразделяются на общие {обезличенные) и специальные (целевые).
В Российской Федерации действует один специальный налог - единый социальный налог, поступления от которого зачисляются не только в федеральный бюджет, но и в государственные внебюджетные социальные фонды. При этом ставка единого социального налога, учитывая целевой характер последнего, предусматривает его распределение по каждому фонду - Пенсионному фонду, Фонду социального страхования и фондам обязательного медицинского страхования.
Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансовой прибыли, т.е. за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.
Рисунок 2 - Классификация налогов РФ юридических лиц по источнику обложения
| |||||||||||
| |||||||||||
Контрольные вопросы
1. Что такое налоговая система?
2. Каковы основные этапы развития российской налоговой системы?
3. Какая налоговая система функционирует в настоящее время в Российской Федерации?
4. Какова классификация налогов Российской Федерации по принадлежности к уровню власти?
5. Какие налоги являются важнейшими с позиций формирования доходов российской бюджетной системы?
6. Как характеризуется российская налоговая система по соотношению косвенного и прямого налогообложения?
8. Какова классификация налогов Российской Федерации, уплачиваемых юридическими лицами, по источнику обложения?
[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 2. С. 341—343.
[2] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.
[3] Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2005. – 591 с.