Налоговое бремя

Тема

 

 

Налоговое бремя - показатель совокупного воздей­ствия налогов на экономику страны в целом, отдельного налогоплательщика и определяется как доля их доходов, упла­чиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя - выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период.

Понятие «налоговое бремя» возникло одновременно с появлением налогов.

Налоговое бремя рассматривалось в XVIII А. Смит в труде «Исследование о природе и при­чине богатства народов», в котором он указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет го­сударства.

«При снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Финансовая наука достаточно се­рьезно исследовала вопрос о влиянии налогов на население и экономику в целом.

Учеными делались попытки определения обоснован­ного уровня налогообложения, установления количественной оценки показателя налогового бремени.

Первые упоминания о количественной оценке пока­зателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в.

Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771) определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение меж­ду бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 нацио­нального дохода.

Показатели налогового бремени определялись учеными эмпирически, т.к. отсутствова­ли необходимые методики их расчета.

Ростом налогового бремени послужила Первая мировая война.

Возникла необходимость решения вопроса о размерах репарационных платежей.

Были разработаны конкретные методики определения тяжести налогообложения, которые характери­зовались слабостью как методологической базы, так и техники расче­тов, однако их роль и значение состояли в том, что они создали основу для даль­нейших разработок измерения тяжести налогового бремени.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 3 - Основные направления применения показателей налогового бремени

 

 

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макро- и микроуровне.

 

 
 

 

 


Рисунок 4 - Основные аспекты исчисления налогового бремени

 

НБ на экономику, как правило, представляет собой от­ношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП.

Эконо­мический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перерасп­ределенной с помощью налогов.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчи­тать по следующей формуле:

 

где Бр - уровень налогового бремени;

Н - все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн - численность населения страны;

Д - сумма полученных населением доходов.

(40 : 100) / (80 : 100 ) = 0,5

Однако данная формула не позволяет с математической точностью определить долю налогов, как прямых, так и косвенных, уплачиваемых непосредственно населением страны, как конечным потребителем.

Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостоя­ния, в первую очередь размеров оплаты труда.

НБ на работника фактически равно экономической став­ке подоходного налога. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачи­ваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода.

 

 
 

 

 


Рисунок 5 - Типы методик количественной оценки налогового бремени

хозяйствующих субъектов

 

Применяемые на практике методики определения уровня НБ предприятий отличаются друг от друга лишь тем, какие налоги учитываются при расчетах и что принимается в качестве дохода.

Показатель отношения налогов к выручки не оценивает в должной мере влияния налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. выручка от реализации продукции не является полноценным источником уплаты налогов.

Показатель выручки от реализации продукции универсальным источником служить не может, так как из него пред­приятие должно возместить в первую очередь стоимость израсходованных на производство продукции материалов, амортизацию.

Сопоставление налоговой нагрузки по различным предприятиям также не дает точного результата, что связано с неодинаковой структурой затрат на производство предприятий разных отраслей. Следовательно, экономическая база для определения уровня НБ несопоставима.

Для анализа динамики НБ необходим показатель, отражающий действительный, притом единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Поэтому следующие показатели НБ основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик состоит в том, что каждая груп­па налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачива­ются, имеет свой критерий оценки тяжести НБ.

Общий знаменатель, к которому приводится уровень тяжести НБ является прибыль предприятия.

 

где Бр - уровень налогового бремени;

Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

Нс - налоги, относимые на издержки производства и обращения;

Нф - налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

Нр - налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

Пр - расчетная прибыль, определяемая как разница между выручкой от реали­зации, включающей косвенные налоги, и суммой затрат на производство и реализацию;

Пч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчетной прибыли изыма­ется у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение сум­марной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распо­ряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки НБ хозяйству­ющего субъекта определяется как доля созданной им и отдаваемой госу­дарству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и соответственно достаточно универсаль­ным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку НБ для различных типов произ­водств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показате­ля для различных экономических структур.

Для определения НБ применяется сле­дующая формула:

 

Бр = Н/ ДС

 

где Н - сумма фактически уплаченных налогов, за исключением НДФЛ;

ДС - добавленная стоимость.

 

Дс = Ам + Зп + ЕСН + НДС + Ак + Но + Пр,

 

Где Ам - амортизационные отчисления;

Зп - затраты на оплату труда;

Сн - единый социальный налог;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Ак - акцизы;

Но - оборотные налоги и налоги, уплачиваемые за счет издержек, а также от­
носимые на финансовый результат;

Пр - прибыль.

В состав добавленной стоимости включаются амортизационные от­числения. Поэтому реальный размер НБ при примене­нии данной методики в целях сопоставления уровняНБ по различным хозяйствующим субъектам несколько искажается в связи с объективным различием доли амортизации в объеме добавленной сто­имости.

В частности, сопоставление уровня напряженности налоговых обязательств на фондоемких предприятиях, в сфере кредитно-банковских услуг, малого бизнеса в условиях расчета налогового бремени к до­бавленной стоимости не будет достаточно объективным.

С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используется показатель, в котором фискальные изъя­тия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная сто­имость определяется путем вычета из добавленной стоимости сумм амор­тизационных отчислений.

В этом случае НБ бремя определяется по формуле

Бр = Н / Св

где Св - вновь созданная стоимость.

При этом

Св = Вр + НДС + Ак + Дв - Рв - Мз - Ам,

 

где Вр - выручка от реализации продукции;

Ак - акцизы;

Дв - внереализационные доходы;

Рв - внереализационные расходы;

Мз - материальные затраты;

Ам - амортизационные отчисления.

Достоинства данного метода, так же как и предыдущего, заключа­ются в том, что он позволяет сравнить налоговое бремя по конкретным предприятиям независимо от их отраслевой принадлежности, а также по индивидуальным предпринимателям. Кроме того, налоговое бремя в дан­ном случае определяется относительно источника уплаты налогов.

Сравнение суммы уплачиваемых налогов с размером балан­совой прибыли предприятия принципиально неверно, поскольку прибыль является далеко не единственным источником упла­ты налогов, особенно в российской налоговой системе.

Некоторые налоги, причем финансово значимые (НДС, акцизы и дру­гие), вносятся в бюджет из той части выручки предприятия, которая не формирует прибыль хозяйствующего субъекта, поскольку представляет собой надбавку к цене предприятия. Отдельные налоги относятся на из­держки производства и обращения и тем самым уменьшают балансовую прибыль, к которой предлагается относить сумму налогов, уплачивае­мых предприятиями. Объектом обложения некоторыми видами налогов является фонд оплаты труда, и в конечном итоге источником уплаты яв­ляются издержки предприятия. Это относится, в частности, к единому социальному налогу. Уплата части налогов производится за счет отнесе­ния их на финансовые результаты деятельности организаций, т.е. путем уменьшения прибыли. В результате такого подхода к расчету НБ нередко получается, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов изымается больше прибыли, чем предприятие зарабо­тало ее за налоговый период. Поэтому механическое сравнение всей сум­мы уплаченных хозяйствующим субъектом налогов с балансовой при­былью не может быть применено в качестве показателя, характеризую­щего уровень налогового бремени.

При использовании каждой из перечисленных методик неизбежным яв­ляется вопрос о том, что следует включать в сумму уплачиваемых хозяй­ствующим субъектом налогов. Думается, что в расчет должны включаться все налоги, уплачиваемые предприятием, в том числе единый социальный налог, за исключением налога на доходы физических лиц. Упомянутый на­лог не оказывает никакого влияния на экономическую деятельность конк­ретного хозяйствующего субъекта, но может обеспечить работнику конку­рентоспособный «чистый» доход, т.е. доход, остающийся после налогооб­ложения. Хозяйствующий субъект в отношении налога на доходы физических лиц выступает налоговым агентом государства и лишь перечисляет налог в бюджет. Этот налог должен учитываться при расчете налогового бремени работника, но не работодателя как хозяйствующего субъекта.

Практика использования перечисленных выше методик показывает, что в чистом виде ни одна из них не дает объективной картины напряжен­ности налоговых обязательств хозяйствующего субъекта.

Только ком­бинация различных показателей приближает к адекватной оценке нало­гового бремени.

Проблема оптимальной налоговой нагрузки на налого­плательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это пол­ностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и рас­ширению производства.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой налоговое бремя?

2. Какая существует зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства?

3. Каковы роль и значение показателя налогового бремени?

4. Каковы основные аспекты исчисления налогового бремени на макро- и микроуровне?

5. По какой формуле рассчитывается показатель уровня налогового бремени на население?

6. Чему фактически равно налоговое бремя на работника?

7. Какие основные типы методик применяются для количественной оценки налогового бремени на хозяйствующие субъекты?

8. Какая часть дохода может изыматься у налогоплательщика при эф­фективно построенной налоговой системе?