Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко. Мебель


В противовес Маньеризму конца XVI века в Италии возникает стремление к более изысканным и прихотливым формам. Под влиянием таких художников, как Джамбаттиста Бернини (1598-1654) и Алессандро Альгарди (1598-1654), в декоре итальянской мебели начинают появляться резные листья и человеческие фигуры. Рим был центром нового стиля, так как интерьеры римских дворцов с огромными залами для приемов требовали соответствующего пышного стиля мебели, особенно столов и кабинетов. Карло Фонтана (1638-1714) и Иоган Пауль Шор (1615-1674) проектировали скульптурные формы специально для столов, где человеческие фигуры и трофеи, копирующие античные образцы, в сочетании с архитектурными мотивами создавали символы власти и славы.

В первой половине XVII века в форме французской мебели появляются уравновешенные пропорции, что соответствует Классицизму, практикуемому архитекторами, такими как Франсуа Мансар (1598-1666). Шкафы украшаются резными изображениями трофеев, натуралистичных гирлянд цветов и фруктов, а ножки столов и стульев приобретают форму колонн. Не позднее 1630 года ножки столов и растяжки стульев, а иногда и кабинетов закручиваются. Кабинеты черного дерева становятся символом общественного положения и богатства, они приобретают более крупные размеры. Хотя их форма прямоугольная, но они богато украшаются резными сюжетами и сочетаются с подставками.

Постепенно французский декор становится более грандиозным, богатым и пышным. Кульминацией становятся декоры Андре Шарля Буля (1642-1732), работавшего для короля, дофина и виднейших представителей двора. Его маркетри с использованием черепахового панциря и меди до сих пор носит имя Буль.

К концу XVII века массивные формы замещаются более сдержанными линейными очертаниями. Это стремление к классическому рисунку приводит к имитации форм, подобных комодам в форме саркофага. Жан Берен (1640-1711), декоратор двора, создает новые формы ленточного оформления, идущего из классического и ренессансного гротескного декора, в котором связки лент сочетались с листьями аканта, масками, ракушками и С-образными винтовыми линиями.

Англия. Дворцовый стиль Чарльза I создается итальянскими и французскими моделями. Мебель второй половины века воспринимает современные барочные черты голландского и французского декора. Резные херувинмы в натуралистично исполненной листве на столах-подставках и стульях навеяны голландской резьбой; очень популярны крученые ножки, балясины спиралевидной формы. В стульях комбинируются эти мотивы; появляются плетеные сиденья и спинки под влиянием моды, пришедшей с Востока. Для модной мебели предпочитают ореховое дерево, а сосна и бук служат для золоченых элементов. Также с Востока приходит вкус к лакированной мебели. Каркас мебели украшается ореховым деревом, палисандром и другими экзотическими породами с устричным инкрустированием. Цветочное маркетри появляется к 1670 году.

Голландская и фламандская мебель. Как в северных, так и в южных голландских провинциях традиционной мебелью были столы, шкафы и сундуки, сделанные из дуба. Их украшает резная листва и геометрический орнамент, которые иногда делают из мореного дуба или черного дерева. В это время продолжают использоваться поддержки для столов и стульев в форме луковицы, резных фигур и массивных спиралевидных форм.

Кабинеты расписывают в духе Рубенса; волнообразная резная лепнина мелкого геометрического орнамента украшает наружные стены, а сложные многокрасочные сцены, а сложные многокрасочные сцены открываются в интерьере.

Ауриклярный стиль, называемый так из-за сходства с человеческим ухом, был самым популярным декором на Севере. Он сочетается с высоким реализмом резных фруктов и цветов, особенно в Амстердаме. Цветочное маркетри отличается натурализмом рисунка.

Немецкая и испано-португальская мебель. Создается мебель с использованием маркетри черного дерева, слоновой кости и олова на ореховом дереве. Формы массивны, в то же время наполнены стремительным движением, что не встречается в других странах Европы. Северные немецкие государства остаются более консервативными, придерживаясь английских и голландских образцов: используются крученые резные ножки и ореховый шпон, или же делается упор на цветочный декор. Дизайн мебели в южно-германских княжествах следует более утонченному стилю Франции.

В отличие от большинства европейских стран, Испания сохраняет формы кабинетов XVI века. Скульптурные формы появляются только в конце XVII века, как и стулья с высокой спинкой. Стулья со спинками из кожи остаются специальностью краснодеревщиков Испании и Португалии.

В Португалии популярны усложненные, крученые ножки в форме балясины. Необычен по форме кабинет с большим количеством ящиков, украшенный резным декором.

Америка. Декоративное американское искусство на начальном этапе испытывает европейское влияние. Декор в стиле Барокко попадает в англо-американские колонии из королевских дворов Англии и Голландии в период царствования Вильяма и Марии (1688-1702). К началу XVIII века декор отступает от простейших пуританских основ, когда дома колонистов заполнялись предметами первой необходимости. Мебель сочетала строгую вертикальность с витым орнаментом и преобладанием сложной резьбы со спиралями, что предполагает Барокко, часто называемое стилем Вильяма и Марии, вплоть до первого десятилетия XVIII века.

Листва и завитки, расположенные симметрично, были излюбленными мотивами. Позднее, в так называемый период королевы Анны (1720-50), появляются изогнутые ножки столов и стульев. Ограниченное использование скульптурных форм и архитектурных элементов, подобных ракушкам, плюмажу, вазовым формам, завиткам и спиралям, стало спецификой декора. Ножки украшаются предпочтительно в форме лапы или шарика.

1.Кабинет классических форм со вставками из камня, мастерская великого герцога, Флоренция, 1630. Во флорентийских произведениях преобладают мотивы птиц и цветов, а в римских – геометрические мотивы.
2.Стол орехового дерева с кручеными ножками и нижней растяжкой в форме буквы «Х», 1670-80; столешница украшена цветочным маркетри с устричными вставками, в которых овальные кусочки дерева располагаются на поверхности. 3. К 1690 г. бюро-кабинет стал очень модным. Образец украшен в технике Буля, украшен маркетри на основе гравюр Берена. Монументальная, утрированная форма, безусловно, немецкая.
4. Единственный дошедший до нас комод, который с уверенностью приписывают Андре Шарлю Булю, 1708. Его форма воспроизводит римские саркофаги.
5.Высокий секретер сделан из клена и сосны Джоном Пиммом, Бостон, 1740-50, покрыт чернымлаком неизвестным декоратором. Декор включает мотив ракушек, изогнутые ножки, заканчивающиеся лапами; верхняя часть украшена разбитым фронтоном со шпилями в форме ваз.
6. Андре Шарль Буль и его современник Бернард вон Ризенбург I специализировались на создании футляров для часов, этот сделан Булем, 1695; декор медной инкрустации по дереву.