Экономическая сущность налога, его характерные черты и признаки
Тема 1. Экономическая природа налогов
Смородиной Е.А.
По дисциплине
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
Подготовлен:
к.э.н., доцентом
кафедры Г и МФ
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы.
Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. «Налоги, – писал он, – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».[1]
Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода при исследовании данного вопроса.
Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение экономической сущности налога как изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ:
Налог– обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Сбор– обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]
В этой связи для характеристики налога необходимо выделить те специфические черты и признаки, которые позволят определить условия и порядок его существования как правого явления.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:
- Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
- Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.
Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.
- Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) налогоплательщика в собственность государству.
- Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.