Государственные формы регулирования

Регулирование инвестиционной деятельности

Принятие инвестиционных решений

Существует мнение, что эти решения принимаются руководством и экономическими службами предприятия, но на самом деле это не так. Оценка эффективности Инвестиционного проекта производится действительно в узком круге наиболее компетентных специалистов, но так удается лишь оценить проект - выгодно или невыгодно тратить на него средства. Однако больше трудностей, особенно если предприятие не в частном владении, возникает на этапе убеждения трудового коллектива в целесообразности инвестиций. Это происходит потому, что реализация инвестиционного проекта сопряжена с «подтягиванием поясов», поскольку в период реконструкции или строительства и последующего освоения новой техники финансовые ресурсы предприятия приходится целенаправленно концентрировать не на добавках к зарплате, а на нуждах строительства. Только авторитетный руководитель может сделать реализацию инвестиционных программ успешными с одобрения всех. Он умеет доказать и убедить в том, что текущая потеря работником 1000 руб. зарплаты обернётся через год-два добавкой к ней в 5000 руб., причём на длительный срок.

а) Создание и совершенствование законодательной базы, и институциональные преобразования. Государство несет ответственность за создание и непрерывную адаптацию законодательной базы (правого поля) к изменяющимся условиям функционирования экономики. Это дает возможность знать всем участникам хозяйственной деятельности свои права, обязанности и ответственность (в основном экономическую: штрафы, пени, неустойки) в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств. При этом в отношении нарушителей договорных обязательств санкции осуществляются не правительством, а автономной ветвью – судебной властью (арбитражный суд и др.) в соответствии с Гражданским кодексом и другими Законодательными и нормативными документами.

Наша страна сравнительно недавно перешла к рынку. За истекшие 18 лет законодательная база в целом создана, хотя имеются еще пробелы, например, в определении гарантии по договорам с иностранными инвесторами.

На основании законодательной базы государство создает вновь или развивает экономические «институты», призванные либерализовать хозяйственную деятельность, укрепить положение частной собственности, стимулировать малое предпринимательство. Усилия государства в направлении совершенствования и стимулирования, укрепления экономических отношений и их участников находит отражение в институциональных преобразованиях. Например, сейчас очень важно укрепить финансовую систему страны: банки, инвестиционные фонды, пенсионный фонд, страховые компании.

б) Налоговая политика. Бюджеты в государстве на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) наполняются средствами за счет налогов. Если поступления налогов будут недостаточны, то государство не сумеет обеспечить материальные потребности и базу работников бюджетной сферы (преподаватели, врачи, искусcтво, культура, МВД, Минобороны и т.д) Если же налог будет чрезмерным, то предприятиям останется мало средств для собственного развития, поэтому важно, чтобы налоговый пресс (бремя, нагрузка) был умеренным. Сейчас он ещё избыточный.

в) Политика амортизации. Амортизация наряду с чистой прибылью является источником накопления инвестиций. Чем короче сроки амортизации, тем выше норма амортизации и себестоимость продукции (а прибыль меньше). Но зато цикл обновления техники и технологии будет менее продолжительным, что и способствует росту конкурентоспособности предприятий и их продукции. Если амортизационные сроки будут продолжительными, норма амортизации уменьшится, уменьшится и себестоимость, а прибыль увеличится. Но в этом случае цикл обновления оборудования удлинится, а моральный износ техники будет нарастать. В этом свете очевидна роль государства, определяющая в целом оптимальные сроки амортизации и режимы ускоренной амортизации.

г) Инвестиционная политика. Из бюджетных средств государство на всех уровнях своего управления аккумулирует определённую часть на инвестиции. Разумеется, эти средства тратятся на создание и поддержание финансирования таких объектов, в которых очень заинтересовано государство непосредственно. Круг государственных интересов ограничен, и, учитывая ныне ограниченные размеры бюджета, перечень объектов с непосредственным участием и финансированием государства очень мал. Помимо непосредственного 100% финансирования инвестиций в какую-либо программу или проект большое влияние на инвестиционную активность оказывает даже малая доля финансирования государством стоимости будущего объекта (10-15%). При его непосредственном участии в создании объекта легче комплектуется круг акционеров или частных соучредителей предприятия, поскольку достигается без бюрократических «проволочек» получение согласований всех инспекций, кредитов и т.д. Кроме того, в будущем управление предприятиями, созданных с государственным участием, гораздо лучше.

Помимо непосредственного участия большую роль для активизации инвестиционной деятельности имеет поддержка или создание государством специализированных государственных банков (банк реконструкции и развития), инвестиционных фондов для финансирования инвестиционных проектов, отбор которых к реализации производится на конкурсной основе. Пока у государства на эти цели нет достаточных средств.

В целом перечисленные по пунктам «а» - «г» позиции представляют собой инструменты прямого (непосредственного) государственного регулирования инвестиционной деятельностью. Особенно концентрированное воздействие имеют бюджетные средства регулирования.

Бюджетными они называются потому, что выделение стимулирующих средств по ним осуществляется, как правило, в бюджетах соответствующего уровня отдельной строкой.