БРЯНСК 2011

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.

КУРС ЛЕКЦИЙ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ

ОСЛОЖНЕННОЙ СТРУКТУРЫ»

ЛЕКЦИИ № 1- 3.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОСЛОЖНЕННОЙ СТРУКТУРЫ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ПЛАН

1. Осложненное предложение. Виды осложнения структуры предложения.

2. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах и их дифференциальных признаках.

3. Структурно-семантический блок однородных членов предложения. Средства выражения однородности. Семантика блока однородных членов.

4. Открытые и закрытые ряды однородных членов.

5. Однородные и неоднородные определения, их сопоставительная характеристика.

6. Обобщающие слова при однородных членах.

7. Место предложений с однородными членами в системе других предложений.

Литература:

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991 или Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2003.

2. Грамматика русского языка. – М., 1960, т. II, ч. 1, § 834-901.

3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956, с.453-454.

4. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.

5. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. – М., 1968.

6. Русская грамматика. – М., 1980, т. II. § 2066-2073.

7. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

8. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. - М., 1988.

9. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

10. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 3 ч. Ч. 3 – М., 1995. или Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

 

Вопрос 1. Осложненное предложение. Виды осложнения структуры предложения.

 

Структура простого двусоставного и односоставного распространенного и нераспространенного предложения может быть осложненной. Осложнение предложения не связано с изменением его парадигмы, так как при этом не изменяются ни его структурная основа, ни его грамматическое значение.

По традиции выделяется два вида предложений осложненной структуры:

1) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следует отметить, что строгого определения границ осложненного предложения в синтаксической науке не выработано. Существуют разные подходы к определению границ осложненного предложения:

1) осложненными считают предложения с однородными членами, предложения с обособленными оборотами, предложения с вводными и вставными конструкциями, а также предложения с обращениями.

2) отдельные исследователи (например, Е.С. Скобликова) относят к осложненным предложениям только предложения с обособленными и однородными членами, а предложения с вводными, вставными конструкциями и обращениями выводят за пределы таких предложений, т.к. эти конструкции не являются членами предложения.

3) некоторые лингвисты в состав предложений осложненной структуры не включают предложения с однородными членами, поскольку, по их мнению, однородность лишь количественно расширяет предложение, но не осложняет его структуры.

 

Предложения осложненной структуры находятся в зоне переходности между простыми и сложными предложениями. Центр осложненных предложений занимают предложения с обособленными членами.

Место конструкций на шкале переходности определяется степенью предикативности осложняющей части предложения. Осложняющая часть предложения может содержать полупредикативность. Полупредикативность - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В вузовском учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова приведен пример, иллюстрирующий разную степень проявления предикативности в предложениях:

1. На площади стоят неподвижные и величавые липы.

______________________________________________________________________________________

2. Липы на площади стоят неподвижные и величавые.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Липы, неподвижные и величавые, стоят на площади.

______________________________________________________________________________________

4. На площади стоят липы. Они неподвижны и величавы.

______________________________________________________________________________________

Вопрос 2. Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах и их дифференциальных признаках.

 

Однородными называются такие члены предложения, _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Однородность - структурно-семантическая категория синтаксиса, однородными могут быть только члены предложения, но не части речи.

 

Однородными могут быть все члены предложения, как главные, так и второстепенные члены предложения:

1) И берег, и море молчали (Кор.) - ___________________________________________________.

2) Лодка качнулась, поднялась и исчезла (Кор.) - ________________________________________.

3) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса (П.)- _________________.

4) Помню раннее, свежее, тихое утро (Бун.) - __________________________________________.

5) То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев (Пауст.) - ________________.

Однородными могут быть компоненты членов предложения: Язык должен быть прост и изящен.

 

Дифференциальные признаки однородных членов предложения выводятся в соответствии с условиями однородности:

1) синтаксические условия:

а) ____________________________________________________________________________________

б) ____________________________________________________________________________________

в) ____________________________________________________________________________________

2) семантико-синтаксическое условие: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ПРИМЕРЫ: Соблюдаются ли условия однородности?

1. Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле (Горький).

2. Он жил пусто, одиноко, без надежды… (Леонов).

Дифференциальные признаки однородных членов (по Бабайцевой В.В.):

1) ____________________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) ____________________________________________________________________________________

4) ____________________________________________________________________________________

5) ____________________________________________________________________________________

 

Не являются однородными членами:

  ни свет ни заря, ни взад ни вперед, ни рыба ни мясо, ни то ни сё
  Еду, еду в чистом поле (П.) спел так спел, возьму да и скажу, пойду погуляю, старайся не старайся и др.
  Вас никто и никогда не поймет.  
  Пушкин и русская литература  

Вопрос 3.

Структурно-семантический блок однородных членов предложения.

В предложении ОЧП объединяются в цельный структурно-семантический блок по отношению к другим членам предложения, который связан с другими членами предложения подчинительной связью (исключение составляют подлежащие). Связь структурно-семантического блока с другими членами предложения можно показать на схемах:

1) И берег, и море молчали (Короленко).

 

 

2) Лодка качнулась, поднялась и исчезла (Короленко).

 

 

3) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса (Пушкин).

4) Помню раннее, свежее, тихое утро (Бунин);

 

 

5) То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев (Паустовский).

 

 

В предложении может быть несколько структурно-семантических блоков: Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет (Гончаров):

 

Средства выражения однородности:

ОЧП связаны между собой по смыслу и грамматически. Средства связи и выражения однородности бывают основными и дополнительными.

Основные средства связи - интонация и сочинительные союзы.

 

Интонация – ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основная особенность интонации однородности – отделение членов однородного ряда друг от друга, невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков – синтагм. Этому способствуют паузы между членами, фразовое ударение на каждом из них и равномерное повышение тона. Эти особенности более ярко проявляются при бессоюзном соединении однородных членов.

В.В. Бабайцева выделяет 4 типа интонации: перечислительная, противительная, разделительная, сопоставительная.

 

Сочинительные союзы:

Разряд Союзы
1.     и, да (=и), ни…ни, тоже, также
2.   или (иль), либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли, ли…ли, ли…или
3.     а, но, да (=но), же, однако, зато, хотя, хотя и не, не…а
4.   не только…но и, как…так и, не столько…сколько, не то что…а, не то чтобы…а, не то чтобы…но, хотя и…но, если не…то
5.     да и, а и, но и, да и то, а то, не то

 

Сочинительные ряды ОЧП могут быть союзными, бессоюзными, союзно-бессоюзными:

Огонек то трепетал, то снова гас.

В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои...

Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

 

ОЧП могут быть связаны и другими, дополнительными средствами связи:

1. ____________________________________________________________________________________

Между тучами и морем гордо реет буревестник. Уже синеет над рекой и лугами.

2. ____________________________________________________________________________________

Пропадают мои молодость и красота.

3. ____________________________________________________________________________________

Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки.

 

Семантика блока однородных членов.

Структурно-семантический блок ОЧП предполагает однотипность понятий, выражаемых ОЧП. При этом в однотипности членов предложения обнаруживаются разные степени лексико-семантических обобщений. Ср.: Радость жизни во всем я ловлю - в звездном небе, в цветах, в ароматах (Б.); Но всегда, везде и неизменно близ тебя светла душа моя (Б.). В первом примере большая степень лексико-семантические обобщения, однотипность понятий усиливается обобщающим словом. Во втором примере ОЧП представляют более частные значения, присущие разрядам обстоятельств.

Понятие однотипности - явление сложное, т.к. многое зависит от контекста. В контексте синонимичными могут быть даже антонимы: И радостно, и грустно мне (Федоров).

Общее значение однотипности ряда ОЧП уточняется разнообразными средствами связи (особую роль в выявлении семантики играют союзы). Отметим наиболее яркие, частотные лексико-семантические отношения между ОЧП:

1) отношения градации, когда следующий член ряда приобретает большую смысловую значимость: А ты, младое вдохновенье... Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть (П.).

2) разделительные отношения (возможность одного из нескольких явлений, их чередование, взаимоисключение...): Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет (посл.).

3) противительные (с частными значениями уступки, возмещения): Меня поразили звуки странной. но чрезвычайно приятной и милой музыки.

4) причинно-следственные: Лески ложились на листья и не тонули.

5) временные (одновременность и последовательность): Степь стала желтеть, потом розоветь на востоке.

Т.о., в рядах ОЧП выражаются разные значения, связанные с лексико-семантическими значениями словоформ. Но какой бы ни была конкретная семантика членов предложения, в контексте их объединяет однотипность значений. Это непременное условие однородности.

Вопрос 4. Открытые и закрытые ряды однородных членов.

 

Ряды однородных членов могут быть открытыми и закрытыми (замкнутыми и незамкнутыми).

Открытый ряд __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Закрытый ряд __________________________________________________________________

 

Определяющими в этом случае являются союзы и интонация:

- открытыми бывают ряды _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Помню раннее, свежее, тихое утро (Б.)

- закрытыми являются ряды ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

Вопрос 5. Однородные и неоднородные определения,

их сопоставительная характеристика.

Разграничение однородных и неоднородных определений - один из наиболее трудных вопросов. Определения, относящиеся к одному слову, могут быть однородными и неоднородными.

Однородными называются определения, _____________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Неоднородными называются определения, ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В грамматической литературе предложены следующие критерии разграничения однородных и неоднородных определений:

 

1. Семантический: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всюду мелькали белые, красные, синие рубахи. - На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка.

 

2. Морфологический: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Над нами шумели красивые, стройные кедры.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

В тихой, освещенной огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики.

 

3. Синтаксическиекритерии:

а) характер связи с определяемым словом: ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я усыпляю пустые, черные мечты. В старом фруктовом саду пела иволга.

б) характер интонации: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) связь определений между собой:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) позиция по отношению к определяемому слову: ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выстроили большой каменный дом. - Выстроили дом большой, каменный.

д) количество определений в ряду однородных: _______________________________________

______________________________________________________________________________________

Около родника весело выбивается короткая, светло-зеленая, бархатная травка

Контекст может способствовать семантическому сближению определений, если они объединяются общим признаком (сходством производимого впечатления, причинной связью и т.д.):

Низкие, черные облака поплыли по небу.

 

От однородных определений надо отличать определения, связанные пояснительными отношениями. При таких сочетаниях определений второе поясняет первое, раскрывая его содержание. Значение пояснения раскрывается в контексте. Сравните:

Надо строить новые красивые дома (пояснения нет, смысл: нужны новые дома).

Надо строить новые, красивые дома (пояснение, смысл: дома были некрасивые).

Грамматическим признаком пояснительных отношений является интонация пояснения и возможность постановки между определениями пояснительных союзов (то есть, а именно).

 

Вопрос 6. Обобщающие слова при однородных членах.

 

При однородных членах нередко употребляются обобщающие слова.

 

Обобщающими называются слова, сочетания слов, ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В логико-семантическом плане обобщающие слова и ряды однородных членов соотносятся как "род и вид", "целое и части": В вестибюле, в коридоре, в кабинетах - всюду толпились люди.

 

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

В роли обобщающих слов обычно употребляются слова с более широкой семантикой по сравнению с однородными членами:

Способы выражения обобщающих слов Примеры
  В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов). Ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку (Винокуров).
  Над вами, кругом вас - всюду туман (Толстой). Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (Горький).
  По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, розовые сыроежки, душистые рыжики.
  Другой актер был неважный: лысенький, в пенсне. Он заметно молодился - подкрашивал усы, носил вышитые рубашки (Леонтьева).
  По большому двору нескладно раскидались дворовые постройки: флигель, людская баня, конюшня, птичник... (Шолохов).
  Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик (Короленко).
  А может быть, ему просто помогали те своеобразные черты характера, которые он привез с собой из недр провинциального края: хитрость, наблюдательность, безмятежный и открытый тон речи, природная склонность к юмору (Куприн).

 

В зависимости от позиции, которую занимает обобщающее слово по отношению к однородным членам, определяется характер синтаксических отношений между ними.

Если обобщающее слово стоит в препозиции, то между ним и однородными членами складываются пояснительные отношения: однородные члены поясняют, уточняют семантику обобщающего слова; в этих случаях ставится двоеточия.

Если обобщающее слово стоит в постпозиции, то выражаются собственно обобщающие отношения: обобщающие слова подводят итог, вытекающий из смысла однородных членов; в таких случаях перед обобщающим словом ставится тире.

Вопрос 7. Место предложений с однородными членами

в системе других предложений.

 

Вопрос о месте предложений с однородными членами в системе других предложений в современной синтаксической науке решается неоднозначно. Разные подходы к решению данного вопроса связаны с историей учения об однородных членах.

Длительное время предложения с однородными членами рассматривались как предложения «слитные», возникшие в результате слияния двух и более предложений. Такой подход представлен в работах представителей логико-грамматического направления: Н.И. Греча («Практическая грамматика», 1827), А.Х. Востокова («Русская грамматика», 1831), Ф.И. Буслаева («Историческая грамматика русского языка», 1868).

Термин «слитные предложения» использовал и А.М. Пешковский («Русский синтаксис в научном освещении», 1914 г.). Однако ученый указывал, что термин «слитное» «удачно выражает природу этих предложений, действительно среднюю между односоставностью и сложностью». Но с точки зрения исторической этот термин себя не оправдывает, т.к. процесс слияния предложений доказать невозможно. Пешковский вводит в научный обиход термин «однородные члены» (такие члены, которые соединены или могут быть соединены союзами без изменения их грамматических свойств и смысла высказывания).

Точку зрения А.М. Пешковского поддержал А.А. Шахматов («Синтаксис русского языка», 1941), который отрицал возможность слияния предложений.

В синтаксических теориях середины XX века нет упоминания о «слитных» предложениях. В Грамматике-50 речь идет о предложениях с однородными членами как о простых предложениях осложненной структуры.

В современной синтаксической науке предложения с второстепенными однородными членами рассматриваются как простые осложненной структуры. Неоднозначно решается вопрос о предложениях с однородными главными членами, особенно с однородными глагольными сказуемыми.

1. При традиционном подходе эти предложения рассматриваются в составе простых предложений осложненной структуры. Это отражено в «Грамматике русского языка» 50-х годов, во многих вузовских пособиях и во всех школьных учебниках.

2. В исследованиях В.А. Белошапковой, «Русской грамматике-80», «Грамматике современного русского литературного языка» (1970) предложения с однородными глагольными сказуемыми рассматриваются как сложносочиненные или бессоюзные моносубъектные предложения (с одним, общих для них подлежащим), т.к. свойственна полипредикативность.

3. Вслед за А.М. Пешковским, говорившим о существовании «синтаксически не вполне дифференцированных» предложений, отдельные ученые (Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов) трактуют эти конструкции как предложения переходного типа, занимающие промежуточное положение между простыми и сложными предложениями, тяготеющие то к одним, то к другим в зависимости от контекста.

ЛЕКЦИЯ № 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ

ЧЛЕНАМИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

ПЛАН

1. Понятие об обособлении. Краткая история разработки учения об обособленных членах предложения.

2. Полупредикативность как основной признак обособленных членов предложения. Вопрос о полипропозитивности предложений с обособленными членами.

3. Общие и частные условия обособления.

4. Система обособленных членов предложения.

Литература:

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991 или Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 2003.

2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956, с. 412-436.

3. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.

4. Распопов И.П. К вопросу об обособлении // Русский язык в школе – 1985. - № 1.

5. Русская грамматика. – М., 1980, т. II. С. 180-190.

6. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

7. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. - М., 1988.

8. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

9. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 3 ч. Ч. 3 – М., 1995. или Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

Вопрос 1. Понятие об обособлении.

Краткая история разработки учения об обособленных членах предложения.

Обособление – __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Люблю сердца, способные простить (Э. Асадов).

У моста, поеживаясь спросонок,

Две вербы ладошками пьют зарю.

Крохотный месяц, словно котенок,

Карабкаясь, лезет по фонарю (Э. Асадов).

 

Обособленные члены предложения могут иметь разное морфологическое выражение, но их объединяет то, что они выделяются по смыслу и интонационно с целью выражения некоторого добавочного сообщения.

Краткая история разработки учения об обособленных членах предложения.

В истории синтаксической науки выделяют несколько этапов в развитии теории об обособленных членах предложения.

1 этап – 30-80-е годы XIX века.

В это время существовал взгляд на обособленные члены предложения как на сокращенные придаточные предложения. Термин «сокращенное придаточное предложение» впервые использовал Н.И. Греч в «Практической грамматике» (1827). А.Х. Востоков в книге «Русская грамматика» (1831) писал, что придаточные предложения могут быть полными и сокращенными. И другие представители логико-грамматического направления (Ф.И. Буслаев, И.И. Давыдов) считали, что придаточные предложения могут сокращаться в имена существительные, прилагательные и наречия, т.е. переходить в отдельные члены предложения. Таким образом, обособленные члены отождествлялись с сокращенными придаточными предложениями.

2 этап – 80-е годы XIX века – начало XX века.

В работе А.А. Потебни «Из записок по русской грамматике» (1874-1888) доказывается несостоятельность теории сокращенных придаточных предложений. Потебня, занимавшийся исследованиями в области истории языка, показал, что нет оснований говорить о первичности так называемых сокращенных придаточных предложений: причастия, по утверждению ученого, не возникли из придаточных предложений, наоборот, придаточные предложения со словом который появились позднее. Кроме того, Потебня указал на главное отличие выделенного члена от обычного – его семантическую осложненность, в частности, отметил обстоятельственные оттенки у определений.

3 этап – 20-е годы XX века.

Теорию обособленных членов разрабатывает А.М. Пешковский («Русский синтаксис в научном освещении», 1914 г.). Он и вводит в научный обиход сам термин «обособленные второстепенные члены». Ученый анализирует разные виды обособленных членов, намечает общие и частные условия обособления. Пешковский разрабатывает учение об обособленных членах предложения, опираясь на интонационно-ритмические особенности организации предложения, понимая под обособлением интонационное выделение какой-либо части высказывания. При этом описание самих членов предложения в работе Пешковского опирается на их морфологическую принадлежность: обособленное прилагательное, обособленное деепричастие и т.д.

4 этап – 50-е годы XX века.

С середины XX века («Грамматика русского языка» под редакцией академика В.В.Виноградова (1954 г.)) выдвигаются новые положения в учении об обособлении: 1) обособление – не только интонационное, но и смысловое выделение членов предложения с целью придания им большей самостоятельности; 2) обособленными не могут быть главные члены предложения, составляющие предикативную основу предложения.

5 этап – 60-70-е годы XX века – XXI века.

Развиваются новые положения теории:

1) утверждается полупредикативность как основной признак обособленных членов предложения; под полупредикативностью понимается наличие дополнительного к основному высказыванию сообщения об отнесенности высказывания к действительности;

2) уточняются функции обособленных членов (полупредикативная и уточняющая), соответственно делается вывод о том, что обособленными могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения, выражающие уточнение, пояснение;

3) уточняются причины обособления: желание говорящего или пишущего актуализировать смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания;

4) раскрываются разнонаправленные связи полупредикативных членов предложения (они связаны не только с определяемым словом, но и с предикативной основой предложения);

5) устанавливается соотнесенность полупредикативных обособленных членов предложения с другими синтаксическими конструкциями.

Современное учение об обособленных членах предложения носит многоаспектный характер.

ВОПРОС 2. Полупредикативность как основной признак обособленных членов предложения. Вопрос о полипропозитивности предложений с обособленными членами.

Основным признаком предложений с обособленными членами считается полупредикативность.

Предикативность (по В.В. Виноградову) - __________________________________________

____________________________________________________________________________________.

Осложняющая часть предложения может содержать полупредикативность, т.е. __________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В скалах, заросших оранжевыми лилиями, гнездились дикие голуби (Паустовский) – основное сообщение выражено основой, это основное сообщение осложняется другим (скалы заросли оранжевыми лилиями). Когда оба сообщения объединяются в рамках простого предложения, одно становится ведущим (появляются предикативные отношения), а другое – дополнительным (появляются полупредикативные отношения).

О том, что такой член предложения содержит скрытую предикативность, свидетельствует возможность замены придаточной частью (которые…). Но, в отличие от придаточной части, такие члены предложения не имеют своего грамматического ядра – предикативной основы.

 

Предложения с обособленными членами обладают полипропозитивностью.

Пропозиция – _______________________________________________________________ Обособленный член предложения может быть носителем дополнительной пропозиции.

 

Предложения с полупредикативными обособленными членами занимают промежуточное положение между простыми и сложными предложениями. Специфика предложений с полупредикативными обособленными членами состоит в том, что в них передается больший объем информации при помощи минимального количества лексических средств.

Вопрос 3. Общие и частные условия обособления.

 

Условия обособления впервые были сформулированы А.М. Пешковским. Он говорил об общих и частных условиях обособления. Общие условия обособления касаются большей части членов предложения, а частные – только отдельных в конкретных контекстах.