Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование

Классификация налогов и сборов

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов совокупность налогов, которая требует упорядочения и классификации - группировки по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов; субъект - налогоплательщик; характер применяемых ставок; источник и объект налогообложения; орган, устанавливающий налоги; порядок введения налога; уровень бюджета, в который зачисляется налог; целевая направленность налога; другие признаки.

Большую роль при выборе этих признаков играет форма государственного устройства. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в унитарном государстве они делятся на общегосударственные и местные. В федеративном государстве налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Налоговая система Российской Федерации согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы.

В качестве критерия может выступать объект налогообложения. В соответствии с этим налоги делятся на налоги с дохода, налоги с имущества, ресурсные налоги, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги и сборы непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации. По регулирующим налогам устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов и сборов, которые группируют по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов налогообложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов.

Налоги в РФ классифицируются:

1. по принадлежности к уровню власти:

- федеральные (НДС, НДФЛ);

- региональные (транспортный налог);

- местные (земельный налог);

2. по методу взимания:

- прямые (налог на прибыль, ЕСН);

- косвенные (НДС, акцизы, таможенная пошлина);

3. по субъекту уплаты:

- с юридических лиц (налог на имущество организаций);

- с физических лиц (налог на имущество физических лиц);

4. по принадлежности к звеньям бюджетной системы:

- регулирующие (налог на прибыль, плата за пользование водными объектами);

- закрепленные (ЕСН);

5. по объекту налогообложения:

- реальные (имущественные) (транспортный налог);

- ресурсные (НДПИ);

- личные (НДФЛ);

- взимаемые с фонда оплаты труда (ЕСН);

6. по способу налогообложения:

- у источника;

- по декларации;

- по кадастру;

7. по применяемой ставке:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные;

кратные минимальному размеру оплаты труда;

8. по назначению:

- общие;

- специальные;

9. по источнику налогообложения:

- уплачиваемые из прибыли;

- уплачиваемые за счет издержек;

- относимые на уменьшение финансового результата;

- уплачиваемые с общей суммы выручки;

- уплачиваемые из доходов.

 

 

Налоговая политика представляет собой важную составляющую государственной социально-экономической политики. В ходе ее реализации должны решаться задачи стимулирования бизнеса вообще или определенных его направлений. Более того, налоговая политика определяет фискальные возможности власти и соответственно обеспечивает поступление финансовых ресурсов для решения задач, поставленных перед правительством, в том числе задач по созданию и поддержанию необходимой для бизнеса инфраструктуры. В этом выражается природа налогов - взаимоувязка противоположных по направлению интересов властей и бизнеса.

Налоговая политика представляет собой комплекс правовых действий органов власти и управления, направленных на регулирование отношений по поводу формирования финансов государства с помощью специально построенного налогового механизма.

В связи с этим налоговая политика может быть эффективной только тогда, когда она имеет выборочную ориентацию на стимулирование развития отдельных экономических субъектов или отдельных экономических территорий в соответствии с поставленными целями в рамках общей социально-экономической политики.

Именно такую функцию выполняют специальные налоговые режимы в рамках единообразного, ориентированного на федеральный центр, отличающегося малым количеством налоговых льгот налогового кодекса. То есть специальные налоговые режимы - это направление налоговой политики, благодаря которому интенсивно реализуется регулирующая, стимулирующая функция налогов. Данный факт подтверждается тем, что каждый специальный налоговый режим изначально ориентирован на решение определенного блока экономических и социальных задач.

Воздействие государства на экономические процессы с помощью налоговых инструментов осуществляется путем реализации научно обоснованной налоговой политики. В современных условиях задачами налоговой политики государства являются:

- учет действующих экономических параметров развития общества и конкретной экономической ситуации, сложившейся в стране;

- обеспечение рыночных и социальных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;

- обеспечение государства финансовыми ресурсами, их мобилизация, определение возможных резервов роста;

- создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом, региональном и межотраслевом разрезе, ее соответствия общей экономической политике страны как на национальном, так и на межгосударственном уровне.

Национальная налоговая политика определяется как совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного эффекта при мобилизации налоговых ресурсов и управлении ими в пределах экономического пространства государства. Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все предусмотренные направления экономического роста.

Анализ практики применения налогового механизма в разных странах показал, что налоговый механизм состоит из ряда систем и элементов, в совокупности обеспечивающих требуемый уровень воздействия налогового механизма на налоговые отношения.

Несмотря на то, что национальная и межгосударственная налоговая политика может разрабатываться для решения различных задач и, следовательно, определять различные формы налогового механизма, выделяются общие (характерные) системы, действующие в налоговом механизме, в пределах любого налогового пространства (рис. 1).

 


Рис.1 – Система налогового механизма в пределах единого экономического пространства

 

В соответствии с комплексным подходом к формированию согласованной налоговой политики единый налоговый механизм объединенной экономики включает в себя основные системы управления налоговыми отношениями: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговое администрирование. В зависимости от конкретных целей и задач, решаемых в рамках экономических образований, развития научной и методической базы роль каждой из систем может быть неодинаковой на разных этапах организации и формирования единого налогового пространства.

Система налогового планирования имеет немаловажное значение в организации работы налогового механизма, поскольку оцениваются потенциальные возможности увеличения доходной базы бюджета, определяются основные формы и методы воздействия налогов на экономику.

Система налогового регулирования представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках национальной налоговой системы. Осуществляя налоговое регулирование посредством увеличения доли налоговых изъятий, диверсификации налоговых ставок и льгот, государство может стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей и регионов, национальной экономики.

Определяя третий основной блок налогового механизма неслучайно выделяется в качестве его составляющей система налогового администрирования. Усиление роли государства в воздействии на экономические процессы при помощи налоговых методов приводит к необходимости создания специальных организационных структур управления налоговыми отношениями - налоговых администраций, обеспечивающих эффективность работы всех звеньев налогового механизма. Значение налоговых администраций все возрастает, существенно расширяется сфера их функционирования в условиях создания единого налогового пространства. В функции налоговых администраций на территории экономического сообщества входит разработка согласованной налоговой политики, конкретного налогового инструментария и оценка его действия.

Все рассмотренные системы и элементы в большей или меньшей степени характерны для любого налогового механизма. Вместе с тем организация налогового механизма в рамках отдельной территории, естественно, может обладать определенной спецификой, зависящей от целей и задач согласованной налоговой политики.