Рюмина М. А. Тайна смеха, или Эстетика комического. – М., 1999.

 

Тема 4. Искусство в системе эстетического восприятия личности.

1. Основные подходы к пониманию природы искусства.

2. Искусство как феномен культуры.

3. Функции искусства.

4. Традиции и инновации в искусстве.

5. Художественный образ как «первоэлемент» искусства.

Литература

Ванслов В. Р. Что такое искусство. – М., 1988.

Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб., 1998.

Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени // Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. – М., 1984.

Рид Г. Значение искусства // Современная западно-европейская и американская эстетика. – М., 2002.

Романов Ю. И. Образ, знак в искусстве. – СПб., 1993.

Татаркевич В. История шести понятий. – М., 2002.

 

Тема 5. Стиль в искусстве.

1. Стиль как предметная форма бытия культуры.

2. Художественный стиль.

3. Проблема соотношения стиля и канона в искусстве.

4. Эволюция стилей: классицизм, барокко, рококо, реализм.

Литература

Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.

Мириманов В. Б. Истоки стиля. – М., 1999.

Устюгова Е. Н. Стиль как явление культуры. – СПб., 1994.

 

Тема 6. Проблема восприятия в искусстве.

1. Понимание и сотворчество.

2. Художественный вкус и эстетическая оценка произведения искусства.

3. Воздействие искусства на личность: катарсис.

Литература

Бучило Н. Ф. Художественное восприятие. – М., 1989.

Выготский Л. Психология искусcтва. – М., 1965.

Мейлах Б. С. Процесс творчества в художественном восприятии. – М., 1985.

Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительское восприятие. – М., 1994.

Фитер Д. Оценивание без наслаждения // Американская философия искусства. – М., 1997.

 

Тема 7. Искусство и игра.

1. Понятие игры.

2. Игра в искусстве.

3. Игровые формы искусства.

Литература

Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.

Столович Л. Н. Искусство и игра. – М., 1987.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Черняков И.В. Игра и художественная деятельность. – М., 1991.

 

Тема 8. Эстетика Античности.

1. Становление античной эстетики, ее мифологические основы. Гомер, Пифагор.

2. Платон и Аристотель об искусстве. Мимезис, катарсис.

3. Эстетика эллинизма.

4. Искусство в культуре Древней Греции.

Литература

Кривцун О. А. Эстетика. – М., 1998.

Никитина А. Мимесис в эстетике Аристотеля. – М., 1990.

Лосев А. Ф. Эстетика античной эстетики. – М., 2000.

Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. – М., 1994.

Татаркевич В. Античная эстетика. – М., 1977.

 

Тема 9. Происхождение искусства.

1. Возникновение искусства, его взаимосвязь с религией.

2. Религиозные и светские концепции происхождения искусства.

3. Миф и ритуал как основы первобытного искусства.

4. Первобытная живопись и скульптура.

Литература

Белова О. Ю. История искусств. – М., 1997.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Т.2. – Смоленск, 1997.

Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. – М., 1970.

Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2002.

Найдыш В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М., 2002.

Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. – М., 1995.

Хайдеггер М. Исток искусства и предназначение мысли // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.

Художественная культура первобытного общества. – СПб., 1994.

 

Тема 10. Религиозное искусство.

1. Богословская эстетика.

2. Религия и искусство. Магия и искусство.

3. Церковный канон и художественное творчество.

Литература

Жильсон Э. Религиозное искусство // Западно-европейская эстетика XX века. – М., 1991.

Угринович Д. М. Искусство и религия. – М., 1988.

Яковлев Е. Г. Христианство и искусство // Яковлев Е. Г. Эстетика. – М., 1999.

 

Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.

1.Философские основы искусства конца XIX — начала XX в.: А. Шопенгауэр и «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон). Искусство как способ выражения иррациональной сущности человека.

2.Стиль «модерн» в искусстве рубежа веков.

3.Эстетические основы и практика западноевропейского символизма.

4.Причины многообразия художественных направлений в искусстве и эстетике XX в.

5.Антиреалистическая тенденция в искусстве: кубизм, сюрреализм, абстракционизм.

Литература

Андреев И.С. Шопенгауэр как философ и моралист. – М., 1991.

Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Т.2. – Смоленск, 1997.

Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.

Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. – М., 1994.

Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. – Мн., 1998.

Мальнин А.Ф. Эстетическая концепция модернизма. – М., 1984.

Швинглхурст Э. Сюрреалисты. – М., 1998.