Регулирование инвестирования в ценные бумаги
Значительный объем нормативных документов регулирует инвестиционную деятельность, объектом которой являются финансовые активы. Эти документы служат основой для различных методов регулирования, подразделяемых в общем случае на институциональные и функциональные. К институциональным относятся такие методы, с помощью которых осуществляется регулирование финансового положения инвестиционных институтов и качественное управление ими — установление требований к размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, регулирование структуры активов и пассивов, ограничения на участие в рисковых операциях и т.п. Функциональные методы связаны с установлением правил совершения определенных операций — брокерских, дилерских, по учету прав по ценным бумагам и др.
Инвестирование в ценные бумаги регулируется и общегражданскими нормами, и специальными правовыми актами. Например, ГК РФ устанавливает, что:
- сделки купли-продажи именных ценных бумаг осуществляются в простой письменной форме (если иное не установлено законом или соглашением сторон);
- в договоре мены ценных бумаг каждая из сторон договора в отношении бумаг, передаваемых ей другой стороной, признается покупателем;
- договоры дарения и займа ценных бумаг заключаются в простой письменной форме, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон;
- право на получение дохода по ценным бумагам, находящимся в залоге, принадлежит залогодателю.
Тем не менее основной объем источников правового регулирования финансового инвестирования составляют специальные нормативные документы — Законы «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Указы Президента РФ, постановления Правительства России, регулирующие документы ФСФР.
В частности, Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что любой вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является лицензируемым. Важные нормы содержит Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», который гарантирует обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, за исключением государственных и муниципальных. Поскольку в сделках с ценными бумагами задействованы, как правило, три стороны — инвесторы, эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг, то существенный объем нормативных документов регулирует взаимосвязи этих сторон. Особое значение уделяется при этом регистраторской, депозитарной и клиринговой деятельности.
Основными принципамигосударственного регулирования инвестиций в ценные бумаги являются:
1. Принципы единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.
2. Принципы минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования. Данный принцип означает, что государство регулирует деятельность участников рынка ценных бумаг в тех случаях, где это абсолютно необходимо. Поскольку интересы государства и участников рынка во многом совпадают, и в частности в сфере поддержки ликвидности и стабильности рынка, управления рисками, снижения возможности для злоупотреблений, возникает необходимость осуществить саморегулирование. Последнее предполагает передачу части функций государства в области нормотворчества и контроля профессиональным участникам рынка, которые объединяются в саморегулируемые организации. Эффективная деятельность саморегулируемых организаций основана на том, что участники рынка лучше, чем кто-либо другой, знают, какие требуются на практике механизмы контроля и учета, как проявляются нарушения, они заинтересованы в соблюдении адекватных этических норм.
3. Принцип равных возможностей, заключающийся в том, что отсутствуют какие-либо преимущества у того или другого участника рынка ценных бумаг перед органами регулирования.
4. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, означающий, что она должна быть нацелена на установленные долгосрочные ориентиры и могла бы адаптироваться к происходящим изменениям.
Основными объектами регулирования в этой области являются:
• эмитенты ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами (регистраторы, аудиторы и т.д.);
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• инвесторы и организации, занимающиеся управлением инвестиций;
• саморегулируемые организации.
Наряду с правовым регулированием в нашей стране создается система регулярного контроля, надзора, обеспечивающего поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
Система надзора включает:
• Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) России;
• региональные отделения ФСФР;
• лицензирующие органы (имеющие генеральную лицензию);
• саморегулируемые организации.
Эта система позволяет распределить отдельные функции между соответствующими органами и более эффективно обеспечивать соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.
создание Агентства содействия инвестициям.
Функции агентства специфичны: оно не только не подменяет собой ни банк, ни инвестиционный институт, как и не является структурой, привлекающей инвестиции для себя. Оно призвано способствовать ускорению инвестиционного процесса в области и регионе, и представляет собой элемент соответствующей инфраструктуры.
Имея связи и опыт работы, агентство может выполнить функции катализатора: ускорения и увеличения притока капитала, а также повышения уровня готовности предприятий к принятию инвестиций.
Основная цель агентства - оказание всесторонней поддержки предприятиям в привлечении отечественных и зарубежных инвестиций. Для успешного прохождения всех стадий инвестиционного цикла предприятиям потребуется помощь квалифицированных специалистов. Такие специалисты, знакомые с международной инвестиционной практикой и имеющие положительный опыт реализации проектов в России, а также методические разработки и программные продукты для разработки и сопровождения инвестиционных проектов на уровне мировых требований,- наиболее ценная составляющая капитала вновь создаваемого агентства.
В функции агентства входит: формирование портфеля инвестиционных предложений; проведение маркетинговых исследований; отбор приоритетных проектов но критериям, выбранным инвестором. осуществление комплекса работ по технико-экономическому обоснованию проектов; содействие в подписании и исполнении контрактов по финансированию проектов, поставкам оборудования, сбыту продукции.
Кроме того, агентство оказывает поддержку любой деятельности, способствующей улучшению инвестиционного климата в Западно-Сибирском регионе.