Регулирование инвестирования в реальные активы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимают определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов. Так, в той или иной степени вопросы инвестирования затрагиваются в Конституции РФ, Гражданском и Налоговом кодексах, законах об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, собственности, приватизации, внешнеэкономической деятельности, валютном регулировании и др. Например, ст. 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданский кодекс РФ определяет правовые основы предпринимательства, регулирует договорные отношения, устанавливает основания возникновения имущественных и неимущественных прав и т.п.

В нашей стране также приняты специальные законы и иные нормативные акты, регулирующие непосредственно инвестиционный процесс. К ним можно отнести Законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г., «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г., а также «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» от 21 июня 1999 г., отдельные постановления Правительства РФ, иных государственных органов, в частности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ранее — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — ФКЦБ, в настоящее время — Федеральной службы по финансовым рынкам — ФСФР).

 

При регулировании такой инвестиционной деятельности государство использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные (прямые) методы предполагают прямое воздействие государства на субъекты инвестиционной деятельности путем принуждения (введение регламентов, запретов, ограничений, разрешений). В качестве инструментов подобного воздействия выступают нормативные акты. Экономические методы предполагают воздействие государства на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. К таким методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей.

Законом «Об инвестиционной деятельности...» предусматриваются следующие формы государственного регулирования подобной деятельности.

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития лизинга;

- приведения переоценок основных фондов в соответствие с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

- размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материало-, энерго- и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля над их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

- гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

- защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.