Основные отличия моделей КСО в Европе и России
Сравнимые индикаторы | Великобритания и континентальная Европа | Россия | |
Основные получатели по степени важности | · Персонал · Потребители · Сообщество · Акционеры | · Государство · Собственники · Персонал · Потребители | |
Стимулирующие/движущие силы развития КСО | · Сами корпорации · Сообщество · Государство | · Государство (верховная исполнительная власть) · Сами корпорации · Местные власти | |
Роль неправительственных и некоммерческих организаций | · Многочисленны и многообразны · Большое влияние на общественное мнение и реальные механизмы давления на бизнес в целом | · Пока сравнительно немногочисленны · Скорее помощники, чем двигатели КСО · В вопросах КСО пока недостаточно известны в обществе и не обладают существенным влиянием | |
Тенденции социальной отчетности (СО) | · СО инициируется самим бизнесом · Стандарты СО хорошо адаптированы и широко применяются · СО ориентирована на большинство потребителей | · СО находится на начальном этапе · СО зачастую недопонимается как целостная система и недооценивается ее полезность в долгосрочной перспективе · СО в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени — на общество) |
Источник: Ассоциация менеджеров, 2004.
Наиболее прагматичная форма осуществления корпоративной социальной ответственности для нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы страны — социальные инвестиции. В общем случае под социальными инвестициями понимают материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.
Для формирования системной картины в сфере социальных инвестиций, осуществляемых российскими компаниями, целесообразно рассматривать социальное инвестирование в двух взаимосвязанных аспектах — количественном(т. е. сколько средств выделяется на решение социальных задачи) и качественном(т. е. как и насколько комплексно этот процесс организован).
Количественный аспектпредполагает осуществление непосредственной оценки финансовых затрат российских компаний на социальные программы и инициативы. Характеристикой данного аспекта может служить количественный индекс социальных инвестиций, включая его подиндексы. Данные индикаторы предполагают диагностику как абсолютной, так и относительной величины денежных сумм, выделяемых компаниями на социальные программы.
Количественные индексы отвечают на вопрос «сколько инвестируется денег». Согласно имеющимся оценкам, в среднем величина социальных инвестиций в российских компаниях составляет более 28 тыс. руб. в год на одного работника, отношение объемов социальных инвестиций к валовым продажам — около 2 %, а к балансовой прибыли — 11,25%.
Качественный аспектсвязан с оценкой степени полноты и комплексности процесса социальных инвестиций. В настоящее время не существует единых стандартов для качественной оценки степени полноты и комплексности инвестиционного процесса социальных программ. В отдельных исследованиях используются три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показателях, наиболее адекватно характеризующих нынешний этап развития российских компаний.
1-я группа критериев— институциональное оформление социальной политики — предполагает учет по трем позициям:
а) наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании (нормативная централизация социальной политики);
б) наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных программ фирмы (организационная централизация социальной политики);
в) наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики).
2-я группа критериев— система учета социальных мероприятий — предполагает учет по четырем позициям:
а) наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами (унификация и стандартизация финансовой информации);
б) внедрение международных стандартов социальной отчетности;
в) оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций (обеспечение обратной связи между инвестором и социальными инвестициями);
г) примеры социальных программ (информирование общественности в целях передачи позитивного опыта, саморекламы и продвижения репутации и имиджа компании).
3-я группа критериев— комплексность осуществляемых социальных инвестиций — предполагает учет по пяти направлениям затрат:
а) развитие персонала компании;
б) охрана здоровья и труда персонала;
в) природоохранная деятельность и ресурсосбережение;
г) поддержание добросовестной деловой практики;
д) развитие местного сообщества.