Гипотеза Хирша

Модель Кордена.

Гипотезы и модели прямых иностранных инвестиций в теории внешней торговли

Корден модифицировал условия известной модели H-O-S которую разработал ранее Олин и применил её к решениям предприятий, которые производят в своей стране множество дифференцированных продуктов. Новая гипотеза основана на следующих предположениях:

1. для всех стран характерны неоклассические производственные функции, которые для соответствующих товаров во всех странах одинаковы;

2. факторы спроса во всех странах идентичны;

3. вещественный и интеллектуальный капиталы в международном плане абсолютно мобильны;

4. фактор «рабочая сила» везде немобилен;

5. производственные функции и обеспеченность факторами производства с течением времени не меняются;

6. отсутствуют или не влияют на принятие решений предприятиями о месте размещения своих производств меры государственного регулирования, такие, как пошлины и налоги на доходы;

7. отсутствуют транспортные издержки;

8. эффект от роста масштабов производства не проявляется.

Заслуга Кордена состоит в том, что он сумел увязать решения, принимаемые относительно прямых иностранных инвестиций, с экспортом товаров, указав на их взаимозаменяемость.

Основывается на модели H-O-S. Хирш провёл сравнение издержек экспортной деятельности и от основания дочерних компаний. Заслуга Хирша состоит в том, что он показал, что мотивы ПИИ можно рассматривать, только если сопоставить экономические преимущества, которые возникают в сравнении с экспортной деятельностью. Недостатком теории является неучёт ещё одной стратегии интернационализации – продажи лицензий.

 

 

3. Регулирование прямых иностранных инвестиций [1,424]

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами.

Участники МИС: национальные правительства, межправительственные экономические организации (ВТО, Организация по экономическому сотрудничеству развитию (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др).

Наибольшее практической значение имеют двухсторонние инвестиционные соглашения (Bilateral investment treaties, BITs).

Основными элементами BITs выступают:

-Декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;

-общее определение ПИИ

-формы двухстороннего сотрудничества

-этапы осуществления положений соглашения

-механизмы защиты инвестиций

Многие национальные правительства вырабатывают условия допуска иностранных инвесторов в свою экономику, которые могут быть подразделены на следующие основные категории:

А) требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объёме продаж на национальном рынке;

Б) обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы

В) установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране;

Г) требования по передаче технологии;

Д) обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

Существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в развивающиеся страны, призвано играть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Agency Guaranteed Investment MAGI).

Основная функция агентства заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов.

К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии относятся:

1. ограничения на перевод валюты;

2. экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения;

3. нарушения договоров;

4. война или гражданские беспорядки.

 

На национальном уровне во многих странах, в том числе в России, действует принцип защиты иностранных инвестиций. Он основан на документах Международной торговой палаты «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.), а также ОЭСР «Кодекс либерализации движения капитала» (1971 г.), и «Декларации о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976г.). В этих документах странам рекомендуется распространять национальный режим и на капиталовложения из других стран.

Наиболее часто используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций в развитых странах:

1. предварительное разрешение на осуществление ПИИ;

2. ограничения на ПИИ в определённых отраслях и сферах (военная и добывающая промышленность);

3. ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний, в плоть, до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль;

4. требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.