Гипотеза Хирша
Модель Кордена.
Гипотезы и модели прямых иностранных инвестиций в теории внешней торговли
Корден модифицировал условия известной модели H-O-S которую разработал ранее Олин и применил её к решениям предприятий, которые производят в своей стране множество дифференцированных продуктов. Новая гипотеза основана на следующих предположениях:
1. для всех стран характерны неоклассические производственные функции, которые для соответствующих товаров во всех странах одинаковы;
2. факторы спроса во всех странах идентичны;
3. вещественный и интеллектуальный капиталы в международном плане абсолютно мобильны;
4. фактор «рабочая сила» везде немобилен;
5. производственные функции и обеспеченность факторами производства с течением времени не меняются;
6. отсутствуют или не влияют на принятие решений предприятиями о месте размещения своих производств меры государственного регулирования, такие, как пошлины и налоги на доходы;
7. отсутствуют транспортные издержки;
8. эффект от роста масштабов производства не проявляется.
Заслуга Кордена состоит в том, что он сумел увязать решения, принимаемые относительно прямых иностранных инвестиций, с экспортом товаров, указав на их взаимозаменяемость.
Основывается на модели H-O-S. Хирш провёл сравнение издержек экспортной деятельности и от основания дочерних компаний. Заслуга Хирша состоит в том, что он показал, что мотивы ПИИ можно рассматривать, только если сопоставить экономические преимущества, которые возникают в сравнении с экспортной деятельностью. Недостатком теории является неучёт ещё одной стратегии интернационализации – продажи лицензий.
3. Регулирование прямых иностранных инвестиций [1,424]
Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами.
Участники МИС: национальные правительства, межправительственные экономические организации (ВТО, Организация по экономическому сотрудничеству развитию (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др).
Наибольшее практической значение имеют двухсторонние инвестиционные соглашения (Bilateral investment treaties, BITs).
Основными элементами BITs выступают:
-Декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;
-общее определение ПИИ
-формы двухстороннего сотрудничества
-этапы осуществления положений соглашения
-механизмы защиты инвестиций
Многие национальные правительства вырабатывают условия допуска иностранных инвесторов в свою экономику, которые могут быть подразделены на следующие основные категории:
А) требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объёме продаж на национальном рынке;
Б) обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы
В) установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране;
Г) требования по передаче технологии;
Д) обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в развивающиеся страны, призвано играть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Agency Guaranteed Investment MAGI).
Основная функция агентства заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов.
К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии относятся:
1. ограничения на перевод валюты;
2. экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения;
3. нарушения договоров;
4. война или гражданские беспорядки.
На национальном уровне во многих странах, в том числе в России, действует принцип защиты иностранных инвестиций. Он основан на документах Международной торговой палаты «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.), а также ОЭСР «Кодекс либерализации движения капитала» (1971 г.), и «Декларации о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976г.). В этих документах странам рекомендуется распространять национальный режим и на капиталовложения из других стран.
Наиболее часто используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций в развитых странах:
1. предварительное разрешение на осуществление ПИИ;
2. ограничения на ПИИ в определённых отраслях и сферах (военная и добывающая промышленность);
3. ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний, в плоть, до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль;
4. требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.