Повести Белкина.

Творчество К.Н. Батюшкова

Батюшков принадлежал к старинному дворянскому роду. Получил хорошее образование, воспитывался в лучших петербургских пансионах. Был членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Увлекался тв-вом древних и новых поэтов, отдавших дань эпикурейской, любовной поэзии. Но для него эпикурейство было своеобразным вольнодумством. Что отчетливо проступает в стихотворении «Мои пенаты». Оно построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», составляющих основной жизненный интерес высоких общественных кругов. Явная оппозиция в отношении к правящим кругам отличает эпикурейскую лирику Б. от идиллической поэзии сентименталистов. Под влиянием общественного возбуждения, Б. вступает в ополчение. Стремясь расширить круг своей поэзии, он в то же время пишет стих. «Пленный» на тему войны. Новые ноты можно расслышать и в элегии «Тень друга», в к-рой поэт готов признать, что не все кончается смертью. Элегия полна скорбного чувства, раздумий. К ней близко по настроению стих. «На развалинах замка в Швеции»..Поэт поражает контрастом между бурной жизнью, к-рой жили когда-то обитатели замка, и воцарившимися теперь в этих местах безмолвием. Грустным тоном проникнут и лирический цикл: «Мой гений», «Разлука». Это отчасти объясняется пережитой Батюшковым драмой личной жизни. Но здесь нашел выражение и наметившийся кризис мировоззрения. Элегия «Умирающий Тасс» о поэте эпохи Возржения Торквато Тассо, повествует о трагической участи художников в обществе. Эта тема всё более настойчивее привлекает Батюшкова. Совершенство поэтической формы проявилось в «Есть наслаждение и в дикости лесов» и последнем стихе «Изречение Мельхиседека». Первое повествует о наслаждении природой, о даруемых ею радостях. Второе полно отчаяния, чувствуется приближение душевной болезни. Последние годы Б.прошли вне общества и лит. Как прозаик Б.представлен повестями, этюдами: «Предслава и Добрыня», «Прогулка по Москве» и др.

«П.б» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. П. берет расхожие романтические штампы и «переворачивает» их. Везде сит. нагнетается,, а потом разрешается вопреки романтическим традициям хорошо. Романтическому взгляду на действительность противопоставляется реальная жизнь и здравый смысл. Новое слово в рус. прозе – это то, что еще никто до Пушкина не писал прозу таким высоким литературным языком, перед Пушкиным стояла трудная задача: ввести как бы определённые нормы в рус. лит. яз. Этим проза и примечательна.

 

 

9.Поэты «пушкинской плеяды».

«Пушкинская плеяда» - группа поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю и вождю.

Осн. особенности плеяды (объединяющие факторы):

1) культ жизнерадостности, гражданской независимости, особенно у Пушкина;.

2) сострадательная народная тема, но с оттенками, критикой долготерпения (у Пушкина звучит это слабее);

3) у многих хранилась память о декабристах, хотя при жизни они с ними расходились во взглядах;

4) верность античному мифологическому миру, активное использование греческого пантеона;

5) рус. тема в пушкинской рецепции.

Поэзия пушкинской поры представляет весьма сложную картину.

Дельвиг, Вяземский, Языков, Баратынский, а чуть позже к ним примкнут Ф.Н. Глинка и Д.В. Давыдов.

Все перечисленные поэты усвоили — каждый в меру своего таланта — пушкинскую культуру поэтического слова и внесли в эту культуру своё. Вместе с Пушкиным они подняли рус. поэзию на новую ступень развития. Но поэзия каждого из них была неизмеримо более узкой, чем всеобъемлющее тв-во Пушкина.

Сложную и различную судьбу после 1825 г. переживает тв-во поэтов пушкинского круга, протекавшее до этого в русле прогрессивного романтизма. Те из них, кто не нашел дороги к новому, пережили глубокий и безысходный кризис, приведший их в ряды реакционеров (Вяземский, Языков). Другие попытались идейно и творчески осмыслить новые явления и новые проблемы. Они создали ряд значительных по содержанию и форме произведений.

На почве идейных исканий последекабристской эпохи склады­вается новое течение прогрессивного романтизма, кот. по его преобладающим интересам и темам можно назвать романтизмом философским. Это течение объединило ряд талантливых поэтов (Д.В. Веневитинов, Баратынский).