Особенности венчурного финансирования в России

 

Венчурное финансирование - финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Другое определение позволяет еще более точно определить понятие «венчурное финансирование» и объект его финансирования – инновационные предприятия:

Венчурное финансирование - это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью

получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств..

Более кратко суть венчурного финансирования можно объяснить следующим образом - способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций, или на иных выгодных условиях.

Необходимо дать еще несколько определений, а именно: что такое венчурная компания.

Venture Capital Company - «Венчурная компания» - компания, специализирующаяся на оказании консультативных услуг или отвечающая за управление венчурным капиталом, предоставленным для осуществления инвестиций основателем/ми венчурного фонда

Таким образом, инновационная компания и венчурная компания не являются синонимами.

 

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования бизнеса являются:

 

- прямое инвестирование, которое приводит как к максимизации риска, так и к объемам прибыли при удачном исходе;

 

- совместное инвестирование крупного инновационного проекта, при котором минимизируется риск за счет разделения его на несколько составляющих, но вместе с тем уменьшается и индивидуальная норма прибыли;

 

- участие в независимых венчурных фондах, позволяющее рассредоточить финансовый риск, не требующее от инвесторов значительных вложений и специфичных для данного рода деятельности навыков управления, так как венчурные фонды создаются и управляются профессионалами рисковых капиталовложений. Ресурсы в независимые венчурные фонды могут поступать не только от крупных корпораций, но и из пенсионных фондов, страховых компаний, государственных и негосударственных фондов поддержки развития малого предпринимательства и других организаций.

Венчурный капитал является одним из перспективных источников

 

формирования инновационного потенциала, расширения предпринимательской инициативы и извлечения прибыли. Развитие малого инновационного предпринимательства сопряжено с высокими рисками в сфере финансирования НИОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость неформальных инвесторов венчурного капитала («бизнес-ангелов») выражается в поддержке венчурных фирм на ранних стадиях их развития, в динамичности и гибкости финансирования, одновременно включающего инвестиции в акционерный капитал, кредитные ресурсы или сочетание того и другого, в комплексной поддержке профинансированных фирм по развитию управления, маркетинговой стратегии, установлению контактов, бизнес-планированию.

Анализ современных исследований инновационной экономики доказывает значительную роль государства в ее развитии на стадии создания финансовых условий и инфраструктуры для инноваций. Государственный интерес в появлении и распространении венчурного инвестирования состоит в том, что венчурный капитал эффективно поддерживает малый инновационный сектор и решает задачу внедрения новых технологий в производственный процесс, а переход к экономике, основанной на знаниях и интеллектуальном капитале, является приоритетом развития. Для запуска венчурной системы могут быть использованы механизмы государственно-частного партнерства, целью которых является появление прибыльного и самоподдерживающегося сектора венчурных инвестиций, ориентированного на сектор малых инновационных предприятий. Роль государства выражается в создании благоприятных условий для развития национальных и региональных сетей венчурных инвесторов; в запуске и управлении программами бизнес-инкубаторов; в содействии технологическому трансферту; в разработке и проведению инновационной, промышленной политики, политики региональной кластеризации и др.

 

Механизм венчурного финансирования инноваций в российском бизнесе имеет определенную специфику: в условиях неразвитости российского фондового рынка трудно найти рисковый капитал, но, тем не менее, российский венчурный капитал в Российской Федерации за последние годы значительно вырос.

По данным Российской Ассоциации венчурного финансирования, в Российской Федерации действует 62 общероссийских фонда, 8 региональных Фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, 23 основных венчурных фондов (фонды прямых инвестиций) и 30 зарубежных фондов и компаний (полный список которых представлен на сайте «Инновационные проекты малого бизнеса. Портал информационной поддержки инновационных проектов» [3].

Российская венчурная компания является основным институтом развития национальной инновационной системы и ведущим игроком на рынке венчурного инвестирования. Как показано на рис. 1, по итогам 2010 года был показан более чем двукратный рост по сравнению с результатами 2009 года, как по числу новых портфельных компаний, так и по объему инвестиций. За 2010 год в ОАО «Российская венчурная компания» от 7 ЗПИФ ОР(В)И, созданных с участием капитала РВК, поступило 44 проекта, по которым была проведена экспертиза (одобрено 17 проектов). В Фонд посевных инвестиций венчурными партнерами представлено 130 инвестиционных заявок, из которых Инвестиционным комитетом ФПИ отобрано 20 проектов. Общий объем инвестиций по одобренным сделкам фондов за весь период существования ОАО «РВК» составил более 6 млрд. руб. За 2010 год объем инвестиций составил около 2,7 млрд. руб., что составляет 45% от объема инвестиций, сделанных за весь срок работы РВК на рынке (рис.1) и почти вдвое превышает объем инвестиций, сделанных в 2009 году – 1,4 млрд. руб. [4].

 

 

Рис. 1. Инвестиции в 2007-2010 годах в долях от общего объема [4]

 

В отраслевом разрезе фонды с участием капитала РВК инвестировали в 2010 году преимущественно в биофармацевтику, промышленное производство и информационные технологии (рис.2).

 

 

Рис. 2. Объем инвестиций фондов РВК в различные сектора экономики

 

в 2010 г, млн. руб. [4]

 

 

В 2010 году ОАО «РВК» было подключено к системе из 22-х региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 годах. Управляющим компаниям оказывается экспертная поддержка, по результатам которой инвестиционными комитетами фондов были одобрены 18 проектов (из 37 представленных) на общую сумму более 0,7 млрд. руб. ОАО «РВК» уже занимается продвижением портфельных компании этих фондов на рынке. В 2011 году ожидается заметное увеличение объема венчурных инвестиций, произведенных региональными фондами при экспертной и иной поддержке ОАО «РВК» [4].

 

В 2010 году ОАО «РВК» начало активную международную деятельность. Был получен доступ российскими участниками инновационного процесса к передовым практикам и технологиям глобального инновационного рынка. Созданные Российской венчурной компанией два фонда в зарубежной юрисдикции Russian Venture Capital I LP и Russian Venture Capital II LP общим объемом 600 млн. руб. уже пополнили портфель ОАО «РВК», совершив инвестиции совместно с крупнейшими глобальными участниками рынка венчурного инвестирования.

 

В целях развития инвестиционной активности по приоритетным направлениям и развития инфраструктуры технологического бизнеса в 2010 году были разработаны концепции и в настоящее время запускаются фонды: Биофармацевтический кластерный фонд («БиоФонд РВК»); Фонд инфраструктурных инвестиций («ИнфраФонд РВК»).

Инфраструктура поддержки венчурного бизнеса в России на сегодняшний день достаточно развита и включает в себя ВИФ, РВК, Российскую корпорацию нанотехнологий, российские и региональные венчурные ярмарки, систему коучинг-центров, систему информационной поддержки – Интернет-портал по венчурному предпринимательству, систему подготовки специалистов для венчурного предпринимательства, специализированные биржевые площадки по торговле акциями высокотехнологичных компаний, не котируемых на фондовых биржах [5]. Реализуется Федеральная целевая программа поддержки малых предприятий, в том числе венчурных проектов. Однако по некоторым оценкам ежегодные венчурные инвестиции в России не превышают 0,01-0,02% ВВП, по сравнению с 0,08% ВВП в Польше, в Корее – 0,28%, а в США – 0,48%, что свидетельствует о начальной стадии формирования венчурного бизнеса в России [1].

В целях развития инфраструктуры венчурного бизнеса необходимо дальнейшее развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, в рамках проводимой единой государственной инновационной политики; развитие фондового рынка, включение высокотехнологичных компаний в списки фондовых бирж, развитие электронных бирж; расширение деятельности академических институтов, вузов, консалтинговых и информационных фирм, венчурных ярмарок и выставок, в рамках предоставления информации о состоянии и развитии как рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, так и отдельных венчурных проектов.

Анализ состояния и развития венчурного инвестирования в современной экономике России, позволяет констатировать то, что, несмотря на увеличение объемов рискового инвестирования в последние годы, значительный научно-технический потенциал в области конкурентоспособных технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, препятствующие развитию венчурного бизнеса в России. К ним относятся:

 

- правовая и экономическая среда, не стимулирующие создание венчурных фондов в Российской Федерации, фактическое отсутствие

 

нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование механизма венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

 

- низкие приоритеты предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса:

 

- недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе компаний венчурного капитала) и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса;

 

- использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

 

- неэффективное использование средств венчурных фондов;

 

- неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

 

- неразвитость фондового рынка, его отрыв от производства, низкая ликвидность венчурных инвестиций;

 

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

 

- отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

 

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;

 

- низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности и российских предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

 

Государственная поддержка венчурного бизнеса в России должна проводиться по следующим направлениям:

 

- нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной, венчурной деятельности;

 

- решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот, мотивации труда, по статусу территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала;

 

- создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов, включая развитие эффективного патентного права и др.;

 

- формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью, повышения эффективности управления государственными пакетами акций, обеспечения технологической безопасности, защитой национальных интересов, с подготовкой и переподготовкой управленческих кадров, в том числе государственных служащих и др.

 

Все вышеперечисленные меры должны осуществляться в соответствии со стратегией государственной политики в области венчурного бизнеса, интегрированной в единую концепцию развития отечественной инновационной и инвестиционной деятельности.

На наш взгляд, венчурное финансирование, связанное по своей природе с реализацией высокорисковых проектов, уже содержит в себе элементы управления риском, к которым относится их локализация, пространственная и временная диверсификация посредством образования венчурных фондов. Государство со своей стороны должно содействовать благоприятному функционированию венчурного капитала, в частности, венчурных фондов, что оказывает непосредственное влияние на развитие рискового бизнеса и, как следствие, формируются базовые элементы для формирования эффективной экономики инновационного типа.

 

К направлениям деятельности по развитию венчурного финансирования инновационных малых предприятий, по нашему мнению, можно отнести:

 

- усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;

 

- активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Мы считаем целесообразным создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе Российской Федерации;

 

- конкретизация форм, методов и механизмов венчурного инвестирования, в рамках созданных государственно-частных венчурных фондов;

 

- обеспечение прозрачности деятельности венчурных фондов, их требований к подаваемым на рассмотрение проектам, обеспечение гласной процедуры выбора проектов-победителей;

 

- разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;

 

- популяризация венчурного финансирования в среде малого бизнеса.

 

Таким образом, развитый рынок венчурного капитала позволил бы использовать потенциал малых фирм в формировании инновационной экономики. Дальнейшее развитие малого бизнеса на основе венчурного финансирования в итоге благоприятно отразится на экономике страны, поскольку деятельность небольших фирм характеризуется свободой поиска и поощрением инициативы, готовностью к риску, быстрой апробацией выдвинутых оригинальных предложений, большей склонностью к нововведениям, чем крупные предприятия.

Механизм венчурного финансирования в Российской Федерации должен быть интегрирован в инновационно-инвестиционную систему, основная цель которой - обеспечение высокого качества жизни населения при стабильной социально-экономической и экологической ситуации. Стимулирование роста высокотехнологичных секторов в Российской Федерации может быть более успешным через участие государства в венчурных фондах, чем путем выделения прямых государственных инвестиций.

Обобщая результаты исследования, следует отметить, что венчурное финансирование является реальным механизмом, обеспечивающим инновационное развитие национальной экономики. Для решения фундаментальных проблем венчурного бизнеса необходима активная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий и инфраструктуры для реализации инноваций.

 

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ПО ТИПАМ

 
Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу
Иностранные инвестиции - всего
в том числе:                
прямые инвестиции 40,4 24,4 12,1 9,7
из них:                
взносы в капитал 9,7 19,3 6,7 4,8
кредиты, полученные от зарубежных совла- дельцев организаций 25,0 4,0 4,1 3,9
прочие прямые инвестиции 5,7 1,1 1,3 1,0
портфельные инвестиции 1,3 0,8 0,9 0,4
из них:                
акции и паи 0,7 0,6 0,3 0,3
долговые ценные бумаги 0,6 0,2 0,6 0,1
в том числе векселя 0,0 0,2 0,6 0,1
прочие инвестиции 58,3 74,8 87,0 89,9
из них:                
торговые кредиты 14,1 11,2 15,3 14,6
прочие кредиты 43,2 62,9 69,0 73,4
в том числе на срок:                
до 180 дней 18,6 4,9 36,0 48,0
свыше 180 дней 24,6 58,0 33,0 25,4
прочее 1,0 0,7 2,7 1,9