ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Классификация инноваций

N2 п/п Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1. Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
2. Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
3. Степень интенсивности инноваций Бум., равномерная, слабая, массовая
4. Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
5. Масштабы инноваций трансконтинентальные, транснациональны, региональные, крупные, средние, мелкие
6. Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
7. Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная
8. Причина возникновения Реактивная и стратегическая

 

Приведенная классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений разнообразны и различны по характе­ру. Поэтому формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности должны отличаться многообразием.

 

По причинам возникновения инноваций можно выделить реактивные и стратегические инновации.

Реактивная инновация - это инновация, обеспечивающая выживание фирмы и являющаяся реакцией на нововведения, осуществляемые конкурентом. Фирма вынуждена произвести реактивную инновацию вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегическая инновация - это инновация, внедрение кото­рой носит упреждающий характер с целью получения Конкурен­тных преимуществ в перспективе. На рисунках 1 и 2 показано поведе­ние кривой взаимосвязи затрат и эффективности Инноваций.

 


В первом случае Конкурент (К) вводит инновацию, в результате чего точка среднего соотношения между затратами и эффективностью перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма вынуждена провести дополнительные затраты, обновив процесс (Н), и переместиться в точку эффективности В (на кри­вую эффективности конкурента). В случае стратегической ин­новации предприятие разрабатывает новый Процесс (Н), в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с меньшими затратами.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются на внешние и внутренние. Внутренний стимул Инновационной ак­тивности - необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции фир­мы на рынке. К сожалению, в нашей стране, как и в других стра­нах переходной экономики, при недостаточной развитости рыночных отношений решающим стимулом к инновациям являются стимулы внешнего характера, обусловленные экономи­ческой политикой государства. Внутренние стимулы пока за­нимают незначительное место.

Инновация, являясь конечным резуль­татом творческого труда, получившим реализацию в виде но­вой или усовершенствованной продукции либо нового или усо­вершенствованного технологического процесса, опирается в первую очередь на использование интеллектуальной собствен­ности, которая представляет собой материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, даю­щий его создателю (автору) Исключительное право на него, за­щищаемое соответствующими официальными документами патентами или свидетельствами (промышленная собствен­ность), или законодательно установленными нормами авторс­кого права.

Поэтому для правильной оценки инновационных инвести­ций, инвестиций в инновации, необходимо уметь оценивать объекты интеллектуальной собственности.

 

Для оценки объектов интеллектуальной собственности (ОИС) могут использоваться три подхода:

- затратный,

- рыночный

- доходный,

Большее применение находит доходный метод, опирающийся на использование будущих доходов от применения ОИС.

 

Инновации и инновационные инвестиции неразрывно свя­заны с инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность заключается в создании новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершен­ствованного технического процесса, реализуемых в экономи­ческом обороте с использованием научных исследований, раз­работок, опытно- конструкторских работ или иных научно - техничecкиx достижений. Кроме того она направлена на исполь­зование и коммерциализацию результатов научных исследова­ний и разработок для расширения и обновления номенклату­ры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершен­ствования технологии их изготовления с последующим внедре­нием и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальны­ми вложениями в инновации, называется инновационно - инвес­тиционной деятельностью. Инновационная деятельность пред­полагает целый комплекс научных, технологических, органи­зационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.

 

К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:

  • выполнение научно-исследовательских, опытно - конст­рукторских и технологических работ, направленных на создание нового или усовершенствованного технологи­ческого процесса и реализуемых в экономическом обо­роте;
  • проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
  • создание и развитие инновационной инфраструктуры;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;
  • охрана, передача и приобретение прав на объекты ин­теллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию;
  • осуществление технологического пере оснащения и под­готовки производства;
  • осуществление испытаний, сертификации и стандарти­зации новых процессов, продуктов и изделий;
  • первоначальный период производства новой или усовер­шенствованной продукции, применения новой или усо­вершенствованной технологии до достижения норматив­ного срока окупаемости инновационного проекта;
  • финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные програм­мы и проекты;
  • иные виды работ, необходимые для осуществления ин­новационной деятельности и не противоречащие зако­нодательству Российской Федерации.

 

Во времена советской власти государство являл ось един­ственным источником инвестиций для осуществления ин­новационной деятельности. Сейчас государство берет на себя поддержку наиболее приоритетных направлений инноваци­онного развития. В последнее время одной из форм инно­вационной деятельности становятся небольшие фирмы, по­лучившие название венчурных. Они разрабатывают новые технологии, осваивают новые виды продукции, обычно пользуясь поддержкой государства и крупных компаний, которым самим невыгодно этим заниматься из-за риска понести убытки.

 

 

Основные формы государственной поддержки инновационной деятельности заключаются в следующем:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и ма­лым внедренческим предприятиям беспроцентных бан­ковских ссуд;
  • создание венчурных инновационных фондов, пользую­щихся значительными налоговыми льготами; снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберега­ющим изобретениям;
  • право на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков.

 

Инновационная деятельность тесно связана с понятием ин­новационного процесса, который представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последова­тельную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рас­пространяется при практическом использовании.

 

Основой инновационного процесса является процесс созда­ния и освоения новой техники. (ПСНТ)

ПСНТначинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление существенных закономерностей. Второй стадией ПСНТ ставятся прикладные исследования. Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) Прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных результатов, которые будут использова­ны в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах (ОКР). Целью ОКР является создание образцов новой техники, которые могут быть переданы после соот­ветствующих испытаний потребителю. Завершающей стадией сферы науки является освоение Промышленного произ­водства новых изделий, которое включает научное и про­изводственное освоение. После стадии освоения начинается процесс промышленного производства.

Выбор наиболее эффективных путей технического и техно­логического развития, основанный на долгосрочном прогно­зировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений, представляет собой инновацион­ную стратегию как страны в целом, так и отдельных предпри­ятий в частности.

 

В развитых странах реализуются следующие типы иннова­ционных стратегий:

  • наступательная, цель которой заключается в занятии ли­диpyющиx позиций на рынке, при этом затраты на но­вовведения очень высокие (примеры - США, СССР);
  • оборонительная - она держится вплотную за лидером, за­имствуя его новшества с внесением некоторых измене­ний, затраты на нововведения здесь достаточно высокие, но ниже, чем у лидера (до последнего времени этой стра­тегии придерживалась Япония);
  • имитационная, цель которой - следовать за обеими груп­пами лидеров, повторяя их достижения и используя спе­цифические преимущества страны или предприятия, зат­раты на нововведения достаточно низкие (примеры ­Тайвань, Гонконг, Южная Корея);
  • зависимая, ее задача - в самосохранении через выпол­нение субконтрактных работ для предприятий - инно­ваторов, затраты на нововведения незначительные (Ла­тинская Америка для США);
  • традиционная, цель которой состоит тоже в самосохра­нении, но через использование консервативных техно­логий, затраты на нововведения минимальные (пример ­Индонезия, получающая большие доходы от традицион­нoгo туризма);
  • оппортунистическая, стремится занять свободные ниши на рынке, затраты на нововведения определяются так­тическими соображениями.

 

Инновационные стратегии могут использоваться в чистом или в смешанном виде, как на национальном уровне, так и на уровне отдельного предприятия. Выбор национальной инно­вационной стратегии определяется научно-техническим потен­циалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями, при­нятой национальной доктриной и амбициями.

Особое место среди инвестиционных проектов занимают инновационные проекты.

Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект документов.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющая собой комплекс На­учно-исследовательских, опытно-конструкторских, производ­ственных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ре­сурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом На­учной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выражен­ной в Количественных показателях и приводящей к инновации.

 

К основным элементам инновационного проекта относятся:

  • сформулированные цели и задачи, отражающие основ­ное назначение проекта;
  • комплекс проектных мероприятий по решению иннова­циoннoй проблемы и реализации поставленных целей;
  • организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения
  • целей проекта в ограниченный период времени и в рам­ках заданной стоимости и качества;
  • основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом, до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе по­казатели, характеризующие его эффективность.

 

 

Доходность по инновационным проектам должна быть Выше, чем по про­ектам, использующим традиционные технологии.

В настоящее время инновационная активность предприятий в России невелика. Удельный вес предприятий, разрабатывав­ших и внедрявших новые либо усовершенствованные продукты технологические процессы, в промышленности составляет 9,2%.

Главным источником финансирования на внедрение инно­ваций остаются собственные средства предприятий, на долю которых приходится четыре пятых общего объема затрат.

Одной из ярко выраженных негативных тенденций инно­вационной деятельности является низкая отдача от инноваций.