Финансовый менеджмент в транснациональных корпорациях и других коммерческих организациях

Мотивация организации международных бизнес-контактов может быть различной – выход на новые рынки сбыта продукции, поиск более дешевой рабочей силы, потребность в дополнительном финансировании, открытие дополнительных производств, диверсификация финансово-хозяйственной деятельности и т. п. Безусловно, развитие международных экономических связей в известной степени координируется и стимулируется государственными органами, вместе с тем и частный капитал играет в этом процессе далеко не последнюю роль.

Международный рынок капитала получил особенно бурное развитие в связи с появлением транснациональных компаний (ТНК). Организационные процессы ТНК носят определенные специфические особенности в системе функционирования финансового менеджмента. Часто рост корпораций происходит за счет внутренней экспансии. Это имеет место, когда существующие подразделения фирмы разрастаются в результате принятия решений по бюджету капитальных вложений. Однако наиболее яркие примеры роста (а часто и самый большой рост цены акций фирмы) являются результатом слияния.

Главным мотивом для многих слияний (синергии) является рост капитализированной стоимости объединенного предприятия. Синергетический эффект может возникнуть благодаря:

1) операционной экономии, возникающей в результате возрастающей отдачи от масштаба управления, маркетинга, производства или распределения;

2) финансовой экономии, проявляющейся в более низких трансакционных затратах и лучшей подготовке аналитиками;

3) дифференцированной эффективности, означающей, что управление одной из фирм было неэффективным и после слияния активы фирмы станут более производительными;

4) возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции.

Слияния увеличивают эффективность управления.

Существуют следующие мотивы слияний.

а) налоговые мотивы.Налоги стимулировали немало слияний. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом. У компании может иметься потенциальная возможность экономить на налоговых платежах в бюджет благодаря налоговым льготам, но уровень ее прибылей недостаточен, чтобы реально воспользоваться этим преимуществом. Иногда после банкротства и соответствующей реорганизации компания может воспользоваться правом переноса понесенных ею убытков на облагаемую налогом прибыль будущих периодов. Правда, слияния, предпринятые исключительно ради этих целей, Налоговая служба США, например, расценивает как сомнительные, и применительно к ним принцип переноса убытков может быть отменен.

б) покупка активов по цене ниже стоимости их замещения.Иногда фирма рассматривается как кандидат на возможное приобретение из-за того, что стоимость замены ее активов значительно выше их рыночной оценки.

в) диверсификация.Диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг). Мотивом для слияния может стать появление у компании временно свободных ресурсов. Допустим, она действует в отрасли, находящейся в стадии зрелости. Компания создает крупные потоки денежных средств, но располагает незначительным выбором привлекательных инвестиционных возможностей. Поэтому часто подобные компании используют образовавшиеся излишки денежных средств для проведения слияний. В противном случае они сами могут стать объектом поглощения другими фирмами, которые найдут применение избыточным денежным средствам. Этот мотив связан с надеждами на изменение структуры рынков или отраслей, с ориентацией на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

г) личные мотивы управляющих.Некоторые решения основаны скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе.

д) ликвидационная стоимость компании.Фирмы можно оценить разными способами: при помощи балансовой, экономической или восстановительной стоимости. Аналитики и специалисты по поглощениям стали все более склоняться к применению другой базы для оценки – ликвидационной стоимости. Специалисты по поглощениям могут приобрести фирму по этой цене или даже немного выше, чем ее текущая рыночная стоимость, чтобы продать эту фирму по частям и заработать значительную прибыль.

Экономисты классифицируют слияния по четырем типам.

1. Горизонтальные. Горизонтальное слияние происходит тогда, когда одна фирма объединяется с другой фирмой, занятой в той же сфере бизнеса.

2. Вертикальные – это объединение фирм, одна из которых является клиентом или поставщиком другой.

3. Родовые – включает фирмы из связанных отраслей, но между которыми нет связей типа потребитель – поставщик. Родовое слияние означает «связанное по природе вещей или по действию».

4. Конгломератные. Конгломератное слияние происходит тогда, когда объединяются несвязанные компании.

Помимо указанных выше типов слияний можно выделить дружественное слияние, при котором управляющие обоих предприятий одобряют эту акцию; враждебное слияние, при котором управляющие одного из предприятий противятся ему; операционное слияние, при котором происходит объединение производственных мощностей двух предприятий; финансовое слияние, при котором предприятия продолжают действовать самостоятельно и не ожидается получения операционной экономии.

Слияние – это лишь один из способов объединения потенциала двух компаний; многие компании заключают соглашения о кооперации и образуют так называемые корпоративные альянсы, близкие по своей сути к слияниям. Одной их форм корпоративного альянса является совместное предприятие, в котором ряд компаний объединяется ради достижения специфических и ограниченных целей.

Суть LBO (leveraged buy-outs) состоит в приобретении контрольного пакета акций компании с привлечением заемных средств. Обслуживание долга осуществляется за счет результатов деятельности приобретенной компании и нередко за счет продажи части ее активов.

Хотя корпорации чаще покупают, чем продают производственные мощности, продажа, тем не менее, имеет место дробление производственных мощностей. Существуют три основных типа дробления (divestiture):

­ продажа подразделения другой фирме за наличные деньги или акции;

­ отпочкование (spinning-off) – преобразование подразделения в самостоятельное юридическое лицо со своим капиталом и советом директоров;

­ прямая ликвидация активов – активы подразделения продаются по частям.

В общем случае продажа подразделения другой фирме включает продажу всех активов, как правило, за наличные деньги, либо, что встречается реже, за акции приобретающей фирмы. При отпочковании акционеры фирмы получают новые акции, представляющие отдельное право собственности на активы подразделения.