Раннее тв-во А.Блока («До света»). «Стихи о Прекрасной Даме» Б. – поэзия мистического романтизма. Эстетич-ая концепция сборника. Влияние поэзии и философии Вл.Соловьева.

См. Блока.

Философ-ая и эстетич-ая платформа рус. символизма. Основные принципы символисткой поэтики. Два поколения символистов. Хар-ка тв-ва одного из поэтов на выбор.

Это самое длительное направление, самое сложное, разнообразное, выразит-ое.

У рус. С. были мировые истоки (европейские: франц, германский С.). Зарождение рус. С. связано с 1890 г. Свое название рус. С. получил в 1900 г. Началось все с переводов. Философия Канта, Ницше, Шопенгауэра (мир как воля представления, новый чел-к, особенный).

90-е гг. смена идеалов, поколений. Появл. группа людей, подготовленных к лит-ному тв-ву, к-ые стали и теоретиками.

Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Сологуб, Добролюбов – декаденты, не касаются поэтич-их особенностей, но касаются отдельных тем. Отмежевание героя от будущности, повседневности, герой стремиться понять природу вечности: отн-е жизни и смерти, смысл чел-ого бытия и тайны вечности, тяготение к теме смерти.

Поэты-декаденты считали поэзию формой ис-ва, к-ая доступна не всем, дар идет от небес. Поэзия – удел избранных.

Старшие декаденты, говоря о назначении ис-ва, говорили, что ис-во должно отражать вечное, а не злободневность. Одним из 1-ых выступлений было – выступление в киевской газете Минского (июль 1881г.) против утилитарного ис-ва за ис-во независимое от злободневных проблем.

В поэзии старших декадентов важен образ Христа. Именно в евангельском сюжете ст. С-ты черпают символы: образ Христа, крест, терновый венец, белый цвет (символ чистоты). Черпаются из историч-ой сферы (название племен), природные и бытовые сферы (зори, закаты, рассветы, ночь, туман, стихия ветра).

Деят-сть С-ов как лит-ных критиков представлено след. статьями: В.Брюсов «Ключи тайн», Гиппиус «Нужны ли стихи?», Бальмонт «Поэзия как волшебство», А.Белый «Символизм», Блок «О состоянии рус. С.».

Определение рус. С. закрепилось с приходом 2-ого поколения – младосимволизма (А.Блок, А.Белый, Вячеслав ИвАнов, С.Соловьев и др.). Именно они усилили и расширили определение слова «символа». Если для ст. С-ов уч-лями были западные поэты, то мл. С-зм формировался на основе идей В.Соловьева (учение о двоемирие, говорил о поэзии как об особом пути проникновения как в идеальный мир).

Поэзия – путь проникновения от земного в небесное, в идеальную сущность мира. Этот идеал назван «мировой душой». Душой идеального мира явл. София (премудрость), идеал гармонии и красоты.

Поэт – избранная личность, некий посредник м/у 2мя мирами. Поэзия – культовый обрядовый акт.

Мл. С-ты были поэтами романтиками.

Мл. С-ты постарались соединить жизнь с поэзией, укрепляли урбанистич-ую тему. Лирич. герой мл. С-ов уже не столь изолирован от мира людей, он испытывает на себе атмосферу времени.

Мл. С-ты обогатили теорию С-ма теориями чисел и цветов. Символика цвета: белый – абсолют, идеал, выражает филос-ие искания идеала; зеленый – природное начало; желтый – символ буржуазной сытости, власти денег; красный – тревога, ожидание грядущих катастроф, революций. Символика чисел: 1 – эго, индивидуализм; 2 – нечто взаимораздельное, но взаимосвязанное (# две руки, два ока); 3 – причастность к теории Пифагора и Платона (три сферы вселенной – небесная, земная, подземная; три части древа – корни, ствол, ветви; три времени – прошлое, настоящее, будущее); 4 – 4 части света, 4 времени года; 7 – 7 цветов спектра, 7 тонов музыки.

К концу 1900 гг. разворачивается полемика в кругах С-ов о дальнейшем развитии направления, дальнейших целях и задачах. С 1910-11 гг. исследователи говорят о начале распада С-зма. С-зм подошел к своему завершению, но поэты продолжали свой индивид-ный путь.

 

Раннее тв-во представлено 2мя сборниками: «До света» (1898-1900 г.) и «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.).

«До света» – посвящены стихи Садовской Ксении Михайловне. Познакомился с ней на немецком острове, для него она была идеалом, были дружеские отн-я, роман длился около 2х лет.

В этом сборнике появл. романтич-ие герои: дама и ее служебный рыцарь, она – идеал.

«Пусть светит месяц – ночь темна…», «Она молода и прекрасна была», «Я стремлюсь к роскошной воле», «Этюд» («Луна проснулась. Город шумный…») – посвящено С.К.М., «Милый друг! Ты юною душою так чиста!», «Я шел к блаженству», «Сама судьба мне завещала», «Слуга-царица».

«Стихи о Прекрасной Даме» – книга состоит из разделов, циклов. В сборнике неск-ко тем: тема, к-ая пришла из 1ого сборника – тема поэтич-ого ис-ва; новые темы: философ-ие раздумья о жизни, урбанистич-ие стихи, соц-ные стихи, пейзажная лирика переплетается с темой дамы.

«Ты отходишь в сумрак алый», «Предчувствую тебя», «Какому богу служишь ты», «Прозрачные, неведомые тени к тебе плывут», «Ты горишь над высокой горою в недоступном своем терему», «Я их хранил в приделе Иоанна», «Я буду факел мой блюсти», «На вас было черное закрытое платье», «Мой любимый, мой князь, мой жених».

Несмотря на сложную стр-ру сборника, все-таки есть признаки поэмы: наличие сквозных героев – она идеал, он рядовой чел-к, лирич-ое Я поэта, рыцарь. Лирич-ий герой к финалу меняется, происходит расставание с прекрасной дамой – идеалом.