Дивидендная политика предприятия
В рамках финансового менеджмента организации, наряду с инвестиционными решениями, определяющими степень увеличения активов и дополнительную потребность организации в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике. Без учета особенностей дивидендной политики финансовые менеджеры не могут принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации.
Дивиденд – это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
воздействует на движение денежных средств организации;
влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т. п.;
способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Дивидендная политика – часть финансовой политики организации. В ее основе лежит концепция распределения чистой прибыли, определяющая соотношение между потребляемой и капитализируемой частями. При определении данного соотношения учитываются следующие факторы:
нормативные документы, регулирующие порядок выплаты дивидендов;
наличие свободных денежных средств;
доступность привлечения средств из других источников и их стоимость;
интересы акционеров.
Гарантией, обеспечивающей права акционеров в Российской Федерации, является формирование обязательных резервов. Не менее важно наличие свободных денежных средств, поскольку использование в случае их недостатка краткосрочных кредитов для выплаты дивидендов приводит к дополнительным расходам. Решение о расширении деятельности организации всегда связано с выбором источников финансирования. И в этом случае предпочтение может быть отдано использованию в качестве источника нераспределенной прибыли.
с одной стороны, нельзя забывать об интересах акционеров, поскольку дивиденды являются текущим доходом акционеров. Выплата дивидендов и тенденция к их росту приводят к увеличению курсовой стоимости акций организации и, следовательно, к росту благосостояния ее владельцев. Однако чем больше чистой прибыли приходится на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на дальнейшее развитие организации, что приводит к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки от реализации продукции и соответственно платежеспособности.
с другой стороны, если акционеры не получат ожидаемых дивидендов, то привлекательность акций станет снижаться, и, как следствие, снизится рыночная стоимость данной организации, сегодняшние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.
В современной теории дивидендной политики и ее влияния на рыночную стоимость организации существуют три основные точки зрения:
1) теория иррелевантности дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер);
2) теория «синицы в руках» (М. Гордон и Д. Линтнер);
3) теория налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами).
Для определения взаимосвязи между выплатой дивидендов и величиной капитализированной прибыли применяется формула цены обыкновенных акций (COA):
COA = (Д1/Цпр) ´ 100 + g,
где Д1/Цпр – текущая дивидендная доходность; g – капитализированная доходность.
В основе теории Модильяни – Миллера лежат следующие допущения:
отсутствуют налоги на прибыль для физических и юридических лиц;
отсутствуют транзакционные затраты (расходы по выпуску и размещению акций);
дивидендная политика не влияет на стоимость компании, поэтому решение организации по их выплате не влияет на благосостояние акционера;
инвестиционная политика организации независима от дивидендной;
инвесторы и менеджеры имеют бесплатную и равнодоступную информацию относительно возможностей инвестирования.
Согласно теории иррелевантности, акционерам безразлично, в какой форме будет осуществляться распределение чистой прибыли: в форме дивидендов или дохода от прироста стоимости капитала.
Пример.Организация для обеспечения равновесия между текущими дивидендными выплатами и будущим ростом организации с целью максимального увеличения рыночной цены акции рассматривает два варианта выплаты дивидендов по обыкновенным акциям:
1-й вариант – выплата дивидендов в размере 2 % и рост капитализированной прибыли в размере 10 %;
2-й вариант – выплата дивидендов в размере 10 % и рост капитализированной прибыли в размере 2 %.
Акционер получает одинаковую доходность в размере 12 % независимо от выбранной дивидендной политики.
Модель Модильяни и Миллера выведена из абстрактных допущений идеальной среды. Оппонентами Модильяни и Миллера являются М. Гордон и Д. Линтнер. По их мнению, дивидендная политика существенно влияет на прирост капитала. Они считают, что инвесторы отдадут предпочтение менее рискованным текущим дивидендным выплатам по сравнению с потенциально возможным приростом капитала в будущем, следуя поговорке «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Согласно теории Гордона и Линтнера, доходность обыкновенных акций (СОА) увеличивается по мере снижения дивидендной доходности. Это связано с тем, что акционеры предпочитают выплату дивидендов (10 %), а в случае их снижения требуют повышенного размера капитализированной доходности (на 3 %). Тогда линия доходности обыкновенных акций смещается с 12 до 15 %.
Согласно теории налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами), на выбор дивидендной политики влияет действующая практика налогообложения доходов акционеров. При наличии налоговых преференций в области инвестирования капитала акционеры могут предпочитать выплате дивидендов капитализацию прибыли. Выбор такой дивидендной политики в данном случае обосновывается большей доходностью от капитализации дивидендов, чем от их выплаты. В случае выплаты дивидендов по обыкновенным акциям их доходность снижается с 12 до 10 %. Однако установить прямую зависимость между дивидендной политикой и стоимостью акционерного капитала достаточно сложно. Окончательное решение принимается финансовыми менеджерами организации путем взвешивания всех аргументов в конкретных условиях.
Порядок, определяющий выплату дивидендов и их источник, регламентируется российским законодательством. Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль организации за истекший год. В случае недостаточности чистой прибыли дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться из специально созданных для этой цели фондов за счет прибыли прошлых лет. Дивиденд устанавливается либо в процентах к номинальной стоимости акции, либо в рублях на одну акцию. Выплата дивидендов может осуществляться как деньгами, так и в случаях, предусмотренных уставом общества, иным имуществом: вновь выпущенными акциями акционерного общества, облигациями, другими видами ценных бумаг, товарами. Решение о выплате дивидендов, их размере и форме выплаты принимается cоветом директоров.
Согласно законодательству, организация не вправе объявлять и выплачивать дивиденды, если:
не полностью оплачен уставный капитал общества;
обществом не выкуплены в полном объеме собственные акции, по которым у их владельцев возникло право требовать их выкупа;
имеются в наличии признаки банкротства общества на момент выплаты дивидендов или данные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.
В зависимости от выбранной дивидендной политики общество самостоятельно выбирает и реализует конкретную методику выплаты дивидендов. В мировой практике применяют следующие методики:
а) постоянное процентное распределение прибыли;
б) постоянный рост дивидендных выплат;
в) выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;
г) выплата дивидендов по остаточному принципу;
д) выплата фиксированных дивидендов.
Каждая из рассматриваемых методик соответствует определенному типу дивидендной политики (табл. 1).