Основные концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как общий менеджмент рассматривается с точки зрения конкретных управленческих действий, т. е. формы общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие финансов субъектов хозяйствования (предприятий), реализация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практикой управления финансами субъектов хозяйствования (предприятия) может рассматриваться какискусство. Понимание финансового менеджмента как искусства базируется на том, что управление финансами – это постановка эффективного финансового менеджмента в организациях, как правило, требующая перестройки сложившегося механизма управления на уровне как предприятия, так и государства. На уровне предприятия перестроечный механизм управления требует:

- финансовой прозрачности (достигается системой бюджетирования):

- разработки организационной структуры управления;

- организации работы финансовой службы таким образом, чтобы было возможно получить информацию по всем направлениям работ (по объектам финансового управления; по управленческим процессам; планирование, анализ, прогноз; по финансовым потокам);

- разработки стандартов управленческого учета всего предприятия в целом и каждого звена в отдельности (формы отчетности, сроки, системы информационных потоков, документооборота и т. п.);

- автоматизации вышеназванных направлений с применением современных информационных технологий и программного обеспечения.

Результатом осуществления этих мер должна быть разработка финансовой политики, определяющей стратегию и тактику предприятия в условиях рынка.

Финансовый менеджмент представляет собой одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее в себе как теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа, так и практические сконструированные в его рамках подходы. Перспективность этого направления в научном плане очевидна. Как наука об управлении, состоит из следующих основных разделов знаний:

· финансовый анализ и система принятия решений на основе данных такого анализа;

· планирование и прогнозирование использования финансовых ресурсов;

· инвестиции и оценка возможных рисков;

· контроль за движением денежных потоков;

· бюджетирование;

· отчет о выполнении и анализ хода реализации управленческих решений.

В отличие от бухгалтерского учета, история которого насчитывает не одно тысячелетие, финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался относительно недавно. Отдельные фундаментальные разработки по теории финансов велись еще до Второй мировой войны.

1) В частности, широкую известность получили исследования Дж. Уильямса в 1938 г., разработавшего модель оценки стоимости финансового актива. Тем не менее принято считать, что начало этому процессу было положено в первой половине пятидесятых годов работами Г. Марковица, заложившими основы современной теории портфеля. В этих работах:

а) была изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы;

б) предложен соответствующий научный инструментарий.

Представленные идеи, равно как и математический аппарат, носили в значительной степени теоретический характер, что осложняло их применение на практике.

2) Позднее ученик МарковицаУильям Шарп предложил упрощенный и более практичный вариант математического аппарата, получивший название однофакторной модели (single-factor model). Разработанная Шарпом техника уже позволяла эффективно управлять крупными портфелями, включающими сотни финансовых активов.

3) Дальнейшее развитие этот раздел теории финансов получил в исследованиях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, созданию концепции эффективности рынка капитала, моделей оценки риска и доходности и их эмпирическому подтверждению, разработке новых финансовых инструментов и т. п. В частности, в шестидесятые годы усилиями У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина была разработана модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ), увязывающая систематический риск + доходность портфеля. Эта модель до сих пор остается одним из самых весомых научных достижений в теории финансов. Тем не менее она постоянно подвергалась определенной критике, поэтому позднее были разработаны несколько подходов, альтернативных модели САРМ, например теории арбитражного ценообразования, ценообразования опционов, преференций состояний в условиях неопределенности.

4) Наибольшую известность получила теория арбитражного ценообразования (Arbitrage Pricing Theory, APT). Концепция АРТ была предложена известным специалистом в области финансов Стивеном Россом. В основу модели заложено естественное утверждение о том, что фактическая доходность любой акции складывается из двух частей:

а) нормальной, или ожидаемой, доходности;

б) рисковой, или неопределенной, доходности.

Последний момент определяется многими экономическими факторами, например, рыночной ситуацией в стране, оцениваемой валовым внутренним продуктом, стабильностью мировой экономики, инфляцией, динамикой процентных ставок и др.

5) Две другие альтернативные модели САРМ – теория ценообразования опционов (Option Pricing Theory, OPT) и теория преференций состояний в условиях неопределенности (State-Preference Theory, SPT) – по тем или иным причинам еще не получили достаточного развития и находятся в стадии становления. В частности, в отношении теории SPT можно упомянуть, что ее изложение носит весьма теоретизированный характер и, например, подразумевает необходимость получения достаточно точных оценок будущих состояний рынка. Зарождение теории ОРТ связывают с именами Ф. Блэка и М. Скоулза, а теории преференций – с именем Дж. Хиршлифера.

Проблема взаимосвязи цены финансовых активов и информации, циркулирующей на рынке капитала, исследовалась с конца 50-х годов. Однако рубежной считается статья Ю. Фамы, в которой обсуждается выделение трех форм эффективности рынка капитала – сильной, умеренной и слабой. Последующие разработки в этой области в основном не затрагивали теоретических аспектов предложенной классификации, а лишь касались эмпирического ее подтверждения. Во второй половине 50-х годов проводились интенсивные исследования по теории структуры капитала и цены источников финансирования. Начало этим исследованиям было положено еще в 30-е годы работами Дж. Уильямса, позднее продолжено в начале 50-х годов Д. Дюраном. Тем не менее является общепризнанным, что основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером. Поскольку их теория базировалась на ряде предпосылок, носящих ограничительный характер, дальнейшие исследования в данной области были посвящены изучению возможностей ослабления этих ограничений. Кроме того, исследовались возможности применения различных моделей, в частности САРМ, для расчета стоимости капитала различных источников.

Из всех упомянутых новаций два направлениятеория портфеля и теория структуры капитала – представляют собой сердцевину науки и техники управления финансами крупной компании, поскольку позволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы. Именно в рамках современной теории финансов в дальнейшем сформировалась прикладная дисциплина «Финансовый менеджмент» как наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупной компании. Содержательная часть этой дисциплины в принципе может быть определена по-разному. В частности, как это видно из предыдущих пояснений, один из подходов может быть таким. Управление финансами крупной компании осуществляется исходя из интересов ее владельцев. Нетрудно сформулировать совокупность целевых установок, ранжированных по приоритетности или упорядоченных в виде дерева целей, которые устанавливаются акционерами при создании компании. Как отмечалось выше, чаще всего при этом выделяется основная цель – максимизация цены фирмы путем наращивания ее капитализированной стоимости. Для достижения этой цели в рамках управления финансами компании должны приниматься решения по трем ключевым направлениям: инвестиционной политике; управлению источниками средств (т. е. откуда брать средства и какова оптимальная структура источников финансирования); дивидендной политике, руководствуясь при принятии соответствующих решений основополагающими фундаментальными концепциями финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются некоторые конструктивистские рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции: денежного потока, временнй ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных затрат, временнй неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

Концепция денежного потока предполагает:

а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величину его элементов;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

Времення ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляции, риска неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемости.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т. е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное.

Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т. п. Наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Крупные компании и организации выступают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Термин «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование. В известной мере асимметричность информации способствует и существованию собственно рынка капитала.

Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм, по крайней мере, тем, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе – рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров исходя из собственных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.

Концепция временнй неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта имеет огромное значение не только для финансового менеджмента, но и для бухгалтерского учета. Смысл ее состоит в том, что в любой стране ежегодно создается и одновременно ликвидируется достаточно большое число различных компаний; тем не менее в данном случае речь идет не о каком-то конкретном предприятии, а об идеологии развития экономики путем создания самостоятельных конкурирующих между собой фирм. Для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна, поскольку дает основание применять учетные оценки в прогнозно-аналитической работе. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаменталистический подход для оценки финансовых активов.

Даже краткая характеристика рассмотренных концепций позволяет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в отношении управления финансами компании. Таким образом, финансовый менеджмент – это составная часть общего менеджмента любого хозяйствующего субъекта, государства. Финансовый менеджмент следует понимать как комплексную систему управления, обеспечивающую финансовую устойчивость и конкурентные преимущества на финансовых рынках.