Представительские расходы
Командировочные расходы.
Командировочному работнику оплачиваются:
ü суточные;
ü расходы по найму жилого помещения;
ü расходы по проезду к месту командировки и обратно;
ü другие расходы (оплата услуг связи или почты).
До 1 января 2009 года в налоговом учете суточные учитывались в прочих расходах только в пределах установленных законом норм. При этом применялись нормы, установленные Правительством РФ в Постановлении от 08.02.2002 № 93 (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). С 2009 г. указанные правила отменены (ст. 7 Закона № 158-ФЗ).
Работнику возмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения (кроме услуг в бане, ресторане, бассейне, тренажерном зале и т.д.). Кроме того, работнику возмещаются расходы на бронирование мест в гостинице, такие расходы оплачиваются в пределах 50% от стоимости проживания в гостинице в сутки. Расходы по проживанию должны быть подтверждены документально (счетами гостиниц, квитанциями об оплате гостиничных услуг и т.п.).
В расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
ü стоимость билета на транспортные средства общего пользования (самолет, поезд и т.д.);
ü оплата услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;
ü плату за пользование в поездах постельными принадлежностями;
ü стоимость проезда транспортом общего пользования до станции (пристани, аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;
ü сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
В некоторых случаях работнику, направленному в командировку, необходимо осуществить какие-либо дополнительные расходы (например, оплатить провоз багажа, услуги связи и иные услуги, осуществленные в производственных целях). Такие расходы должны быть документально подтверждены.
В налоговом учете командировочные расходы должны быть:
ü произведены в производственных целях;
ü документально подтверждены;
ü документально неподтвержденные расходы, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
Это затраты фирмы по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание Совета директоров фирмы. Полный перечень представительских расходов приведен в статье 264 НК РФ. Согласно этой статье к представительским расходам относятся затраты:
ü по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;
ü по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;
ü по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
ü по буфетному обслуживанию лиц во время переговоров.
Для подтверждения представительских расходов должны быть оформлены следующие документы:
ü приказ о представительских расходах;
ü смета расходов по приему делегации;
ü программа пребывания гостей;
ü отчет о приеме делегации.
После окончания приема делегации работник, ответственный за расходованием средств на представительские расходы, должен составить авансовый отчет. К авансовому отчету прилагаются все первичные документы, подтверждающие расходы по приему делегации (чеки ККМ, товарные чеки, путевые листы, закупочные акты и т.д.).
В налоговом учете представительские расходы включаются в состав прочих расходов только в пределах норм. Эта норма составляет 4% от затрат на оплату труда (ст. 264 НК РФ).