Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика

V. МАСШТАБ- отношение длины линии на чертеже, проек­те, макете к длине соответственной линии в натуре, система со­размерностей рекламных объектов счеловеком. Масштаб соот­носится со следующими факторами:

- психофизиологическими особенностями восприятия, к примеру, шрифта, читаемого с расстояния, наружной рекламы, расположенной вдоль автомобильной трассы, на понимание ко­торой должно уходить не более нескольких секунд;

- назначением рекламных объектов, их непосредственными функциями (витрина или щит наружной рекламы, афиша или упаковка, тара или рекламный проспект);

- внутренними закономерностями построения композиции, обусловленными ее эстетическими свойствами;

- образом рекламируемого объекта (реклама мыла или по­рошка по масштабу должна быть иной, чем реклама машины или дома).

Мелкий масштаб в наружной рекламе характеризуется, в большой степени, уменьшением размеров объекта, его детально проработанными формами, сложным силуэтом, мелкой факту­рой. В печатных изданиях в мелкомасштабной рекламе для ис­ключения излишней дробности композиции акцент делается на средства, гармонизующие форму - единую силуэтную линию, гармоничную хроматическую тональность и т.п.

Крупный масштаб отличает объекты, расположенные на значительном расстоянии от человека, размещаемые на откры­тых пространствах или в верхних поясах зданий. Как правило, эти произведения характеризуются лаконичностью, отсутстви­ем детализации, большими размерами. Вместе с тем, крупный масштаб может присутствовать и в рекламе, размещаемой в пе­риодических изданиях. Здесь специфику масшабности будет определять соотносимость данной рекламы с иными, размещае­мыми в непосредственной близости, а специфику формы - выде­ленные в композиции ведущие компоненты: фирменный знак, логотип, название фирмы, визуальное изображение рекламиру­емого объекта. Именно эти основные элементы определяют свойства формы, однако, столь же велико здесь влияние второ­степенных (например, надписей), который могут усиливать ощущение масштабности или разрушать его: крупные элементы могут «переукрупнить» форму, придать ей излишнюю тяжело­весность.

Выражение масштаба определяется некоторыми закономерностями:

- масштаб зависит от степени члененности формы - чем больше ее члененность, тем более крупным воспринимается раз­мер композиции и более мелким масштаб, и наоборот;

- создание масштаба связано с направленностью членений формы - гораздо ярче воспринимаются горизонтальные члене­ния, чем вертикальные;

- на объект информации активное влияние оказывает кон­текст, в котором он пребывает: предметы реального или условно­го пространства больших размеров зрительно уменьшают мас­штаб рекламы, сочетающейся с ними. Та же закономерность оп­ределяет различие рекламы в макете, на чертеже, проектируе­мой как масштабной, и ее же в реальной среде, масштабно стано­вящейся как бы более мелкой.

VI. ДИНАМИКА И СТАТИКАвыступают в качестве худо­жественных средств гармонизации пространства, предполагаю­щих такое соотношение между его элементами, при котором до­стигается психологическое ощущение движения или равнове­сия. Отсюда - простейшими способами создания динамичности или статичности становятся симметрия и асимметрия. Однако и асимметричные композиции могут выглядеть статичными, если набраны однородным шрифтом без каких-либо членений плос­кости или в случае расположения в одной рамке равнозначных и равновеликих комплексов. Противоположным образом склады­вается динамичная композиция, где основным средством ее ор­ганизации становится ведущая диагональ, соединяющая левый верхний и правый нижний углы.

Одним из средств динамизации формы является ритм(от греч. Rhytmos - стройность) - чередование каких-либо элемен­тов (звуковых, речевых, пластических, живописных), происхо­дящее с определенной периодичностью, частотой, иными слова­ми, их пространственная и (или) временная организация. Поня­тие ритма сформировалось в гомеровскую эпоху древнегречес­кой истории и было связано с практикой аэдов и рапсодов - ска­зителей, придающих для удобства запоминания своим поэмам ритмическую форму со строгим соотношением ударных и безу­дарных слогов, которая получила название «стих» (первона­чально - название боевых шеренг). Таким образом, и понятие «стих» и понятие «ритм» означали особую организацию времени в литературном произведении.

В рекламе ритм выражается в таком распределении информа­ции, которое естественным образом приводит внимание зрителя к наиболее важной зоне сообщения. Ритм придает форме, во-пер­вых, особый порядок и стройность, делая ее ясной, обозримой. Во-вторых, посредством создания определенных схем повтора - так называемых «паттернов» (от англ. Pattern - образец) - ритм помогает сократить время восприятия формы, предвосхищая ее. Наконец, определенное расположение ритмических образцов способствует созданию различного эмоционального ощущения: легкости, медлительности, капризности, спокойствия (так, ритм определяют как «мерный», «спокойный», «рваный»).

Определенными статичными или динамичными свойствами обладают и геометрические фигуры,составляющие основу ком­позиции или являющиеся ее частью (это, к примеру, контуры предметов, таблицы или диаграммы, символы, фирменные зна­ки). Так, куб воспринимается сознанием как малоподвижный, тяжелый, прочно покоящийся на плоскости, круг - как нечто за­вершенное, замкнутое в себе. Овал, в отличие от круга, предста­ет как форма беспокойная, динамичная, содержащая потенцию к модификациям, квадрат - как нечто идеально правильное, четкое, прямое. Симметричный относительно вертикальной оси треугольник - форма статичная, устойчивая, спокойная и, одно­временно, устремленная вверх, если тот же треугольник смещен относительно горизонта (это замечание оказывается справедли­вым ко всем формам, кроме круга), то он воспринимается как не­обычайно динамичная, беспокойная форма, полная движения и экспрессии.

Весьма часто простейшие геометрические формы становятся вспомогательным средством для гармонизации композиции, оп­ределенным образом организуя и локализуя художественное пространство. Более того, сам этот геометрический композици­онный остов становится чуть ли не основным средством вырази­тельности произведения, характеризуя его как принадлежащее определенному историческому стилю или стилю индивидуаль­ному. Так, композиции эпохи классицизма с его культивирова­нием порядка, гармонии, стройности стремятся к симметрии (это трехчастные репризные и - как вариант - сонатные формы в музыке, часто имеющие аркообразные обрамления в виде вступ­ления и Cod'ы, это симметричные структуры в архитектуре и ра­ционально выстроенные, как бы вписанные в геометрические фигуры - чаще - треугольник - живописные композиции).

Этим геометрическим фигурам как бы противостоят линия, клетка, точка, плоскость, ставшие в качестве оригинальных структурообразующих компонентов основой творческого метода Д.Родченко. Линии, которые сам Родченко назвал «последней формой», в работах художника образуют определенную конфи­гурацию - они развертываются в пространстве по принципу ги­перболически свернутой поверхности, образуют устойчивые каркасы, напоминают различные траектории движения. Все принципы формообразования являются универсальными для любого метода художественного конструирования, в том числе и для рекламы, аналогичным образом наполняя художественное пространство определенным смыслом и окрашивая его эмоцио­нально.

return false">ссылка скрыта