Художественные средства гармонизации формы. Пропорция

 

III. ПРОПОРЦИЯ - размерное соотношение части и целого, выступающее в виде математических соотношений. Однако про­порции связаны не с абсолютным значением величин, а с их вы­ражением в художественной форме, то есть, выступают не как математическая характеристика предмета, а как его эстетическое качество. Сами пропорции не могут являться, с точки зрения формы, хорошими или плохими, гармоничными или хаотичны­ми, они лишь отражают стереотип их восприятия, сложившийся в определенной культурной традиции. Таким образом, пропор­ции существуют объективно, но их качество целиком зависит от их субъективной оценки, где одни и те же математические соот­ношения могут восприниматься и как эстетически прекрасные и как эстетически безобразные. Степень пропорциональности рас­крывается через соотношение линейных отрезков, а также в гео­метрическом подобии фигур. Эти соотношения могут быть ню­ансными, контрастными, кратными.

1. Нюансные соотношения образуются пропорциями, близ­кими 1:1. Они соответствуют таким качествам формы, как ус­тойчивость, статичность, монументальность. Вместе с тем, в многоэлементной композиции нюансные пропорции выглядят подчас излишне тяжеловесно и несколько прямолинейно. В тех случаях, когда пропорция максимально приближается к «пра­вильной», равновесие формы стремится к формальному, то есть, такому, где массы по обеим сторонам от вертикальной линии, проходящей через оптический центр, равны. Однако более пред­почтительно в рекламе выглядит неформальное равновесие, со­здающее чувство движения, устремленности, активности - та­кое, где форма тяготеет к симметричной, но не полностью сба­лансирована.

В тех случаях, когда соответствие относительно оси масс или объемов дополняется соответствием всех точек фигур, то пра­вильнее говорить о симметрии.

2. Контрастные пропорциональные соотношенияхарак­теризуются резким различием величин объектов, соотносящих­ся как 1:8, 1:10 и т.п., что определяет динамику и стройность Формы, ее векторную направленность даже при простой конст­рукции.

Некий промежуточный вариант от контрастной к нюансной пропорции представляет пропорция «Золотого сечения», близ­кая соотношению 1:0,6. Эта пропорция известна как создаю­щая спокойную, уравновешенную, естественную для восприя-тйя форму и сознательно применяется со времен египетской ци­вилизации. Во времена античности это числовое соотношение: a:b=b:(a+b) (Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журяа лов и книг. М., 1984. С. 12.) использовалось при строительстве Акрополя архитектором Парфенона Иктином и проектировщиком Фидием чьим именем и было названо иррациональное число, выражающее это соотношение (Ф = 0,61803398). Традиции античности были актуализированы Возрождением, когда эта пропорция бы­ла вновь оценена по достоинству и названа Лукой Пачоли еще в 1509 году «божественной», а Леонардо да Винчи - «золотым се­чением».

3. Кратная пропорцияхарактеризуется соотношением про­стых рациональных величин. Кратные пропорции различаются как равные - 1:1, 2:2 и т.п. или модульные - 1:2, 2:4 и т.п. Безус­ловным положительным свойством кратных отношений стано­вится простота реализации использующих их проектов, связан­ная с их стандартизацией. Причем, чем проще пропорциональ­ные отношения величин и чем большее количество элементов об­щей формы они охватывают, тем большей становится эффектив­ность их применения. Композиция при этом становится откры­той и гибкой, способной к развитию, комбинаторности и полива­риантности, где из мелких модульных элементов могут образо­вываться крупные формы. Одновременно эта унификация вне совокупности с иными художественно-выразительными средст­вами (фактурой, графикой, цветом, силуэтом и т.п.) может при­вести к примитивизации композиции, снижению ее собственно рекламного потенциала.

Наряду с пропорциональными отношениями отрезков суще­ствуют пропорциональные отношения двух- и трехмерных фи­гур и объемов: А:В=а:в, А:В:С=а:в:с и т.п., простейшее из кото­рых - подобие. Подобие подразумевает наличие одинаковой фор­мы у геометрических фигур, независимо от их размеров, когда соотношение расстояний между любыми парами соответствую­щих точек фигур F1 и F2 равно постоянному коэффициенту к.

Наряду с перечисленными существуют иные пропорциональ­ные ряды:

а) арифметическая прогрессия, где каждое из последую­щих чисел отличается от предыдущего на одну и ту же величину а + (n - 1) х d = an; например 2, 5, 8,11..., d = 3;

б) геометрическая прогрессия, где каждое из последующих чисел получается из предыдущего умножением на постоянное число q - знаменатель геометрической прогрессии:

2, 8, 32,128..., q=4.

аn+1/an=q

в) пропорциональный ряд Фибоначчи, вытекающий из про­порции «золотого сечения» (Леонардо Пизанский «Книга Аба­ка»). Здесь каждое последующее число равно сумме двух преды­дущих: 1:1:2:3:5:8:13:21 и т.п.,

г) взаимопроникающие подобия, где исходными фигурами становятся квадрат и прямоугольник, составленный из двух ква­дратов, «египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5»,

д) пропорция 1 : V2 была предложена Джеем Хэмбиджем (Хэмбидж Дж. Динамическая симметрия в архитектуре. М., 1936.), разработавшим серию динамических прямоугольников, основ­ным свойством которых была способность сохранять соотноше­ние сторон при делении фигуры пополам, в четыре, восемь раз и т.п. Это соотношение 1:1,414 было отмечено как универсаль­ное для периодических изданий немецким ученым Т.Остваль­дом (так как при складывании газета сохраняла свои пропорции) и стало впоследствии мировым стандартом бумаги. Так, формат

А2 = 420x594

A3 = 297x420

А4 = 210x297

е) пропорции, основанные на V3, V4, V5, где прямоугольник V3 содержит три прямоугольника V3, прямоугольник V4 - четы­ре прямоугольника V4, прямоугольник V5 - пять V5.

Рассмотренные пропорции лежат в основе модульной систе­мы проектирования, где в расположении и соотношении основ­ных структурных элементов устанавливаются пропорциональ­ные соотношения. Простейшей основой моделирования являют­ся бланк-макеты, определяющие границы верхних и нижних по­лей, колонтитулов, в макетах-стандартах разрабатываются типо­вые схемы полос. Основу большинства модульных сеток состав­ляет универсальная система «Модулор», разработанная француз­ским архитектором Ле Корбюзье. За основу числовых соотношений здесь взяты пропорции человеческого тела, а именно, три ос­новные его точки: солнечное сплетение, макушка, пальцы вытя­нутой руки. Расстояния от земли до солнечного сплетения и от солнечного сплетения до макушки образуют крайнее и среднее отношения «золотого сечения». Числа, образованные этими ве­личинами, и составляют ряд Фибоначчи: 113 - 70 - 43.