Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
III. ПРОПОРЦИЯ - размерное соотношение части и целого, выступающее в виде математических соотношений. Однако пропорции связаны не с абсолютным значением величин, а с их выражением в художественной форме, то есть, выступают не как математическая характеристика предмета, а как его эстетическое качество. Сами пропорции не могут являться, с точки зрения формы, хорошими или плохими, гармоничными или хаотичными, они лишь отражают стереотип их восприятия, сложившийся в определенной культурной традиции. Таким образом, пропорции существуют объективно, но их качество целиком зависит от их субъективной оценки, где одни и те же математические соотношения могут восприниматься и как эстетически прекрасные и как эстетически безобразные. Степень пропорциональности раскрывается через соотношение линейных отрезков, а также в геометрическом подобии фигур. Эти соотношения могут быть нюансными, контрастными, кратными.
1. Нюансные соотношения образуются пропорциями, близкими 1:1. Они соответствуют таким качествам формы, как устойчивость, статичность, монументальность. Вместе с тем, в многоэлементной композиции нюансные пропорции выглядят подчас излишне тяжеловесно и несколько прямолинейно. В тех случаях, когда пропорция максимально приближается к «правильной», равновесие формы стремится к формальному, то есть, такому, где массы по обеим сторонам от вертикальной линии, проходящей через оптический центр, равны. Однако более предпочтительно в рекламе выглядит неформальное равновесие, создающее чувство движения, устремленности, активности - такое, где форма тяготеет к симметричной, но не полностью сбалансирована.
В тех случаях, когда соответствие относительно оси масс или объемов дополняется соответствием всех точек фигур, то правильнее говорить о симметрии.
2. Контрастные пропорциональные соотношенияхарактеризуются резким различием величин объектов, соотносящихся как 1:8, 1:10 и т.п., что определяет динамику и стройность Формы, ее векторную направленность даже при простой конструкции.
Некий промежуточный вариант от контрастной к нюансной пропорции представляет пропорция «Золотого сечения», близкая соотношению 1:0,6. Эта пропорция известна как создающая спокойную, уравновешенную, естественную для восприя-тйя форму и сознательно применяется со времен египетской цивилизации. Во времена античности это числовое соотношение: a:b=b:(a+b) (Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журяа лов и книг. М., 1984. С. 12.) использовалось при строительстве Акрополя архитектором Парфенона Иктином и проектировщиком Фидием чьим именем и было названо иррациональное число, выражающее это соотношение (Ф = 0,61803398). Традиции античности были актуализированы Возрождением, когда эта пропорция была вновь оценена по достоинству и названа Лукой Пачоли еще в 1509 году «божественной», а Леонардо да Винчи - «золотым сечением».
3. Кратная пропорцияхарактеризуется соотношением простых рациональных величин. Кратные пропорции различаются как равные - 1:1, 2:2 и т.п. или модульные - 1:2, 2:4 и т.п. Безусловным положительным свойством кратных отношений становится простота реализации использующих их проектов, связанная с их стандартизацией. Причем, чем проще пропорциональные отношения величин и чем большее количество элементов общей формы они охватывают, тем большей становится эффективность их применения. Композиция при этом становится открытой и гибкой, способной к развитию, комбинаторности и поливариантности, где из мелких модульных элементов могут образовываться крупные формы. Одновременно эта унификация вне совокупности с иными художественно-выразительными средствами (фактурой, графикой, цветом, силуэтом и т.п.) может привести к примитивизации композиции, снижению ее собственно рекламного потенциала.
Наряду с пропорциональными отношениями отрезков существуют пропорциональные отношения двух- и трехмерных фигур и объемов: А:В=а:в, А:В:С=а:в:с и т.п., простейшее из которых - подобие. Подобие подразумевает наличие одинаковой формы у геометрических фигур, независимо от их размеров, когда соотношение расстояний между любыми парами соответствующих точек фигур F1 и F2 равно постоянному коэффициенту к.
Наряду с перечисленными существуют иные пропорциональные ряды:
а) арифметическая прогрессия, где каждое из последующих чисел отличается от предыдущего на одну и ту же величину а + (n - 1) х d = an; например 2, 5, 8,11..., d = 3;
б) геометрическая прогрессия, где каждое из последующих чисел получается из предыдущего умножением на постоянное число q - знаменатель геометрической прогрессии:
2, 8, 32,128..., q=4.
аn+1/an=q
в) пропорциональный ряд Фибоначчи, вытекающий из пропорции «золотого сечения» (Леонардо Пизанский «Книга Абака»). Здесь каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1:1:2:3:5:8:13:21 и т.п.,
г) взаимопроникающие подобия, где исходными фигурами становятся квадрат и прямоугольник, составленный из двух квадратов, «египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5»,
д) пропорция 1 : V2 была предложена Джеем Хэмбиджем (Хэмбидж Дж. Динамическая симметрия в архитектуре. М., 1936.), разработавшим серию динамических прямоугольников, основным свойством которых была способность сохранять соотношение сторон при делении фигуры пополам, в четыре, восемь раз и т.п. Это соотношение 1:1,414 было отмечено как универсальное для периодических изданий немецким ученым Т.Оствальдом (так как при складывании газета сохраняла свои пропорции) и стало впоследствии мировым стандартом бумаги. Так, формат
А2 = 420x594
A3 = 297x420
А4 = 210x297
е) пропорции, основанные на V3, V4, V5, где прямоугольник V3 содержит три прямоугольника V3, прямоугольник V4 - четыре прямоугольника V4, прямоугольник V5 - пять V5.
Рассмотренные пропорции лежат в основе модульной системы проектирования, где в расположении и соотношении основных структурных элементов устанавливаются пропорциональные соотношения. Простейшей основой моделирования являются бланк-макеты, определяющие границы верхних и нижних полей, колонтитулов, в макетах-стандартах разрабатываются типовые схемы полос. Основу большинства модульных сеток составляет универсальная система «Модулор», разработанная французским архитектором Ле Корбюзье. За основу числовых соотношений здесь взяты пропорции человеческого тела, а именно, три основные его точки: солнечное сплетение, макушка, пальцы вытянутой руки. Расстояния от земли до солнечного сплетения и от солнечного сплетения до макушки образуют крайнее и среднее отношения «золотого сечения». Числа, образованные этими величинами, и составляют ряд Фибоначчи: 113 - 70 - 43.