Структура цены

В ценообразовании себестоимость является нижним пределом цены, что призвано стимулировать поиски резервов экономии по всем видам и группам затрат.

Необходимо отметить, что даже свободные цены не устанавливаются произвольно. Согласно своему глубинному происхождению, цены выражают средние общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблются вокруг его стоимости. На стоимость продукции предприятия относятся произведенные им расходы, связанные с производством и обращением.

Согласно налоговому законодательству Российской Федерации нало­гоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Под расходами (в юридическом смысле) понимаются обосно­ванные, документально подтвержденные и рационально расходуемые затраты на производство и обращение.

Порядок документирования расходов регулируется нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету. Обоснованность и рацио­нальность расходов - экономически оправданные расходы, связанные с производством и реализацией продукции, а также осуществление их с учетом рационального использования с подтверждением норм, смет, рас­четов.

К расходам относят и внереализационные расходы.

4.1. Формирование себестоимости товара

Затраты, включаемые в себестоимость продукции для целей планиро­вания и анализа, и прежде всего производственные, можно сгруппировать по ряду классификационных признаков, наиболее распространенные из которых показаны на рисунке 2.1.

Классификационный признак Затраты по классификационному признаку   Содержание затрат
По экономической природе Элементы (смета) Общий объем потребляемых ресурсов в стоимостном выражении
Статьи калькуляции По месту возникновения затрат при их калькулировании
В зависимости от объема производства Условно-постоянные В определенный период практически не зависят от объема производства
Условно-переменные Находятся в прямой зависимости от объема производства
По степени участия в процессе производства Основные Непосредственно связаны с процессом производства продукции (сырье, топливо, зарплата и т. п.)
Накладные Связаны с процессом управления произ­водством (общезаводские, цеховые и т. п.)
По способу отнесения на себестоимость продукции Прямые Непосредственно связаны с производст­вом продукции (сырье, топливо, зарплат, и т. п.)
Косвенные Связаны с работой подразделения или предприятия в целом, относятся на себе стоимость расчетным путем (общезаводские, цеховые и т. п.)

Рисунок 2.1 – Классификация производственных затрат

Себестоимость - денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости продукции.

Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется законодательством. Кроме того, воздействие государства на затраты осуществляется по­средством установления:

норм отчислений от оплаты труда в социальные фонды;

норм амортизационных отчислений от стоимости основных средств;

размеров различных налогов и сборов, начисляемых за счет издержек производства и обращения.

Вместе с тем все затраты, которые входят в состав издержек обраще­ния и производства, можно объединить в пять больших групп:

сырье, материалы, энергия, топливо и другие природные ресурсы:

работы производственного характера и услуги, выполненные специа­лизированными организациями, обслуживающими производственный процесс предприятия;

основные средства, нематериальные активы и другие средства труда при перенесении ими своей стоимости на продукцию по частям в ви­де амортизационных отчислений;

затраты труда в виде заработной платы, премий и других видов опла­ты труда, а также другие расходы, связанные с использованием рабо­чей силы;

затраты, прямо не связанные с производством и реализацией продук­ции, но обусловленные непосредственно общественным характером производства.

В нормативно-правовых актах, регулирующих формирование себестои­мости, определен подробный перечень затрат и их состав.

К ним относятся:

1) затраты на подготовку и освоение производства;

2) затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);

3) затраты, связанные с использованием природного сырья;

4) затраты некапитального характера, связанные с совершенствова­нием технологии и организации производства;

5) расходы, связанные с рационализаторством и изобретательством;

6) расходы по обслуживанию процесса производства;

7) затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

8) текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очи­стных сооружений, фильтров и других природоохранительных объектов;

9) затраты, связанные с управлением производством;

10) расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и пе­реподготовкой кадров;

11) оплата услуг по осуществлению расчетных операций;

12) расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно;

13) амортизация (износ) основных средств и нематериальных активов;

14) затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков;

15) затраты на создание страховых фондов (в пределах установленных законодательством норм);

16) затраты, связанные со сбытом продукции;

17) уплата налогов и сборов;

18) прочие затраты.

Кроме этого, в состав себестоимости продукции включают различные непроизводительные расходы:

потери от брака;

затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

недостачи материальных ценностей (в пределах естественной убыли при отсутствии виновных лиц):

выплаты по возмещению вреда, причиненного производственными травмами, и др., предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ), с одной стороны, упростил опреде­ление расходов (ст. 252), но, с другой стороны, ввел в данное понятие дополнительные признаки:

расходами признаются обоснованные и доку­ментально подтвержденные затраты, осуществляемые налогоплательщиком, т. е. любые экономически оправданные затраты, выраженные в денеж­ной форме и документально оформленные при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение прибыли. Предприятие должно доказать связь расходов с получением дохода и то, что данные затраты не выходят за пределы затрат, типичных для отрасли, в которой оперирует предприятие.

В НК РФ дана и группировка расходов.

Так, расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

расходы на изготовление, хранение и доставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, приобретение и реализацию товаров;

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслу­живание основных средств и иного имущества, а также на поддержа­ние их в исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разра­ботки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

прочие расходы, связанные с производством или реализацией.

Расходы, связанные с производством или реализацией, разделяются:

на материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Организация учета затрат на производство и обращение зависит от вида деятельности, характера производства и вырабатываемой продукции, структуры управления и размеров предприятия. Но при всем разнообразии видов деятельности организация учета затрат основывается на следующих принципах:

неизменности принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года;

полноты отражения в учете всех хозяйственных операций;

правильного отнесения расходов и доходов к отчетным периодам;

разграничения в учете текущих затрат на производство и реализацию и капитальные вложения;

регламентации состава издержек обращения и производства.

По видам расходов затраты группируются по элементам и статьям рас­ходов.

Классификация по статьям расходов (калькуляции) используется в управленческом учете, по экономическим элементам - в системе финан­сового учета.

Группировка затрат по статьям калькуляции отражается в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулирова­нию себестоимости продукции (работ, услуг).

Группировка затрат по элементам едина для предприятий всех отрас­лей.

Различают следующие элементы затрат:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

В ценообразовании себестоимость является нижним пределом цены, что призвано стимулировать поиски резервов экономии по всем видам и группам затрат.

Инструментарием снижения себестоимости является анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг), направленный на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельно­сти, достигнутому на предприятии. В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства планируются и анализируются та­кие показатели, как производство продукции на 1 рубль затрат, а также снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, вы­ражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции. Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль то­варной продукции оказывают четыре фактора, которые находятся с ним в пря­мой функциональной связи (факторы первого порядка связи с этим ре­зультативным показателем):

изменение структуры выпускаемой продукции;

изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;

изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;

изменение цен на товарную продукцию.

Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг луч­ше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции. Он представляет собой суммированную по всем видам про­дукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продук­ции в базисном году и выраженную в процентах.

Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчет­ный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей рас­ходов фактически выпущенной продукции являются следующим этапом углубленного анализа себестоимости продукции. Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за от­четный период (за год, реже - за квартал).

Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетин­говый анализ должен ответить на вопрос: продавать ли небольшое коли­чество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя по относи­тельно низкой цене? Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ пове­дения расходов.

При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вы­числяют точку равновесия убытков и прибыли - точку безубыточности (или порог рентабельности). Она характеризует величину выручки от про­даж, когда убытков уже нет, но еще нет и прибыли.

Определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные виды производств на­зывается калькулированием. Оно дает возможность исчислить фактиче­скую или плановую себестоимость объекта или изделия и является осно­вой для определения ожидаемого дохода.

Калькуляцией называют и документ, в котором представлен расчет пла­новой и фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). В современных условиях особый интерес представляет определение места и роли себестоимости в ценообразовании.

Калькулирование себестоимости - исчисление в денежном выраже­нии затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Се­бестоимость единицы продукции определяется по калькуляционным статьям затрат - группам затрат, выделяемым в калькуляции. Принципиальное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается в наличии в пер­вой из них комплексных статей, объединяющих элементы, разнородные (таблицы 2.1-2.2):

по экономическому содержанию;

принципу назначения расходов и месту их осуществления;

способу распределения между отдельными видами продукции и в за­висимости от изменения объема производства.

Таблица 2.1 - Формы калькуляций

  Элементы затрат Затраты
на единицу продукции на выпуск продукции
1.Материалы покупные, всего в т.ч.:    
основные материалы    
полуфабрикаты    
топливо и энергия    
вспомогательные материалы    
2. Заработная плата    
3. Начисления на оплату труда    
4. Амортизация основных средств    
5. Прочие затраты    
Итого    

Таблица 2.2 – Калькуляция по статьям

Статьи затрат На единицу продукции Всего
кол-во цена сумма кол-во сумма
1. Сырье и основные материалы          
за вычетом отходов          
2. Полуфабрикаты покупные          
3. Топливо и энергия на технологические цели          
4. Основная оплата труда рабочих          
5. Дополнительная оплата          
6. Начисления на оплату труда          
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования          
8. Цеховые расходы (себестоимость структурного подразделения)          
9. Общепроизводственные расходы,          
производственная себестоимость          
10. Внепроизводственные расходы          
11. Потери от брака          
Полная себестоимость          

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет выделить за­траты, непосредственно связанные с технологическим процессом, и за­траты, относящиеся к обслуживанию производства и управлению. Она используется предприятиями при исчислении себестоимости единиц от­дельных видов продукции. При этом устанавливаемая для соответствующей отрасли группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение:

прямых затрат, к которым относятся затраты, непосредственно свя­занные с технологическим процессом изготовления конкретных видов изделий, определяемые на единицу продукции или по отдельным уча­сткам производства на основании данных прямого учета и прямо от­носимые на отдельные виды изделий;

косвенных затрат - тех, которые связаны с работой цеха или пред­приятия в целом и не могут быть отнесены на отдельные виды изде­лий, а должны распределяться между ними косвенным образом, т. е. по какому-либо условному признаку.

В большинстве отраслей промышленности в номенклатуре статей калькуляции выделяют затраты:

на сырье и материалы;

топливо и энергию на технологические цели;

покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного ха­рактера;

заработную плату и отчисления на социальные нужды;

общепроизводственные и общехозяйственные расходы;

потери от брака;

коммерческие расходы.

Объектом калькулирования называется изделие, услуга, производст­венная операция, на которую относят затраты. Это может быть:

вид готовой продукции (основной объект калькулирования);

часть изделия (деталь, узел);

полуфабрикат;

работа (ремонт помещения);

услуга (консультирование);

производственная операция (себестоимость мясного фарша). В каждом случае объект учета затрат должен быть четко определен.

Единица калькулирования - единица измерения калькуляционного объекта. Все многообразие единиц измерения можно свести к следую­щим группам:

натуральные единицы: вес (т, кг, г, л); количество (шт.); длина (м, км, пог. м); площадь (кв. м); объем (куб, м, л);

стоимостные единицы: выполненная работа (объем продукции) в де­нежном выражении. В этом случае определяют затраты на 1 рубль про­дукции;

эксплуатационные единицы: час работы машины; тонно-километр пе­ревозки грузов; нормо-час рабочего времени работника.

Калькуляция себестоимости единицы продукции - расчет прямых и косвенных затрат на единицу продукции с полным распределением за­трат по статьям, элементам и другим видам группировки.

Виды калькуляций:

Ø по времени составления:

плановые - калькуляции, которые определяют среднюю себестои­мость на очередной плановый период (год, квартал) и используются для установления оптовых цен, базирующихся на прогрессивных нормах расхода рабочего времени, материалов, электроэнергии и прочих затрат. Плановые калькуляции составляются до изготовле­ния продукции;

отчетные - калькуляции, составляемые по данным бухгалтерского учета о производственных затратах. Отчетные калькуляции состав­ляются после изготовления продукции и служат средством контро­ля над выполнением плана по себестоимости, изучения ее динамики и поиска резервов снижения затрат. Отчетные калькуляции отли­чаются от плановых тем, что в них представлена информация о величине, составе и структуре фактической себестоимости приоб­ретения, производства или реализации единицы продукции в со­поставлении с плановыми нормативными данными;

Ø по способу группировки затрат:

поэлементная калькуляция, которая показывает затраты по одно­родным элементам (материалы, оплата труда, амортизационные отчисления и т. д.);

постатейная калькуляция - указывает назначение затрат (техно­логические, обслуживания, управления);

Ø по объему затрат:

технологическая - включает только прямые затраты, непосредст­венно связанные с технологическим процессом;

цеховая - учитывает все затраты цеха (структурного подразделения) на производство продукта;

производственная - включает затраты всего предприятия на произ­водство продукта;

полная калькуляция - учитывает производственные и реализаци­онные расходы.

В структуре цены можно выделить следующие части:

затратную часть, которую составляет себестоимость;

налоговую часть, включающую акциз, налог на добавленную стоимость;

логистические издержки снабженческо-сбытовые наценки и торговые надбавки, включающие издержки и прибыль оптового звена;

обязательную часть, равную прибыли.

Уровень цен должен быть достаточным, чтобы заинтересовать товаро­производителей в увеличении выпуска, улучшении качества и расшире­нии ассортимента товаров.

Калькуляция сбытовых цен - калькуляция цен реализации товара че­рез сбытовую сеть. Фактически состоит из оптовой цены производителя, транспортных издержек и калькуляции затрат сбытовой организации.

После того как установлены свободные отпускные цены, к ним могут применяться три вида надбавок: снабженческо-сбытовые, оптовые и тор­говые. Их применение зависит от товародвижения, т. е. от того, какие звенья участвуют в реализации товаров:

если товары реализуются через посредников, то в этом случае приме­няется снабженческо-сбытовая наценка. Она устанавливается по со­гласованию сторон, в ней учитываются издержки обращения и налог на добавленную стоимость. Для снабженческо-сбытовых организаций, являющихся монополистами, установлен предельный уровень рента­бельности. Он составляет 50 % к издержкам обращения. Снабженче­ско-сбытовая надбавка по товарам народного потребления устанавли­вается в процентах к свободной отпускной цене, включая налог на добавленную стоимость. Свободная отпускная цена вместе со снабженческо-сбытовой надбавкой называется ценой закупки;

оптовую надбавку применяют оптовые организации государственной торговли, оптовые базы других управлений рабочего снабжения и дру­гие оптовые организации, основной задачей которых является обеспе­чение товарами предприятий розничной торговли и бытового обслуживания. Оптовая надбавка устанавливается по согласованию сторон. В нее включаются издержки обращения и налог на добавленную стоимость (НДС). Большинство предприятий оптовой торговли вошли в Государственный реестр предприятий-монополистов, поэтому для них установлен предельный размер рентабельности, составляющий 3 % к товарообороту. Необходимо иметь в виду, что оптовая надбавка учитывается в торговой;

торговая надбавка используется при реализации товаров непосредст­венно населению. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. В нее включаются: издержки обращения, оптовая надбавка (если товары поставляются оптовыми предприятиями), НДС. Для предприятий-монополистов розничной торговли установлен предельный уровень рентабельности в размере 8 % к товарообороту. Торговые надбавки устанавливаются к свободной отпу­скной цене (с НДС) или к цене закупки. Торговая надбавка служит ис­точником финансирования издержек обращения и образования прибы­ли, необходимой для нормального функционирования торговых пред­приятий. Если в товародвижении участвует склад оптового предприятия, то он реализует товары по отпускным ценам и удерживает в свою пользу оптовую надбавку к этим ценам - часть торговой надбавки. Размер оптовой надбавки оптовое предприятие устанавливает по договорен­ности с покупателями - предприятиями розничной торговли и обще­ственного питания.

Свободную розничную цену, по которой товар продается населению, розничное торговое предприятие определяет самостоятельно с учетом сложившейся в данное время и в данном регионе конъюнктуры рынка, исходя из свободной отпускной цены и торговой наценки к ней. Вели­чина наценки может колебаться в зависимости от спроса и предложения и индивидуальных условий работы того или иного торгового предприятия. Конкретный размер торговой надбавки (не превышающей предельного), согласно торговой калькуляции, равен сумме плановых издержек обраще­ния, оптовой надбавки и плановой прибыли.

Часть прибыли розничное торговое предприятие направляет в фонд регулирования свободных роз­ничных цен (фонд коммерческого риска). Для устранения несоответствия платежеспособного спроса и предложения по отдельным товарам или их группам свободные розничные цены могут быть повышены или снижены. Потери от снижения цен компенсируют из фонда коммерческого риска.

Предпринимательская деятельность представляет собой инициатив­ную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направ­ленную на получение прибыли. Прибыль - важнейший обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности юриди­ческих и физических лиц. В рыночных отношениях получение прибыли - конечная цель и результат предпринимательской деятельности. Она определяется как разница между выручкой от хозяйственной деятельно­сти и суммой затрат на эту деятельность.

Под прибылью понимается:

для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных и подтвержденных расходов;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Рос­сийской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

для иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Как известно, прибыль предприятия образуется в результате распреде­ления выручки, полученной им от реализации продукции (работ, услуг), выбывшего имущества, доходов от внереализационных операций, умень­шенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг - составная часть балансовой прибыли, связанная с получением финансового результа­та от основных видов деятельности. Определяется раздельно по каждому виду деятельности. Выручка принимается в расчет без НДС, акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством.

Предприятия, осуществляющие экспортную деятельности, при исчис­лении прибыли исключают из выручки от реализации продукции экс­портные тарифы.

Для целей налогообложения выручка от реализации продукции определя­ется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет, исходя и условий хозяйствования и заключаемых договоров).

Внереализационная прибыль - основная часть балансовой прибыли предприятия, отражающая финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством и реализацией продукции продажей основных средств, иного имущества. Определяется как доход (убытки) за вычетом расходов по внереализационным операциям.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

доходы от сдачи имущества в аренду;

доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

суммы, полученные от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;

другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.

Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не на­чав производить тот продукт, который нужен потребителю. Потребности, в свою очередь, подразделяются: на потребности потенциальные и платежеспособные. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платеже­способный спрос. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потреб­ляемые ресурсы, их затраты меньше, чем полученная выручка, т. е. когда оно работает с прибылью. В этом смысле и говорят, что прибыль - непо­средственная цель функционирования предприятия и одновременно ре­зультат его деятельности. Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы, включающими:

установление цен;

формирование затрат;

определение объемов выпуска продукции;

выбор номенклатуры и ассортимента производимых товаров.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рын­ка, и поэтому каждый из них должен учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить по­требности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только в этом случае они могут процветать как производители товаров, услуг.

4. 2 учет издержек производства

Итак, мы исходим из того, что в окончательном виде цена на товар устанавливается на основе соотношения между спросом и предложением. Как правило, спрос устанавливает максимальную цену, которую продавец может получить за предлагаемый им товар. Минимальная же цена, при которой продавец еще не «прогорает» и не уходит с рынка данного товара, определяется издержками производства. В самом деле, предприятие хочет получить за свой товар цену, которая бы полностью перекрывала издержки по производству, распределению и сбыту этого товара, а также обеспечивала бы получение достойной прибыли.

Издержки производства и реализации представляют собой фактические затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, транспортные средства, различного рода услуги, выраженные в денежной форме. Издержки производственно-сбытового процесса принято подразделять на постоянные и переменные.

Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции за какой-либо краткосрочный период времени, то есть не зависят от колебаний объема производства, оставаясь неизменными и при достаточно значительном изменении уровня производства. Постоянные издержки представляют собой затраты различного рода ресурсов не на саму производственно-сбытовую деятельность, а на создание условий для такой деятельности. Поэтому их также называют общезаводскими расходами. Примером таких постоянных издержек являются затраты на содержание зданий и помещений, на поддержание в них требуемого температурного режима, арендные и страховые платежи, амортизационные отчисления и т. п.

Переменные издержки изменяются в зависимости от объема выпуска продукции. В отличие от постоянных затрат они идут на осуществление той деятельности, которая имеет своей целью производство соответствующего товара. К переменным издержкам относят затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату и т. п.

Применительно к издержкам используются также и другие понятия.

Валовые или совокупные издержки представляют собой общие (полные) издержки всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Они равняются сумме всех произведенных (постоянных и переменных) затрат.

Средние производственно-сбытовые издержки предприятия за какой-либо период времени представляют собой валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции за этот период. По мере роста объемов выпуска продукции основную часть средних издержек будут составлять не постоянные, а переменные затраты. И, наоборот, при малых объемах выпуска продукции, тем более при штучном (позаказном) изготовлении, переменные затраты, входящие в состав средних издержек, могут оказаться относительно небольшими. Постоянные же затраты придется понести в полном объеме.

В экономической литературе используется также понятие предельных издержек производства, иначе называемых маржинальными издержками. Это издержки, которые необходимо понести при данном уровне производства, чтобы увеличить выпуск продукции на одну единицу. Предельные издержки, называемые также приростными издержками, показывают, на какие затраты должно пойти предприятие, чтобы увеличить выпуск продукции на одну единицу. Так как при любом изменении объема выпуска (пусть на одну единицу продукции) величина постоянных затрат не должна изменяться, предельные затраты определяются лишь ростом переменных затрат.

Во многих случаях переменная часть общих издержек прямо пропорциональна объему выпускаемой продукции. Это означает, что величина переменных затрат, приходящаяся на единицу продукции, остается постоянной, независимо от объема выпуска. Однако во многих случаях переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции, с ростом общего объема выпуска уменьшаются. Это происходит обычно в связи с целесообразностью применения для выпуска больших объемов продукции высокопроизводительного специализированного технологического оборудования.

Для упрощения анализа все виды ресурсов обычно разделяют на две группы, условно обозначаемые как капитал (К) и труд (Т). Один и тот же объем выпуска продукции может быть обеспечен при различном сочетании этих ресурсов.

В разные периоды времени может изменяться состояние ресурсов. Различают следующие периоды:

Ø мгновенный период - период производства, в течение которого все производственные факторы остаются постоянными;

Ø короткий (или краткосрочный) период - период производства, в течение которого некоторые факторы остаются постоянными, а другие изменяются;

Ø длительный период - период производства, в течение которого все производственные факторы изменяются.

Особый интерес представляет рассмотрение средних затрат в длительном периоде. Дело в том, что в течение длительного периода предприятие может изменить масштаб или другие характерные параметры производства. Для каждого состояния или масштаба деятельности предприятия должна быть построена своя линия «затраты - объем производства».

Методы, ориентированные на учет затрат производства, позволяют в первую очередь определить себестоимость продукции. Для исходного расчета себестоимости в мировой практике применяются два различных метода:

учет полных издержек;

учет предельных издержек.

Учет полных издержек производства обеспечивает полное возмещение всех затрат независимо от их происхождения и предоставляет возможность получения максимальной для данной ситуации прибыли. Однако при этом не выявляются пути снижения затрат и не производится дифференцированный учет факторов, влияющих на цену.

Отдельного рассмотрения заслуживает ценообразование по методу нормативных затрат, называемый на Западе методом «стандарт-кост», который предполагает использование нормативов затрат в расчете на единицу продукции. Фактические затраты производства не должны превышать нормативных показателей.

На Западе широко применяется и метод прямого учета затрат, получивший название «директ-костинг» («маржинал-костинг»). Этот метод учитывает влияние изменения объема производства на изменения затрат. Оба упомянутых метода взаимозаменяемы и учитывают одни и те же затраты.

Использование для ценообразования предельных или маржинальных издержек позволяет выявить те виды продукции, производство которых в данной рыночной ситуации может оказаться наиболее рентабельным. В самом деле, постоянные затраты не распределяются по конкретным видам продукции. Они относятся к общезаводским расходам и покрываются за счет прибыли предприятия. Предельные издержки характеризуют затраты на производство конкретного вида продукции. Следовательно, ориентируясь на предельные издержки, можно изменить производственную программу таким образом, чтобы заменить менее рентабельную продукцию более рентабельной.

С помощью маржинальных (предельных) затрат можно, например, определить целесообразность использования той или иной технологии, оценить необходимость капитальных вложений, выявить влияние изменения объема производства той или иной продукции на потенциальную прибыль предприятия и др.

4. 3 различные виды издержек и их калькуляция

В настоящее время практикуются два подхода к анализу производственных издержек.

Первый подход, называемый бухгалтерским, предполагает собой учет потребляемых ресурсов в их чистом денежном выражении.

Второй подход, называемый экономическим, или предпринимательским, заключается в том, чтобы при назначении цены на продукцию учитывать кроме бухгалтерских издержек также и другие факторы.

Бухгалтерские издержки, относимые на себестоимость продукции, - это перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции. Порядок их учета при налогообложении регламентируется российским законодательством.

Предпринимательские издержки включают в себя бухгалтерские издержки, а также те издержки, которые делают позиционирование данного товара на рынке целесообразным. К последним, в частности, относятся:

средняя предпринимательская прибыль;

налог на добавленную стоимость (НДС), когда он начисляется сверх цены предприятия;

акцизные сборы (если данный товар является подакцизным);

таможенные пошлины (если предприятие экспортирует свою продукцию);

альтернативные издержки, то есть финансовые потери, связанные со сделанным в пользу данной продукции выбором, что исключает возможность альтернативного использования имеющихся ресурсов.

Альтернативные затраты могут иметь явный или неявный характер.

Явные альтернативные издержки - это прямые денежные платежи предприятия за приобретенные ресурсы, в том числе сырье, топливо, анергию, транспорт, заработная плата рабочим и др.

Неявные альтернативные издержки - это издержки на использование ресурсов, являющихся собственностью владельцев предприятия. Эти затраты не являются внешними платежами, проводимыми через бухгалтерию. Сюда следует отнести заработную плату владельца (владельцев) предприятия, выплаты по патентам владельца на используемые в производстве технологию, оборудование и др.

Таким образом, „бухгалтерские издержки учитывают лишь явные затраты, проходящие в виде денежных платежей по бухгалтерским документам. Явные издержки принято называть внешними, а неявные - внутренними, Компоненты затрат представлены в таблице 2.3 (знак «+» означает, что данный вид затрат в данном способе подсчета издержек учитывается а знак «-» - не учитывается). Как правило, предпринимательские издержки превышают бухгалтерские на 20 - 100 %. Заметим, что есть еще один вид издержек, которые при принятии управленческих экономических решений не следует включать в калькуляцию, но необходимо иметь в виду - так называемые невозвратные издержки. К подобным потерям относятся, например, затраты на приобретение технологического оборудования, которое невозможно использовать для выпуска иных видов продукции, расходы на проведение маркетинговых исследований и др.

Таблица 2.3 - Компоненты бухгалтерских и предпринимательских затрат
Наименование компонента затрат Издержки
бухгалтерские предпринимательские
Заработная плата персонала + +
Выплата процентов + +
Амортизация оборудования + +
Сырье и материалы + +
Заработок предпринимателя - +
Земельная рента - +
Проценты на собственный капитал - +
Патенты и «ноу-хау» - +

Затраты, которых можно избежать, называют предотвратимыми. К ним относятся расходы на рекламную деятельность, организацию сбыта и т.д.

Полный расчет издержек производства называется калькуляцией. При калькуляции полной себестоимости все затраты принято распределять по группам.

Процентное соотношение между денежной стоимостью отдельных экономических компонентов себестоимости составляет структуру затрат для производства конкретной продукции. Очевидно, что для различных производств характерны различные структуры себестоимости.

Однако калькуляция затрат по всему производству в целом не отражает себестоимость отдельных видов продукции. Для того, чтобы найти направление возможного снижения себестоимости, нужно знать распределение затрат по отдельным видам продукции. Сделать это можно с помощью калькуляции себестоимости одного изделия по статьям расходов, включающей в себя:

сырье и материалы;

топливо и энергия на технологические нужды;

заработная плата;

расходы по эксплуатации производственного оборудования;

цеховые и общезаводские расходы (иногда эти расходы калькулируются по отдельности);

затраты на компенсацию брака;

непроизводственные расходы.

Перечисленные статьи калькуляции (за исключением непроизводственных расходов) образуют себестоимость производства.

К непроизводственным расходам относят:

расходы на тару, маркировку, упаковку и др.;

расходы на рекламную деятельность;

расходы на стандартизацию;

расходы на удовлетворение экологических требований;

расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

расходы на подготовку, переквалификацию и перераспределение кадров.

Калькуляции для различных видов продукции могут сопоставляться между собой. Результаты этих сравнений могут служить основой для принятия решений о запуске в производство тех или иных видов продукции, об объемах и сроках такого запуска, а также о направлениях наиболее целесообразного развития предприятия.

Изменение объемов выпуска при использовании одних и тех же технологических процессов и неизменном способе производства (то есть при данной калькуляции статей затрат, приходящихся на единицу продукции) может быть осуществлено только путем одновременного и пропорционального изменения использования объемов всех входящих в калькуляцию ресурсов.

Если в результате одновременного увеличения объемов всех используемых ресурсов, во столько же раз увеличится и выпуск соответствующей продукции, то это означает, что имеет место постоянная отдача от масштабов производства.

Если в результате одновременного увеличения объемов всех используемых ресурсов выпуск соответствующей продукции увеличится в непропорционально большее число раз, то это означает, что имеет место возрастающая отдача от масштабов производства.

Если в результате одновременного увеличения объемов всех используемых ресурсов выпуск соответствующей продукции увеличится в непропорционально меньшее число раз, то это означает, что имеет место убывающая отдача от масштабов производства.

На основании сравнения калькуляции различных видов продукции при различных способах производства можно сделать выводы не только о целесообразности выпуска того или иного вида продукции, но и о путях совершенствования способа производства и о стратегии развития предприятия в целом.

В рамках комплексного анализа рассмотрим две группы параметров - затраты капитала (К) и трудовые затраты (Т).

Стоимость трудовых ресурсов измеряется ставками заработной платы. Стоимость капитала измеряется ставками банковского процента. Количество трудовых ресурсов и капитала, имеющихся в распоряжении предприятия, лимитировано. Соотношение между этими двумя статьями расходов может быть различным, но общие затраты на них должны оставаться постоянными. Это значит, что увеличение затрат на капитал приведет к сокращению затрат на трудовые ресурсы, и наоборот.