Понятие и сущность цены. Цена и ценообразование как инструмент экономики

Теории цен

Функции, выполняемые ценами

Понятие и сущность цены. Цена и ценообразование как инструмент экономики

Вопросы по теме

Тема1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда расширяются права государственных, общественных и кооперативных предприятий, объединений и организаций, акционерных обществ при их участии в экономических взаимоотношениях с партнерами из зарубежных стран, актуальность вопросов ценообразования при заключении экспортных и импортных сделок существенно возрастает. Повышение точности расчетов цен контрактов будет способствовать не только росту эффективности заключаемых сделок, но и послужит в определенной мере гарантией исключения практики поставок продукции на экспорт по необоснованно заниженным и осуществления импорта по завышенным ценам. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности. Сопоставление рыночной цены с существующими затратами предприятия является точным индикатором того, насколько эффективна его деятельность.

Цены и ценообразование являются ключевыми элементами рыночной экономики. В цене переплетены и сконцентрированы основные проблемы развития экономики и общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внут­реннего продукта и национального дохода. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Цена как экономическая категория имеет несколько определений:

фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара;

денежное выражение стоимости товара;

экономическая категория, служащая для косвенного измерения вели­чины затраченного на производство товара общественно необходимо­го рабочего времени;

количественное соотношение фактического спроса и предложения.

Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. В основе формирования цены лежит сложение издержек производства (себестоимости), фактически осуществленных предпринимателем на производство того или иного това­ра (работ, услуг), и минимально допустимой с его точки зрения прибыли или:

Ц = С + П ,

где Ц - цена продукции, работ или услуг;

С - себестоимость производства;

П - минимально допустимая прибыль.

При таком подходе цена понимается как минимально допустимая для конкретного предпринимателя. Но на рынке цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения.

Цена и ценовая политика для предприятия являются вторым после определения товара для производства на рынок существенным элементом маркетинговой деятельности. Принятие решений в области цен сопря­жено с необходимостью учета многочисленных факторов производствен­но-коммер-ческого и финансового состояния предприятия, а также соот­ветствующего рыночного сегмента, под влиянием которых формируется рыночная цена.

Цены формируются и действуют в различных сферах экономики по-разному. Существует множество цен, посредством которых осуществляется управление экономикой, как отдельного предприятия, так и всей страны. Совокупность цен представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки товаров потребителями, так и экономические процес­сы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или по­требление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, взятые в своей сово­купности, действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

В ценовом механизме следует различать две взаимодействующие части:

сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;

ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги.

Су­ществуют две основные системы ценообразования:

- рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения,

-централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного цено­образования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.

Перед всеми предприятиями в качестве одной из основных проблем выступает определение цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма сложный процесс, подвер­жено воздействию множества факторов. Рынок и цена - категории то­варного производства, в котором экономические отношения проявляют­ся не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимо­стных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно воздейству­ет на весь процесс воспроизводства.

Все стоимостные категории теснейшим образом взаимосвязаны, каж­дая из них занимает соответствующее место, определяемое тем аспектом экономических отношений, которые она выражает:

прибыль - экономические отношения, связанные с присвоением части вновь созданной стоимости общественного продукта и формировани­ем средств, направляемых на расширенное воспроизводство;

себестоимость - экономические отношения по поводу формирования средств, используемых для простого воспроизводства;

заработная плата - экономические отношения по поводу присвоения части вновь созданной стоимости общественного продукта наемными работниками - непосредственными участниками воспроизводства;

кредит - экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;

финансы - экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств государства и предприятий, их движением и использованием.

В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место. Являясь денежным выражением стоимости, она отражает всю совокуп­ность экономических отношений.