Понятие и сущность цены. Цена и ценообразование как инструмент экономики
Теории цен
Функции, выполняемые ценами
Понятие и сущность цены. Цена и ценообразование как инструмент экономики
Вопросы по теме
Тема1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда расширяются права государственных, общественных и кооперативных предприятий, объединений и организаций, акционерных обществ при их участии в экономических взаимоотношениях с партнерами из зарубежных стран, актуальность вопросов ценообразования при заключении экспортных и импортных сделок существенно возрастает. Повышение точности расчетов цен контрактов будет способствовать не только росту эффективности заключаемых сделок, но и послужит в определенной мере гарантией исключения практики поставок продукции на экспорт по необоснованно заниженным и осуществления импорта по завышенным ценам. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности. Сопоставление рыночной цены с существующими затратами предприятия является точным индикатором того, насколько эффективна его деятельность.
Цены и ценообразование являются ключевыми элементами рыночной экономики. В цене переплетены и сконцентрированы основные проблемы развития экономики и общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.
Цена как экономическая категория имеет несколько определений:
фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара;
денежное выражение стоимости товара;
экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;
количественное соотношение фактического спроса и предложения.
Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. В основе формирования цены лежит сложение издержек производства (себестоимости), фактически осуществленных предпринимателем на производство того или иного товара (работ, услуг), и минимально допустимой с его точки зрения прибыли или:
Ц = С + П ,
где Ц - цена продукции, работ или услуг;
С - себестоимость производства;
П - минимально допустимая прибыль.
При таком подходе цена понимается как минимально допустимая для конкретного предпринимателя. Но на рынке цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения.
Цена и ценовая политика для предприятия являются вторым после определения товара для производства на рынок существенным элементом маркетинговой деятельности. Принятие решений в области цен сопряжено с необходимостью учета многочисленных факторов производственно-коммер-ческого и финансового состояния предприятия, а также соответствующего рыночного сегмента, под влиянием которых формируется рыночная цена.
Цены формируются и действуют в различных сферах экономики по-разному. Существует множество цен, посредством которых осуществляется управление экономикой, как отдельного предприятия, так и всей страны. Совокупность цен представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки товаров потребителями, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, взятые в своей совокупности, действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
В ценовом механизме следует различать две взаимодействующие части:
сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.
Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги.
Существуют две основные системы ценообразования:
- рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения,
-централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.
Перед всеми предприятиями в качестве одной из основных проблем выступает определение цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Рынок и цена - категории товарного производства, в котором экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно воздействует на весь процесс воспроизводства.
Все стоимостные категории теснейшим образом взаимосвязаны, каждая из них занимает соответствующее место, определяемое тем аспектом экономических отношений, которые она выражает:
прибыль - экономические отношения, связанные с присвоением части вновь созданной стоимости общественного продукта и формированием средств, направляемых на расширенное воспроизводство;
себестоимость - экономические отношения по поводу формирования средств, используемых для простого воспроизводства;
заработная плата - экономические отношения по поводу присвоения части вновь созданной стоимости общественного продукта наемными работниками - непосредственными участниками воспроизводства;
кредит - экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;
финансы - экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств государства и предприятий, их движением и использованием.
В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место. Являясь денежным выражением стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.