Тема: Финансовое планирование и прогнозирование.

Особую актуальность в условиях рыночной экономики приобретает финансовое планировании как одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Её можно определить как умение предвидеть цели предприятия, результаты её деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей.

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование решает следующие задачи:

1. конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

2. выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;

3. обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

4. определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

5. обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;

6. осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Основными объектами финансового планирования на предприятии выступают:

- выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

-прибыль и её распределение;

-фонды социального назначения и их использование;

-объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

-объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

-плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения;

-объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Финансовое планирование строится на следующих принципах:

1. принцип соответствия

2. принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах)

3. принцип избытка денежных средств

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование – представляет собой определение на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и её частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах, и в отличии от планирования, не ставит задачу осуществить непосредственно на практике разработанные прогнозы.

Систему финансового планирования на предприятии можно разделить на 3 составляющие части:

1. разработка финансовой стратегии предприятия (стратегическое финансовое планирование).

2. текущее финансовое планировании;

3. оперативное финансовое планирование.

В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

1. расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе доступной величины финансовых показателей прогнозируют их величину на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд лет (месяцев).

2. нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в денежных ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов, тарифы взносов в гос. Внебюджетные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных активов, учетная ставка банковского % и др. Выделяют следующие нормы и нормативы: федеральные, региональные, местные, отраслевые и групповые (льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий; особые возможности начисления амортизации), а также внутренние (нормы и нормативы самого предприятия).

3. балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений.

4. метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают один наиболее оптимальный. При выборе оптимального варианта применяются следующие критерии:

- максимальная рентабельность вложенного капитала;

- максимальное значение прибыли;

- максимальная оборачиваемость капитала;

-оптимальное соотношение заемных и собственных средств предприятия;

- минимальное значение приведенных затрат;

- максимальная сохранность финансовых ресурсов, т.е. минимум денежных потерь в результате снижения финансового, кредитного, валютного и др. рисков.

Приведенные затраты представляют собой сумму текущих издержек и капитальных вложений, приведенных и идентичной размерности в соответствии с принятыми нормативами эффективности. Их определяют по формуле:

Зпривед = Зт – Зе х Кн,

Зт – текущие (операционные) затраты;

Зе – единовременные затраты (капиталовложения);

Кн – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, доли единицы.

5. метод экономико-математического моделированияв финансовом планировании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выявляется в экономико-математической модели, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включаются только основные факторы.

Широкое применение в планировании фин. показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения фин. показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов.

Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1-2 года.

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Можно выделить следующие области применения бизнес-плана:

· Подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

· Обоснование и осуществление инвестиционных проектов;

· Реализация отдельных коммерческих операций;

· Составление проектов эмиссии ценных бумаг предприятия;

· Проведение реорганизационных операций;

· Финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса предприятия.

В мире не существует общепринятых, единых для всех, регламентированных форм и структуры бизнес-плана. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки практически совпадают. Для условий работы акционерного общества наиболее подходит следующая структура бизнес-плана:

Раздел 1: Товары и услуги.

Раздел 2: Оценка рынка сбыта товаров.

Раздел 3: Информация о возможных конкурентах.

Раздел 4: План маркетинга.

Раздел 5: План производства.

Раздел 6: Организационный план.

Раздел 7: Юридический план.

Раздел 8: Оценка и управление разного рода рисками.

Раздел 9: Финансовый план.

При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предлагается реализация инвестиционного проекта: налоговая среда; изменение курсов валют, по которым ведется расчет проекта; инфляционная характеристика среды.

Финансовый раздел бизнес-плана включает разработку:

· Прогноза финансовых результатов;

· Баланса денежных поступлений и расходов;

· Планового бухгалтерского баланса;

· Потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования;

· Точки безубыточности.

Формы и методы финансирования проектов весьма разнообразны и зависят от возможностей предприятия и условий его деятельности. В практике промышленных предприятий наиболее распространены:

· Получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (предпочтительна в первоначальный период реализации проекта);

· Долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств);

· Лизинговое финансирование.

Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.

По каждой выбранной схемы проводится отдельный расчет для оценки последствий её использования. Основой этих расчетов являются показатели, характеризующие эффективность этих проектов (показатели, характеризующие эффективность операционной деятельности предприятия в ходе реализации проекта; показатели, характеризующие эффективность вложенных инвестиций).

Современная система управления финансами требует координации применяемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Процесс планирования – это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течении этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджеты предприятия служат основой для оценки эффективной деятельности предприятия, и используются как средства правления и стимулирования.

В основе построения системы бюджетирования заложены следующие принципы:

- принцип согласования целей;

- принцип ответственности;

- принцип гибкости.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия влючает:

1. процесс формирования бюджетов;

2. разработка их структуры;

3. ответственность за формирование бюджетов;

4. исполнение бюджетов.

Основная цель процесса бюджетирования – разработка определенной финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выделяют центры финансовой ответственности и финансового учета. К центрам фин. ответственности относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия (центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций).

Центры финансового учета – это те структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия.

Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия:

1. основные бюджеты: основные финансовые и основные инвестиционные бюджеты. К финансовым бюджетам относятся: бюджеты финансовых результатов (прибылей и убытков); бюджеты движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

2. операционные (функциональные) бюджеты:

· бюджеты продаж –формируются для определения величины выручки от продажи товаров, работ и услуг; для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения его денежных средств; для определения остатков дебиторской задолженности предприятия.

· Бюджет производства – он делится на бюджет прямых материальных затрат (строится на основе либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции) и на бюджет затрат на оплату труда (за основу берутся трудозатраты и расценки, установленные на предприятии).

3. вспомогательные бюджеты – необходимы предприятию, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Основными из них являются: бюджет амортизации; бюджет распределения прибыли; налоговый бюджет; кредитный бюджет и др.