Собственный капитал

Финансовая информация, отражающая деятельность предприятия – это система показателей о движении денежных средств, которая использует как внутренние, так и внешние данные в процессе фин. анализа, планирования и принятия решения.

Тема: Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации:

1 группа: это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Они используются для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности.

2 группавключает основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия:

-индекс цен на продукцию;

-ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

-общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;

-объем произведенной (реализуемой) продукции и др.

3 группа включает показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. К данной группе относятся следующие показатели:

-виды основных котируемых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

-котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;

-цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;

-депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

-официальные курсы отдельных валют, курсы их покупки-продажи на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками.

4 группа включает показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. На основе этой системы показателей проводится анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. Поэтому обязательным элементом финансового менеджмента на предприятии выступает финансовый анализ. Информационной базой для проведения финансового анализа является главным образом бухгалтерская документация. Финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих видов анализа:

1. предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и изменение его финансовых показателей за отчетный период;

2. анализ платежеспособности предприятия и финансовой устойчивости предприятия;

3. анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;

4. анализ финансовых результатов предприятия;

5. анализ оборачиваемости оборотных активов;

6. оценку потенциального банкротства.

Проведение финансового анализа можно осуществить 3 методами:

А). сравнение – это когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период.

Б). группировка – это когда показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявление тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

В). метод цепных подстановок – заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

Пользователей информации о деятельности предприятия можно разделить на 2 категории: внешние и внутренние пользователи.

Составление финансовой отчетности в условиях рынка основано на ряде принципов, которые позволяют повысить эффективность её применения для целей финансового менеджмента.

Основное требование к информации, заключается в её полезности, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия деловых решений. Чтобы быть полезной информация должна отвечать следующим принципам: уместность, достоверность информации, понятность, сопоставимость.

Каждая единица информации включается в отчетность исходя из того, что учет этой финансовой информации производится на основе определенных принципах учета:

1. принцип двойной записи (запись каждой операции производится дважды: в дебет одного счета и в кредит другого);

2. принцип экономической единицы учета (отчуждение стоимости хоз. единицы и занесение её в финансовую отчетность в стоимостном выражении);

3. принцип периодичности (предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности, т.е. идет деление деятельности предприятия на месяц, квартал, год);

4. принцип функционирующего предприятия (непрерывности) –предприятие продолжает работать в соответствии с целями его создания и будет в ближайшее время ликвидировано или реорганизовано.

5. принцип денежной оценки –заключается в использовании денежного измерителя в качестве универсального. Выделяют следующие методы оценки:

5.1. фактическая (историческая) себестоимость - первоначальная сумма денежных средств, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве этих средств.

5.2. текущая восстановительная себестоимость – сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены каких-либо средств;

5.3. текущая рыночная стоимость – сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи средств или при наступлении срока их ликвидации;

5.4. чистая стоимость реализации – сумма денежных средств, которая должна быть получена или уплачена при реализации средств или погашения обязательств (т.е. стоимость равна цене реализации за вычетом обычных расходов по реализации);

5.5. дисконтированная стоимость – стоимость будущих денежных поступлений с учетом альтернативных возможностей инвестирования.

6. принцип начислений – позволяет бухгалтеру принять решение о том, к какому отчетному периоду отнести соответствующие доходы и расходы. Метод начислений предполагает, что доходы относятся к периоду, где продукция отгружена покупателю, даже если денежные средства еще не перечислены. Расходы отражаются в том отчетном периоде где они возникли.

7. принцип соответствия доходов отчетного периода расходам этого периода– в отчетном периоде отражаются расходы, которые обусловили получение доходов этого периода.

К методам анализа финансовой отчетности относятся следующие:

1. чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей отчетности, где определяется имущественное положение предприятия, краткосрочные и долгосрочные инвестиции предприятия, источники формирования финансовых ресурсов предприятия и др.

2. горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные изменения разных статей отчетности по сравнению с прошлым годом.

3. вертикальный анализ – используются для выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе 100 % (пример: удельный вес статей актива в общем итоге баланса).

4. трендовый анализ – основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100 %.

5. расчет финансовых показателей. Эти показатели описывают финансовые пропорции между разными статьями отчетности.

В финансовом менеджменте используются 5 групп коэффициентов финансовой отчетности:

1. Коэффициенты платежеспособности. Платежеспособность показывает надежность предприятия, т.к. характеризует его финансовое состояние и уровень присущих рисков для предприятия.

1.1. коэффициент собственности – характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, т.е. соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов.

Коэф. собственности = собственный капитал / итог баланса

Если коэф. собственности превышает 60 % отношения собственных средств к итогу баланса, то предприятие имеет стабильное финансовое положение (это значит, что у предприятия невысокий удельный вес заемного капитала).

1.2. коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем больше коэффициент финансовой зависимости, тем рискованней ситуация, которая может привести к банкротству.

Коэф. финансовой зависимости = заемный капитал /

Коэффициент финансовой зависимости должен быть больше 1, т.к. он играет важную роль при решении предприятием вопросов о выборе источников финансирования. Чем больше коэф. финансовой зависимости, тем больше зависимость предприятия от заемных средств.

1.3. коэффициент защищенности кредиторов характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты % за предоставленный кредит.

Коэф. защищенности кредиторов = (чистая прибыль + расходы по выплате % + налоги на прибыль) / расходы по выплате %

Коэффициент защищенности кредиторов показывает сколько раз в течении отчетного периода предприятие заработало средства для выплаты % по займам.

2. Коэффициенты ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Степень ликвидности предприятия зависит от скорости реализации активов предприятия и превращения их в деньги:

2.1. коэффициент общей (текущей) ликвидности показывает достаточно ли у предприятия средств, для погашения его краткосрочных обязательств в течении определенного периода.

Коэф. общей ликвидности = оборотные средства /