Базовые концепции финансового менеджмента.
Финансовый механизм – это совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты фин. управления для достижения стратегических целей.
Структура фин. механизма включает:
1. финансовые методы: обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, которое в процессе фин.- хоз. деятельности совершают непрерывный кругооборот, и принимая различные функциональные формы, материализуются во всевозможные активы.
2. финансовые рычаги и стимулы: применяются с целью более эффективного использования ресурсов, выполнения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, штрафы и др. (рис. 7).
3. фин. инструменты – по международным стандартам бухгалтерского учета это любой договор между 2 контрагентами, в результате которого у 1-го контрагента возникает финансовый актив (денеж. средства; акции др. предприятия), а у др. – финансовые обязательства долгового или долевого характера (это участие в капитале: выплата ден. средств и предоставление др. вида финансовых активов другому предприятию).
Концепция – это определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.
В теории финансового менеджмента принято выделять 9 основополагающих концепций:
(1) Концепция идеальных рынков капитала включает в себя следующие условия:
-полное отсутствие трансакционных затрат;
-отсутствие каких-либо налогов;
-наличие большого числа покупателей и продавцов, вследствие чего действия отдельного продавца или покупателя не влияют на цену соответствующей ценной бумаги;
-равный доступ на рынок для юр. и физ. Лиц;
-отсутствие затрат на информационное обеспечение, что предполагает равнодоступность информации;
-одинаковые ожидания у всех действующих лиц;
-отсутствие затрат, связанных с финансовыми затруднениями.
(2) Концепция временной ценности денежных ресурсов предполагает:
-анализ денежного потока, его продолжительности и вида;
-оценку факторов определения величины денежного потока;
-выбор коэффициентов дисконтирования и наращения;
-оценку риска, способы его учета и снижения.
Анализ дисконтирования денежного потока основан на понятии временной стоимости денег. Её суть в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая через какое - то время, неравноценны. Данная концепция позволяет принимать как решения финансирования, так и решения инвестирования.
(3) Концепция компромисса между риском и доходностью заключается в получении любого дохода чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным недополучением этой доходности, и наоборот.
(4) Концепция структуры капитала (Модильяни и Миллера) заключается в том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно её будущими доходами, и следовательно, не зависит от структуры капитала.
В своей работе ученые, исходя из весьма жестких заданных условий, включающих, в частности, наличие идеальных рынков капитала (что подразумевает нулевое налогообложение), доказывают, что структура капитала не влияет на стоимость фирмы. Сущность доказательств состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, а не за счет собственных источников средств, то владельцы акций компании со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть акций своей фирмы, использовав вырученные средства на покупку акций фирмы, не пользующейся привлеченными источниками, таким образом, восполнив недостаток в финансовых ресурсах за счет заемного капитала. Одновременные операции с ценными бумагами фирм с относительно высокой и относительно низкой долей заемного капитала приведут, в конце концов, к тому, что цены таких фирм будут примерно совпадать. Таким образом, стоимость акций фирмы не вязана с соотношением между её заемным и собственным капиталом.
Далее в 1963 г. Модильяни и Миллер ввели в свою первую первоначальную модель налоговый фактор, тем самым, смягчив ранее принятое допущение – нулевое налогообложение. Они пришли к выводу, что по мере роста заемного капитала стоимость фирмы растет благодаря экономии от снижения налогов за счет вычета процентов из налогооблагаемой прибыли. Однако, начиная с определенного момента, когда достигается оптимальная структура капитала, рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала.
(5) Концепция эффективного рынка. В данной концепции термин «эффективность» следует понимать не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется его информационной насыщенностью и доступностью информации участникам рынка.
Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий:
1. рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
2. информация становится доступной всем субъектам рынка капитала одновременно, и её получение не связано с какими-либо затратами;
3. сделки, совершаемые отдельным юр. лицом или физ. лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
4. все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.
(6) Концепция ассиметричной информации. Смысл: отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии ассиметричной информации. Эта информация может использоваться разными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь её обнародование.
(7) Концепция агентских отношений. Смысл концепции: фирмам присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, т.е. интересы владельцев и её управленческого персонала совпадают не всегда: особенно это связано с получением прибыли ежеминутно и на перспективу. Агентские отношения возникают в тех случаях, когда один или несколько индивидуумов, именуемых принципалами, нанимают одного или нескольких индивидуумов, именуемых агентами, для оказания каких-либо услуг и затем наделяют агентов полномочиями по принятию решений.
В контексте финансового менеджмента первичные агентские отношения это отношения:
-отношения между акционерами и менеджерами;
-между кредиторами и акционерами.
(8) Концепция альтернативных затрат (затрат упущенных возможностей). Смысл данной концепции состоит в том, что альтернативные затраты представляют доходы, которые могла бы получить компания, если бы предпочла иной вариант использования своих ресурсов. Эта теория играет важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов финансирования.
(9) Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Смысл концепции: компания, однажды возникнув, будет существовать вечно (т.е. эта концепция в известном смысле умозрительна и условна). Пример: закон «Об АО», где в ст. 2 сказано, что АО создается без ограниченного срока, если иное не предусмотрено его уставом.
Эта концепция служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаментальный подход для оценки финансовых активов.