Структура и принципы деятельности страховой компании

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть произ­водственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Законодательными актами России могут устанавливаться ограничения при созда­нии иностранными компаниями и гражданами страховых организаций на ее террито­рии. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным законом «Об организации страхового дела...», не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхово­го рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения, существования страхового фонда. Страховые компании подразделяются:

• по форме собственности (принадлежности) - частные и публично-правовые, ак­ционерные (корпоративные), взаимные, государственные;

• по характеру выполняемых операций - специализированные (страхование жизни, медицинское и иные виды страхования), универсальные и перестраховочные (новая редакция Закона о страховании ограничивает деятельность универсальных стра­ховщиков);

• по зоне обслуживания - местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);

• по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке - крупные, средние и мелкие.

В ряде зарубежных стран деятельность универсальных страховых компаний за­прещена законом, и все компании делятся на компании, занимающиеся страхованием жизни (life insurance) и страховые компании, занимающиеся иными видами (non-life). Новая редакция Закона о страховании также предусматривает разделение российских компаний на занимающихся страхованием жизни и занимающихся иными видами стра­хования.

Однако такая классификация в значительной мере является условной, так как от­дельные страховые компании предоставляют значительно больший перечень страховых услуг, чем заявлено в их названии. На практике наблюдается тенденция к ликвидации узкой специализации в страховой деятельности. Одновременно на рынок страховых ус­луг активно вторгаются банковские, биржевые и иные структуры. Компании по страхо­ванию жизни обладают большими финансовыми ресурсами по сравнению со всеми про­чими страховщиками. Именно этим, в частности, обусловлена их активная роль на рынке ценных бумаг. Многие крупные зарубежные компании по страхованию жизни сущест­вуют в форме обществ взаимного страхования.

Страховая компания обычно состоит из головного офиса (дирекции) и различных по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделений, в том числе, дочерних компаний.

Представительство страховой компании занимается, как правило, рекламой, ре­презентативными функциями, поиском страхователей и оформлением договоров стра­хования в рамках имеющихся полномочий от дирекции.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представи­тельства и определенные страховые операции - заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал страховой компании является обособленным подразделением страховщи­ка без права юридического лица. Филиал проводит все операции страхования в пределах предоставленных ему полномочий. Результаты работы филиала отражаются в консоли­дированном балансе страховой компании.

Дочерние (зависимые) компании формально являются самостоятельными юриди­ческими лицами, но их деятельность жестко регламентируется головной компанией. В США для работы на территории другого штата обычно создается или покупается мест­ная зависимая компания, поскольку каждый штат самостоятельно регулирует многие во­просы страховой деятельности. В России страховщики предпочитают открывать в других регионах филиалы.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, оп­ределяемых Положением об обществе взаимного страхования, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации.

Общество взаимного страхования - форма организации страхового фонда на ос­нове централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных соб­ственников (домовладельцев, собственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям - членам общества принадлежат все активы компании. Высшим органом такого общества является общее собрание его чле­нов, которое избирает правление и ревизионную комиссию. Так, например, большинство мелких и средних страховых компаний в США существует в форме обществ взаимного страхования. Есть и крупные: «Prudential Insurance Company of America» - крупнейшее в масштабах США общество взаимного страхования.

Общества взаимного страхования относятся к числу так называемых бесприбыль­ных (некоммерческих) организаций, что позволяет использовать их предприниматель­скими структурами для минимизации налогов. Если в обществе взаимного страхования объем общей страховой премии сложился выше суммы выплат, расходов на ведение дела и отчисления в запасные и резервные фонды, то разница распределяется между участни­ками общества - страхователями пропорционально внесенному страховому взносу в виде вознаграждения либо в виде скидок на страховые взносы при повторном страховании. Случившийся убыток также распределяется между всеми страхователями.

Правительственные страховые организации - некоммерческие компании, дея­тельность которых основана на субсидировании. Специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим и служащим, а также страховании не­профессиональной трудоспособности. В большинстве своем эти общества освобождены от уплаты государственных, федеральных и местных налогов.

Государственная страховая компания может быть унитарным предприятием или акционерным обществом, часть или все акции которого принадлежат государству. Соз­дание государственных страховых компаний является одной из крайних форм регулиро­вания государством деятельности страхового рынка.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Уни­кальной формой объединения частных страховщиков служит английская корпорация «Ллойд» (Lloyd’s или Lloyd’s of London). Каждый страховщик, именуемый в практике «Ллойда» андеррайтером, принимает страхование на свой риск, исходя из собственных финансовых возможностей. «Ллойд» как организация не несет юридической ответствен­ности по претензиям, которые могут быть предъявлены к индивидуальным страховщи­кам в результате их страховой деятельности.

Кэптив (captive) - страховая компания, обслуживающая целиком или преимуще­ственно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяй­ствующих субъектов, входящих в структуру корпораций, холдингов и финансово-промышленных групп. Преимущество организации кэптива заключается в возможности сохранения страховых взносов под контролем (как при самостраховании), недостаток (при страховом случае) - производство выплаты из корпоративных средств.

Негосударственный пенсионный фонд - особая форма некоммерческой органи­зации, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определен­ного (обычно пенсионного) возраста и управляемая специальной компанией. Фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источником значительных инвестиций в экономику, но и неотъемлемым элементом системы «встроенных стабили­заторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

Страховая деятельность реализуется, прежде всего, через своих субъектов (стра­хователей, страховщиков, посредников), вступающих в отношения между собой и с ок­ружающим миром. Эти отношения регулируются с помощью законов, обычаев делово­го оборота, общественного мнения. С точки зрения организации предпринимательства страховую компанию, как и любую другую, можно рассматривать как социотехниче-скую систему, в которой люди используют, в целях предпринимательства, определен­ную технологию.

Организация страховой деятельности, как и мотивация персонала страховой ком­пании, для достижения целей своей деятельности должны соответствовать не только эко­номической стороне этой деятельности, но и ее философским принципам. Соблюдение этих принципов гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге обеспечивает эффективное развитие компании. Несоблюдение ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между персоналом и клиентами, снижает имидж компании, а в дальнейшем может привести к разорению, поскольку со­трудники организации - ее главное богатство.

В основе философии деятельности любой компании лежит явное или неявное, но подразумеваемое понятие ее основной цели или миссии. По сути, понятие миссии вклю­чает краткое изложение основных моментов философии. Мы формулировали основную цель страхования как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите, соответствующей общепринятым финансовым требованиям. В широком смысле философские принципы страховой деятельности должны соответствовать национальной идее, однако применительно к рассматриваемой теме целесообразно ограничиться рам­ками страховой компании. Помимо основной цели страхования эти принципы должны учитывать взгляды и позицию собственника, личностные качества руководителя, куль­турный и жизненный уровень персонала, региональную специфику, в том числе и на­циональную.

Первым философским принципом,непосредственно вытекающим из цели страхо­вой деятельности,является принцип социальной ответственности.

В последнее время все большее значение приобретает точка зрения, что предпри­нимательская компания - это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, разделяемой и нами, современная компания является сложной частью среды, включающей, кроме всего прочего, местные общины, средства информации, об­щественные и прочие организации, имеющие возможности влиять на достижение ком­панией своих целей. Руководителю, да и всему коллективу приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих состав­ляющих внешней среды. Поэтому целесообразно направлять часть своей прибыли и уси­лий по социальным каналам, жертвуя их на благо и совершенствование общества. Более того, в современном обществе, в том числе уже и в российском, сложились определенные представления о том, как должна вести себя солидная компания, в частности страховая, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ.

В конечном итоге, размеры и направленность социальной ответственности каждой российской страховой компании будут определять ее владельцы и руководители в соот­ветствии со своими взглядами на жизнь и личностными свойствами. Учитывая важней­шую роль личных ценностей в управлении персоналом и в хозяйственной деятельности вообще, сформулируем второй философский принцип деятельности страховой компа­нии как принцип этичного руководстваили принцип этики.

Как известно, этика имеет дело с принципами, определяющими правильное или неправильное поведение. Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения руководителя и персонала. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и сред­ства, используемые для их достижения теми и другими.

Практическая полезность сформулированных выше философских принципов управления будет значительно большей в случае использования третьего философского принципа - делегирования функциональных полномочий управления в коллективе.

Для реализации своих планов руководитель компании обязан найти эффектив­ный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Поста­новка целей и обеспечение их стратегиями, процедурами и правилами способствует ре­шению этой задачи. Организационный процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Эффективность делегирования в значительной степени определяется соответстви­ем структуры компании ее целям и стратегиям их достижения.

Построение структуры должно основываться на стратегических планах компании и обеспечивать их реализацию в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. С течением времени стратегии могут меняться, что потребует соответствующих измене­ний и в организационной структуре.

В ее основу положены принципы функциональности, единоначалия, управляемо­сти по вертикали, что соответствует бюрократическому типу управленческой культуры. При необходимости принятия и реализации решений, особенно в кризисных ситуациях только жесткая иерархия управления может обеспечить их выполнение.

Управление филиалами компании должно учитывать региональную специфику и максимально ориентироваться на эффективное взаимодействие со страхователями.

Обычно филиалы страховых компаний не формируют страховых резервов, не осуществ­ляют инвестиций, не имеют законченного баланса и не являются плательщиками налога на прибыль. Основные функции филиала - заключение договоров, получение страховых взносов, урегулирование страховых случаев и производство выплат строго в пределах ус­тановленного лимита ответственности.

Недостатками бюрократической структуры, в связи с преувеличенным значением внутренних правил и процедур и отсутствием внутренних горизонтальных информаци­онных связей являются постепенная утрата гибкости поведения на рынке и затруднения в общении с клиентами. Адаптивные и коммуникативные возможности бюрократиче­ских структур ограничены. Поэтому подразделения крупных компаний, соприкасаю­щиеся с внешней средой и вынужденные оперативно реагировать на ее малейшие изме­нения, должны формироваться на принципах предпринимательских и партиципатив-ных типов управленческой культуры.

Подобные принципы могут быть рекомендованы и для страховых компаний с не­большим по численности персоналом. За основу организационно-штатной структуры в этом случае рекомендуется принять мобильную группу переменного состава, форми­руемую из представителей традиционных подразделений дирекции (бухгалтерии, отде­ла страхования и безопасности) для решения методом мозговой атаки различных про­блем, возникающих в процессе жизнедеятельности компании.

Такая структура позволяет сохранить небольшую численность персонала, ограни­чиваясь при крайней необходимости привлечением по краткосрочным контрактам спе­циалистов, отсутствующих в компании (аутсорсинг).

В последнее время ряд страховых компаний использует так называемую матрич­ную структуру управления, в которой отдельные подразделения головного офиса согла­совывают свои действия со всеми другими заинтересованными подразделениями по го­ризонтали и напрямую управляют аналогичными подразделениями в филиалах по вер­тикали (рис. 9.3).

Подобное сочетание бюрократических (вертикаль управления) и партиципатив-ных (горизонталь согласования) принципов управления требует мощных информаци­онных каналов и единого понимания целей и задач всеми подразделениями головного офиса.