Инструментовка киномузыки
Проблеме инструментовки киномузыки следовало бы посвятить отдельную книгу. В объеме одной главы ее невозможно исчерпать1. С другой стороны, ее нельзя
1 Проблеме инструментовки киномузыки очень давно стали посвящать специальные работы. Одним из первых анализирует эту проблему Л. Сабанеев [123] в книге, которую мы уже цитировали, а в последнее время — Э. Мазетти [338].
подвергнуть детальному рассмотрению, не имея в распоряжении всех партитур, а это, разумеется, недостижимо. Вот почему мы вынуждены ограничиться замечаниями, которые не претендуют ни на точность, ни на более или менее исчерпывающий музыкально-теоретический анализ. Мы можем касаться проблем инструментовки только на основании нередко лишь однократного прослушивания музыки фильмов.
В проблеме инструментовки киномузыки имеются два аспекта. В сценах, где музыка выступает как музыка в кадре (особенно если источник звука показан), она нуждается в реалистической инструментовке, то есть в применении тех инструментов или инструментальных ансамблей, которые продиктованы сценарием. Там, где музыка применяется в одной из других своих многочисленных функций, допустима, наоборот, большая свобода, хотя и в таких случаях выбор инструментов в значительной степени зависит от содержания данной сцены. Ибо, как все описанные выше элементы музыки, инструментовка тоже должна служить визуальной сфере, действовать совместно с нею. И иногда это получается превосходно, потому что тембровые краски вызывают непосредственные ощущения.
Принципиально в кино допустима любая инструментовка, коль скоро она функционально связана с кадрами и оправдана общей линией драматургии. Когда музыка появляется в кадре как предмет изображения данной сцепы, она должна адекватно соотвстствовать его содержанию; если она сопровождает кульминационный пункт действия, она большей частью бывает насыщенной; изображая только фон, она будет более прозрачной, хотя возводить это в принцип не следует. Партитуры американских фильмов чрезмерно однообразны в смысле метода аранжировки, так что всякая композиторская выдумка нивелируется. В Польше в этом отношении наблюдается большая свобода, хотя уровень иллюстрации также очень неровен. Принцип выступления оркестра в полном составе при показе заглавных титров и в эпилоге или в особо важные моменты уже давно пора сдать в архив. И здесь сегодня уже ищут новых средств.
Характер инструментовки к киномузыке в большой степени определяется техническими возможностями звукового кино. Некоторые инструменты или группы инст- 332
рументов в кино «не фотогеничны», они (это относится, в частности, к скрипкам) плохо воспринимаются и репродуцируются микрофоном; другие, наоборот (например, деревянные и медные духовые, арфа, челеста и даже рояль), сохраняют свой тембр и чрезвычайно пластично выделяются в звуковом поле.
Микрофон до некоторой степени стирает индивидуальные тембровые различия, особенно в насыщенной оркестровой инструментовке. Вот почему на первое место выступает требование, чтобы инструментовка была ка-мерной, оно диктуется тенденцией к понятности и избирательности звучания. Условия техники записи заставили искать новые, необычные составы инструментов; этот процесс вырос до сознательного эстетического постулата, тем более что та же тенденция проявилась и в автономной музыке. Кино оказало ей в этом смысле существенную поддержку.
В кинофильме инструменты чаще всего индивидуализированы, они подчинены фабуле: кто-то играет на скрипке, рояле, губной гармошке или на гитаре. Но использование инструмента не всегда бывает связано с показом источника данного звука.
Определенная инструментовка может помочь и характеристике героя: определенный тип киногероя играет на аккордеоне, другой — на рояле, причем, разумеется, и то, что они играют, указывает на тип героя. Иногда, это достигается средствами контраста. Когда в советских военных фильмах солдаты играют на гармошке, то характер исполнения не противоречит характеру персонажей. Но когда в польском фильме «Тень» террорист наигрывает на мандолине сентиментальную мелодию, эта игра и тип инструмента уже добавляют нечто важное к характеристике персонажа: сентиментальность бандита, который может растрогаться от лирической мелодии и хладнокровно убить человека. Следовательно, и инструментовка может быть использована по отношению к кадру синхронно и асинхронно.
Но прежде всего она может быть однофункциональ-ной и полифункциональной, может создавать «подтекст». В фильме «Семь самураев» после освобождения японской деревушки от наводивших на нее ужас бандитов вся деревня коллективно сеет рис; и здесь народная мелодия на японской флейте вносит в сцену несколько раз- 333
личных «подтекстов»: эта игра; в ритме работы указывает на магические, древние функции инструмента, подчеркивает деревенскую атмосферу, национальную специфику сцены, и прежде всего — воцарившийся в деревне покой.
Совсем па иную обстановку, другой склад мышления указывают игра на фортепиано в фильмах о Бетховене и Шопене, звуки польского народного ансамбля в «Юности Шопена» или дробь негритянских барабанов в фильме «Черный Орфей» и т. д. Сам характер показываемых или слышимых в кадре инструментов служит важным фактором для обрисовки среды. Особенно значительную роль играют народные инструменты в экзотических фильмах.
С этим связана и функция тембра, которая ведет свое происхождение от романтической программной музыки и техники лейтмотивов: тембр звука должен характеризовать персонажей фильма, дополнять визуальную характеристику другой, музыкальной. Карикатурные звуки глиссандо на тромбоне, которые у Шостаковича сопровождают мнимого председателя колхоза в фильме «Одна|», характеризуют этот персонаж со звуковой стороны (своим тембром), так же, как в фильме «Часы надежды» резкие звуки флейты-пикколо характеризуют фашистов, а в фильме «Мой дядя» фонически преобразованные звуки рисуют мир снобов.
Еще в «Огнях большого города» Чаплина инструментальные краски служили для характеристики персонажей: когда говорили полицейские, это всегда были низкие тона тромбонов, девушку характеризовали звуки скрипки и даже «разговор» Чаплина с хозяином был великолепно передан диалогом вздыхающих скрипок и мотивами фагота и т. д.
Тембр звука может, кроме того, приобрести значение лейтмотива, если он уже сам по себе несет определенную информационную нагрузку, содержит определенные семантические элементы; напомним лишь о роли альта в автономной симфонической музыке — «Гарольде» Берлиоза. И в киномузыке укоренились некоторые приемы условной выразительности при посредстве тембровых красок. С тембром фагота обычно связываются комические эффекты, с гобоем и вообще с деревянными духовыми— пастораль, с тремоло струнных — нервное на-
пряжение, струнные больше подходят для лирических настроений, медные духовые — для героических эпизодов, звуки органа вызывают у нас ассоциации с религиозными обрядами, клавесина — с минувшими эпохами. Уже давно существует музыкальный «код», осущест-вляемый только средствами инструментовки.
Какую большую роль играет инструментовка в киномузыке, показывает старый советский фильм «Поручик Киже» с музыкой Прокофьева. Здесь главным образом средствами инструментовки символизируется вся фиктивность, нереальность центрального героя. Несмолкаемая дробь барабанов, преобладание флейт-пикколо в резком, высоком регистре подчеркивают гротескность марионеток-офицеров при царском дворе, куклоподоб-ных дам и т. д. Мотив поручика, инструментованный соответственно ситуации, пронизывает весь фильм. Очень прозрачно звучит он в сцене, когда штабной писарь по ошибке вносит «поручика Киже» в список личного сос-тава полка (пиччикато скрипок и отдаленные всплески флейты), торжественными звуками медных духовых сопровождает он фиктивное возведение поручика в генералы и т. п. Изменение состава инструментов — вот главное средство при использовании лейтмотивов как в этом фильме, так и во многих других, ибо оно дает возможность непосредственно ввести зрителя в каждую новую ситуацию, в какой находится персонаж, связанный с этим мотивом.
Подчас инструментовка служит главным средством выявления драматического содержания. В киноновелле «Карусель», уже не раз упоминавшейся, маленькому ребенку снится, что он сидит один на карусели и взмывает все выше в воздух, и этот сон выражен меткими инструментальными средствами: мотив ярмарочного вальса, который вначале, не переставая, проигрывается на старом, хриплом граммофоне, ослабевает в глиссандо, когда дитя начинает засыпать, потом постепенно замирает, а когда, ребенок уже крепко уснул, тот же вальсовый мотив возвращается, но уже очищенный и просветленный. Этот прием разделяет бодрствование и сон исключительно средствами инструментовки. Аналогичный пример мы видим в сцене из фильма «Сережа», где музыка становится все мягче по мере того, как ребенок засыпает.
Мы можем привести примеры, когда чисто инструментальными средствами дается субъективный комментарий автора к кинокадру. В кинофильме «Три товарища» вспышки гнева: ревнивого мужа подкрашиваются своеобразно «квакающей» музыкой закрытого тромбона, причем его пародийное звучание вызывает ироническое отношение к содержанию сцены.
Иронически-злобный комментарий вносят визгливые голоса флейт-пикколо, сопутствующих сцене в фильме «Овод», когда итальянский кардинал благословляет армию австрийских захватчиков; только это звучание и разоблачает предательский компромисс высокопоставленного священника.
Инструментовка может определить и атмосферу все- го фильма, особенно короткометражного, где драматургические возможности из-за отсутствия фабулы весьма ограничены. Так, вся иллюстрация в польском фильме «Варшава в образах Каналетто» опирается на жидкие звуки клавесина, флейты и камерного ансамбля струнных. Хотя эта музыка появилась за сто лет до эпохи Ка-налетто, она умело подчеркивает «исторический» элемент тематики в показе старинной Варшавы, ее улочек, ее жизни. Здесь имеет место несколько, может быть, преувеличенная, но художественно убедительная архаизация.
В наши дни в киномузыке встречаются самые при- чудливые инструментальные комбинации, но во многих отношениях подходящие для характеристики кинематографических ситуаций и тем самым более активно помогающие зрительному ряду. Прокофьев говорил, что «кино открывает простор для оркестровки, вывернутой наизнанку, какая в симфонических произведениях была бы немыслимой» [170, стр. 111]. В обиход кинокомпозиторов очень рано стали входить все виды электрических инструментов, оказавшихся полезными во многих отношениях: тратониум, инструменты Мартено, Магера, Тер-мена и многие другие.
Для колорита Киномузыки типично употребление отдельных инструментов наперекор чисто концертным традициям: мы знаем случаи, когда «звуковая глыба» доводится до колоссального объема («Пограничная улица", «Падение Берлина» и другие) или допускаются резкие взвизгивания флейт и флейт-пикколо, рисующих 336
зловещую атмосферу («Молчаливая звезда»), острые глиссандо в самых высоких регистрах («Потерянный отдых») и т. п. Особенно сильно воздействие этих приемов, когда звуковые диссонирующие пятна разорваны, ресщеплены, отрывисты.
В киномузыке инструментовка подчиняется совсем другим законам, нежели в концертной музыке. Эпизодичность музыкальных отрывков не позволяет ей играть такую же роль, как в музыкальном произведении, которое развивается в течение более длительного времени и в котором изменения тембра составляют элемент становления формы. В киномузыке инструментовка действует в коротких эпизодах как фактор иллюстрации и специфическое средство выразительности. Это побуждает композитора искать новые впечатляющие тембровые краски, новые комбинации инструментов.
Кроме того, техника записи киномузыки сама по себе определяет направленность тембровой изобретательности композитора| Так, необходимость достигнуть стереофонического эффекта записанной музыки заставила пересмотреть традиционную оркестровку: запись через мультимикрофон дает возможность выделить некоторые— драматически важные — инструменты или группы инструментов, а с другой стороны поддерживать равновесие звуковых тембров. Композиторы научились применяться к новым условиям записи. Постулаты, бывшие вначале техническими, постепенно превратились в эстетические.
Итак, не только новые специфические условия кинодраматургии, не только отсутствие крупных форм в киномузыке, но и новые акустические условия записи на пленку обусловили создание новых творческих норм. Постоянное взаимодействие с шумовыми эффектами, на-слоение последних на музыку, их совместное или поочередное участие, а также тенденция к объединению всех звуковых элементов создали совершенно новые звуковые средства, они произвели коренной переворот в представлениях кинокомпозиторов о звуке. Границы между отдельными видами акустических явлений звуковой сферы стираются; переплетенные вместе, они охватывают все слуховые явления, а не только музыку. Шумы при этом тоже составляют своего рода «инструментовку», в частности, когда они оказываются рядом со звуковым мате-
риалом, синтезированным электронным способом. Музыка в новейших фильмах борется с условностями старою стиля, с его томными скрипками в любовных сценах и полным tutti оркестра в драматических- Новые условности требуют новых стилистических средств, и не только в киномузыке, но и для всей звуковой сферы.
Новшества в одной сфере влекут за собой новшества и во всех остальных. Вот почему мышление категориями киномузыки постепенно нашло отражение и в автономной музыке; ибо пуантилизм, а вслед за тем конкретная и электронная музыка указывают на бесспорные генетические связи с музыкой кино. Разве лаконичный пуантилизм не вырос на почве музыкального языка в фильме, где за несколько секунд надо метко охарактеризовать целую ситуацию? Аналогично и положение с экономным использованием инструментальных красок. Процессу редукции звучания, начавшемуся в XX веке в автономной музыке, значительно способствовали технические условия записи на пленку в звуковом фильме.
Итак, мы видим, что автономная музыка, со всеми ее традициями и принципами воплощения, сначала проникла в кино, здесь за короткое время приспособилась к новым специфическим условиям, которые потом в свою очередь породили новые направления в автономной музыке.
Культура каждой эпохи — это неделимое целое; новшества, принесенные с собой кинематографом, этим новым видом искусства, неизбежно должны были оказать свое влияние на другие искусства: на театр и литературу, изобразительные искусства и фотографию, но в первую очередь на музыку во всех ее жанрах.
6. Электронная и „конкретная" музыка в кино
Электронная музыка выросла на почве экспериментов с технической записью звучания. И нет ничего удивительного в том, что она, генетически связанная с кино, стала ему служить.
В звуковом кино при усовершенствовании технической записи музыки вскоре появилась и новая эстетика. Запись продиктовала свои собственные закономер-
ности, расширила границы звукового материала. Моди-фикащи реального звука (приближение и удаление, большая резкость и затуманивание, наслаивание одного на другое и пересечение), то есть деформация звука г целях выразительности — все это привело к гигантскому количественному и качественному росту музыкального материала. Новые технические приемы расширили возможности звучания почти безгранично, в особенности в отношении тембра. В конце концов образовалось новое направление в музыке, открывшее в ней новые выразительные возможности, которое, однако, не только не ликвидировало традиционного материала и построенную на нем музыку, но получило возможность, особенно в кино, действовать совместно с ним.
Электронная музыка пользуется звуковым материалом, полученным путем электронной генерации (то есть извлекаемым при помощи нетрадиционных инструментов). Эта музыка существует только в магнитофон ной записи и не требует посредничества ни инструментов, ни исполнителей1. Генерированные электроакустическим путем звуки композитор добывает с помощью наслоения, складывания и т. д. синусовых тонов. Эймерт различает двенадцать методов их комбинации. В конечном результате они дают тоны любой высоты и любого качества звучания Этот способ ломает существовавший до сих пор мир звуков, ликвидирует разделение октавы на двенадцать ступеней и, следовательно, все существовавшие до сих пор методы композиции музыки. Общепринятой системы записи для этой музыки еще не существует; для этого потребовалась бы классификация звукового материала, но ввиду необъятности этой области добиться такой классификации оказалось пока невозможным.
Конкретная музыка пользуется готовыми записями на пленку звуковых явлений, взятых из реальной жизни и преобразованных электроакустическим путем. Этот материал имеет свою связь с явлениями жизни,
1 Первые попытки существенно расширить звуковой материал в автономной музыке были начаты Вернером Мейер-Эпплером и Гер-брртом Энмертом в 1949 году
Из авторов, писавших по этим вопросам, назовем Г Эймерта, П. Шеффера, П. Булеза, В. Мейер-Эпплера В. Винкеля и других [436].
свою «предметность» (звучащие предметы — «les objets sonores»1).
Итак, «конкретная музыка» тоже отвергает традиционный звуковой материал; и здесь дело сводится к электронному преобразованию звуковых эффектов. Эти методы имели уже свои предформы в многочисленных прежних опытах и экспериментах2.
Испокон веков новые технические средства создавали и новые художественные методы. Искусство завладевает техническими достижениями, ставит их на службу своим потребностям. Так случилось и в музыке, где техническое усовершенствование инструментов нередко определяло не только качество исполнения, но и стиль творчества. Стиль Шопена или Листа, например, был бы немыслим без современного фортепиано, а вагнеровский оркестр — без усовершенствованной конструкции духовых инструментов. Новые достижения в музыке издавна были в известной степени результатом развития техники (в известной степени — ибо помимо нее не менее важную роль играли, естественно, и другие факторы).
В искусстве, столь сильно зависящем от техники, как кино, эта проблема особенно актуальна, и в первую очередь для ее звуковой сферы. Техника кинозаписи создала основы для электронного извлечения звука и фонического преобразования реальных звучаний и поставила, таким образом, перед композиторами, пишущими музыку для кино, новые задачи: они несут ответственность за то, чтобы «конкретная» и электронная музыка, как
1 П. Шеффер называет термином «objets sonores» такие слуховые явления, которые в качестве звуковых коррелятов относятся к определенным явлениям действительности и по принципу ассоциации самостоятельно их представляют [258].
2 Еще до того как появились эксперименты с электронной генерацией звука и фоническим преобразованием его (а также — в конкретной музыке — и шумов) уже давно, сразу после первой мировой войны, начались первые попытки искусственно генерировать звук, а именно в форме «графической музыки», то есть графического изображения звука. Начало чтим опытам положил Л Моголи-Надь, за ним последовали, после 1930 года, Э. Тох, а в Советском Союзе—А Авраамов, Н. Зелинский, Н. Воинов, Г М Римский — Корсаков, Р. Шалпо, которые основали экспериментальную студню при Ленинградской консерватории; в Германии это были Р Пфенниигер, О. Фишингер; в Англии — Джек Эллиот, а позднее — К. Е. Бекль; в Канаде — Н. Мак-Ларен [397].
средство выражения, правильно выполняли свою функцию.
Первый этап — фоническое преобразование звукового материала в целях усиления его выразительности, о чем уже шла речь выше, — начался с изменения емкости звука при помощи соответствующих методов записи и изменения локализации источника звучания. (При съемках сцен сражения в «Александре Невском» медные инструменты были приближены к микрофону для получения неестественных звуков, характеризующих немецкие полчища.) Затем к этим приемам присоединился прием модификации обертонов и формант путем вырезывания целых полос обертонов, путем накладывания одной на другую разных записей, путем обратного движения ленты (Онеггер в «Похищении») и т. д., что дало новые тембровые эффекты; с их помощью выразительно передавались сцены фантастические, зловещие, страшные, комические и т. п. Этими же средствами можно было передавать звучание старых хриплых граммофонов, электрических пианино, разбитых роялей. Эффекты электронной и конкретной музыки уже давно применяются для характеристики и иллюстрации нереальных, фантастических, призрачных сцен и ситуаций, субъективных видений, сцен из жизни машин, искусственно созданных существ (в некоторых экспериментальных фильмах). Последовательное применение конкретной музыки мы находим в таких экспериментальных фильмах, как «Маскарад» (Шеффер), «Сахара сегодня» (Шеффер и Анри), «Ожившие вещи» (Шеффер) и другие.
Кино — чрезвычайно подходящая область для применения конкретной и электронной музыки, и вот по каким причинам: кино само в течение долгих лет использует шумы, звуковые эффекты, которые функционируют здесь не только как реалистические корреляты зрительных явлений, по и вносят свою долю выразительности; кино уже много лет пользуется фонически преобразованным звуковым материалом, отличным и от натуралистически «звучащих предметов», и от традиционных тембров, знакомых нам из музыкальной практики; новый метод записи звуковых явлений в кино стал, вообще говоря, исход-нон точкой для обработки звукового материала в конкретной, а позднее в электронной музыке. В кино электронные и «конкретные» звуковые явления, разумеется,
часто смешиваются, наслаиваются друг па друга, следуют за традиционным звуковым материалом или звучат одновременно с ним.
Добытые в генераторах звуки обладают почти неограниченной шкалой высоты, неизвестной до недавних пор шкалой тембров, каких из традиционных инструментов или инструментальных ансамблей извлечь невозможно. Работа композитора заключается здесь в «отборе, организации, моделировании» [393; 399] звукового материала из буквально неисчерпаемого запаса акустических возможностей. Композитор, сочиняющий конкретную музыку, заимствует свои «звучащие предметы» у реального мира, смешивает их, как художник краски, и изменяет согласно своим замыслам.
Запись свыше двухсот разнообразнейших шумовых эффектов (проведенная предшественником П. Шеффера, Ж. Гремийоном) послужила для конкретистов трамплином. Шеффер утверждает, что только такого рода музыка имеет право на существование в кино, ибо «шумы — это язык вещей», а кино показывает нам имен-но мир вещей. На конструкции шумовых эффектов построены фильмы: Гремийона «Летний свет» и Пюлье «Человек идет по городу».
Некоторые начальные формы, предвосхищающие конкретную музыку, встречаются в раннем советском фильме «Энтузиазм» («Симфония Донбасса»), генерированные электронные звуки — в советском фильме «Полет на луну». Из студии Поля Анрн и Пьера Шеффера в Париже вышли записи самых различных «звуков, производимых насекомыми», которые при съемках насекомых крупным планом в английском фильме «Мир соперничества» создают атмосферу ужаса. Здесь были соответственно преобразованы определенные реальные шумы: правда, фонически преобразованные шумы здесь перемежались с «нормальной» музыкой и шумами в их естественном виде. Фильм осуществил давнишнее требование итальянских футуристов — l'arte dei rumori1, требовавших полной автономии и равноправия шумов с музыкой в звуковом искусстве [7; 25]. Фильмы с «конкретной» музыкой реализуют эти «симфонии шумов», но они видоизменяют «исходный материал», причем рас-
1 Искусство шумов («г.)
считывают на то, что изображение будет «конкретно» комментировать модифицированные путем фонического преобразования звучания. Примером служит также фильм «Мсье Голова», в котором, между прочим, используется и нормальная музыка. Все подробности этого рисованного фильма (который не является обычным мультипликационным трюковым фильмом) сопровождаются необычайно разносторонними шумовыми ансамблями, качество которых «предметно» связано с кинокадрами; шумы всегда усилены, чудовищно преувеличены: кипение воды, глотание, стук, шелест соединены здесь в единую симфонию шумов, эти явления расчленены на отдельные эпизоды, полные внутренней динамики. Качества шумов очень четко дифференцированы и причудливой цепью ассоциаций связаны с изобразительными кадрами. Эпизод фильма, где рисованному «герою» снимают голову, чтобы удалить из нее ненужные мысли, показывается с помощью звука — стука молотком по голове, который идеально согласуется с движениями в кадре. Особенно безупречна здесь «симфония конторских машин», разнородные звуки к шумы большой конторы и т. п. В данном случае мы имеем дело с миром шумов и звуков повседневной жизни, получивших автономию, модифицированных до самостоятельности, усиленных и скомпонованных в непрерывное целое.
Такой вид киноиллюстрации состоит в свободном нанизывании отдельных «эффектов», которые видоизменены с помощью технических средств и «брошены в тишину», как в пуантилистской музыке. Здесь не бывает ни длинных фраз, ни развития музыкальной идеи, ни законченных периодов, как в традиционной музыке. Конкретная музыка вне фильма тоже протекает в ритме, который неизмеримо больше соответствует ритму эпизодических кинокадров, нежели ритму, принятому в симфонической музыке. Внезапность звуковых эффектов идет от кино, и именно в кино применение конкретной музыки полностью оправдано, причем не столько из-за метода воплощения или техники записи, сколько из-за того, что в зрительной сфере находится ее комментарий. В таком случае соотношение сфер фильма совершенно меняется: «нормальная» музыкальная иллюстрация комментирует кинокадры, в то время как конкретная музы-
ка сама комментируется кадрами. Соотношение музыки и кадра здесь ставится с ног на голову, но функциональная связь между такой музыкой и кинокадром, разумеется, сохраняется.
Итак, родство конкретной музыки с кинематографом совершенно очевидно: оба они основаны на одном и том же принципе — на монтаже. Шумовая и звуковая симфонии фильма приобретают в конкретной музыке автономию. Принцип трансформации, лежащий в основе киномузыки или шумовой иллюстрации фильма, получает дальнейшее развитие со строжайшей последовательностью в конкретной музыке. «Предметная» нагрузка является причиной того, что конкретная музыка, несмотря на фоническое преобразование ее звукового материала и структур, функционирует в кино иначе, чем электронная; последняя исключает какие бы то ни было «предметные» ассоциации и не имеет никаких точек соприкосновения с традиционными качествами звука. Ганс Эйслер в фильме «Совет богов» для иллюстрации скрежета и шума на химическом комбинате, а также сцены взрыва использовал звуки электрических инструментов. Но уже для душераздирающей сцены, когда испытывают на животных газ циклон, этого было недостаточно— он выбирает неестественные мрачные, искусственно преобразованные, добытые электронным путем звучания, чтобы передать весь ужас умирающей у пас на глазах лани. Никаких естественных звуков не хватило бы композитору, чтобы выразить чудовищное содержание этих кадров. Марковский применил электронную музыку в польско-немецком фильме «Молчаливая звезда»: электронная музыка иллюстрирует работу электронного мозга на космическом корабле, который летит на Венеру, а также мрачный мир этой планеты.
Эти звуковые эффекты трудно описать, так как по сей день еще нет никакой систематизации звукового материала электронной музыки. Тем не менее они могут оказать киномузыке большие услуги. Главным образом их используют в экспериментальных фильмах. В польском экспериментальном фильме «Или рыбка», где среди фигурок из дерева и пружин разыгрываются как будто человеческие трагедии ревности, любви, голода и т. п., действия этих фигурок, движения сопровождаются электронной музыкой, характер которой мы соот-
носим с жестами и характером этих псевдочеловечков. То же самое мы находим в другом экспериментальном фильме — «Это было однажды», где роль «героя» играет чернильная клякса, выступающая как живое существо и переживающая вместе с другими вырезанными из бумаги фигурками ряд приключений. Иллюзорность показываемого мира, то есть псевдочеловеческие взаимоотношения между псевдочеловеческими персонажами, требует, чтобы музыкальный коррелят действия тоже был локализован в «чуждом реальности» (отчужденном) мире звуков. Электронная музыка гораздо больше подходит к этим причудливым персонажам, нежели «естественная» музыка в ее прежнем понимании1.
Очень интересно применена электронная музыка в американском короткометражном фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк...», где показаны всевозможные явления жизни гигантского города, причем все они в зрительном плане во много крат умножены: дома и этажи, лифты, люди, поезда, конторы — всего этого очень много, и все перепутано и изображается деформированно. Так возникает «полифония зрительной сферы» — отражение механичности, вечного единообразия жизни этого колоссального города. С такими картинами гармонирует электронно-конкретная музыка, сквозь которую лишь изредка прорываются проблески нормальных звучаний. Эта музыка большей частью в точности совпадает с движениями в кадре, там, где в кадре одновременно появляются сотни рук, печатающих на сотнях пишущих машинок, сотни машин и надземных железных дорог, применяются по принципу звукового коррелята умноженные шумы конкретной музыки. Визуальное умножение количества не только сообщает вещам символический смысл (сотни людей, которые встают утром и делают гимнастику, съедают сотни яиц или апельсинов к завтраку и т. д.), но и зрительно придает им характер орнамента. Когда вещей такое множество, они перестают быть индивидуальными и превращаются в абстрактные формы, сохранив лишь некоторые реалистические элементы. Безукоризненное приноравливание таких же, лишенных реальности, звуковых элементов к зрительным и деформа-
1 Анализом польских экспериментальных фильмов с точки зрения их звуковой сферы я занимаюсь более обстоятельно в другой работе [557].
ция звучания кажутся нам до некоторой степени естественными. Лишенная реальности зрительная сфера требует такого же нереального мира звуков.
В польском фильме «Человек на рельсах» впервые последовательно во всей картине применяется конкретная музыка вместо традиционных звукосочетаний; разнообразные фонически преобразованные звуковые эффекты здесь обрабатываются не как натуралистический коррелят, а как свободный элемент, в чьи функции входит создавать атмосферу в отдельных сценах, выражать их эмоциональную настроенность.
В научных фильмах для иллюстрации абстрактного содержания, например в фильме «Атом — конец или начало?», эффекты электронной музыки тоже прекрасно гармонируют со зрительными кадрами.
В большинстве случаев электронные, конкретные и фонически преобразованные звуки применяются попеременно с обыкновенной музыкой, и этот контраст повышает их эффект.
Другим видом синтетической генерации звука в фильме является так называемая графическая музыка1. При этом осциллограммы или спектры звуков и шумов для каждого изобразительного кадра в отдельности записываются прямо на, пленку, и таким путем также образуются звуковые и шумовые явления, аналогичные тем, какие получаются при обычной магнитофон-
1 Звуки благодаря графической записи приобретают новые красочные качества, независимые от темперации звучания и, кроме того, новые шкалы, нейтральные интервалы и т.д. Непрерывное начертание по краю пленки было начато еще В. Янковским, начертание отдельных кадриков по краю кинопленки геометрическими фигурами — Авраамовым; в результате это давало необыкновенно интересные звуковые эффекты. По тому же принципу Моголи-Надь наносил по краю ленты отпечатки человеческих пальцев, профили лиц, буквы алфавита; О. Фишингер — различные геометрические чертежи и т. п. Их «перевод» в акустические явления дал совершенно новые звуковые эффекты. Первый фильм такого рода, то есть оживленный «графической музыкой», был создан в 1932 году в Мюнхене Р. Пфеннипгером под названием «Звучащая рукопись». Н. Воинов' рисовал звуковые схемы, совпадавшие с системой традиционных звучаний, и непосредственно на пленке составлял музыкальные произведения. Так, в 1934 году ему удалось чисто графическим путем начертать весь прелюд Рахманинова. В Англии подобные эксперименты предпринял в 1933 году Джек Эллиот, за ним — К. Бекль, в Калифорнии — братья Уитней.
ной записи. Конечно, такая техника требует точнейшей согласованности звука с содержанием отдельных рисунков. В Канаде, где существует такой экспериментальный центр, имеются целые библиотеки рисованных звуков по методу Н. Воинова и Р. Пфеннингера. Самый выдающийся поборник «графической музыки» в наши дни — это Норман Мак-Ларен, в чьих абстрактных цветных фильмах звуковой ряд также генерируется графически; это обеспечивает идеальную согласованность звукового и зрительного движений, а также характера звучания и красок изображения во всех его вариантах. Фильмы Мак-Ларена генерируются графически дважды: в зрительном ряду и в звуковом. Но графически рожденные звуки используются также и для фотографических фильмов, их смешивают или переплетают со звуками нормального оркестра или же наслаивают друг на друга. Примером тому служит канадский короткометражный фильм Мак-Ларена «Соседи». Сочетание графически генерированной и естественной музыки часто встречается в экспериментальных фильмах.