Информационное обеспечение политики управления финансами

Вся информация, необходимая для финансового менеджера, может быть разделена на четыре группы показателей.

1) Первая группа характеризует общеэкономическое положение страны.

Эти показатели необходимы для прогнозирования внешних условий, в которых приходится работать фирме: объём доходов бюджета, объём расходов бюджета, дефицит бюджета, объём эмиссии денег, денежные доходы населения, вклады населения в банках, уровень инфляции, учётная ставка Центрального банка. Источники – данные государственной статистики, нормативные документы Центрального банка и Министерства финансов РФ, периодические издания (журналы “Рынок ценных бумаг”, “Финансы”, “Деньги и кредит”, еженедельники “Коммерсант”, “Эксперт” и др., информация, размещенная в Интернет (см. приложение 1).

2) Вторая группа характеризует положение отрасли.

Эти показатели необходимы для оперативной финансовой деятельности, для анализа деятельности конкурентов: индекс цен на продукцию, ставка налогообложения прибыли, общая стоимость активов (в том числе оборотных), общая сумма используемого капитала (в том числе собственного), объём реализованной продукции. Источники публикации в специальных изданиях, платные бизнес-справки и т.д., информация, размещенная в Интернет (см. приложение 1).

3) Третья группа характеризует конъюнктуру финансового рынка.

Эти показатели необходимы для принятия решений по инвестиционным проектам, краткосрочным финансовым операциям и т.д.: котировки основных ценных бумаг (акции, облигации) на рынке, цены и объёмы сделок по основным видам ценных бумаг, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке, депозитные и кредитные ставки коммерческих банков, официальные курсы отдельных валют. Источники публикации коммерческих изданий, информация, размещенная в Интернет (см. приложение 1)

4) Четвёртая группа показателей формируется по данным управленческого и бухгалтерского учёта (финансовых отчётов).

Финансовая отчётность это совокупность форм, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учёта. Именно эти показатели и формируются в финансовые отчёты.

Назначение финансовых отчётов предоставление пользователям объективной и достоверной информации о финансовом положении предприятия для принятия решений.

Это основа информационной базы финансового менеджмента. На ее основе производится анализ, прогнозирование, планирование и принятие решений по всем направлениям финансовой деятельности.

Менеджерам необходимы показатели всех четырёх групп (показатели четвёртой группы в виде отчётов).

Отчёты нужны и другим пользователям:

· акционерам или прямым владельцам, которые хотят знать, каково финансовое положение фирмы;

· кредиторам по той же причине;

· налоговым службам, аудиторам, профсоюзам и т.д.

Международной практикой предусмотрены следующие формы финансовой отчётности:

· балансовый отчёт;

· отчёт о прибылях и убытках (отчёт о доходах);

· отчёт о нераспределённой прибыли;

· отчёт об источниках фондов и их использовании;

· примечания к финансовым отчётам;

· заключение аудитора.

Финансовая отчётность, принятая в России, несколько отличается от международной. Однако сейчас у нас очень активно готовятся к переходу на международные стандарты.

Балансовый отчёт (Balance sheet)

Балансовый отчёт это информация о финансовом положении предприятия на определённую дату. Для целей финансового анализа используется агрегированный баланс, который составляется на основе стандартной формы баланса путём объединения нескольких статей в одну. Порядок составления агрегированного баланса изложен в приложении 2.

Балансовый отчёт можно представить в виде:

a) двухсторонней таблицы, где левая часть активы, правая пассивы;

b) таблицы, где сначала представлены активы, а ниже пассивы.

Активы (assets) - это экономические ресурсы предприятия, его имущество.

Сюда входят: здания, сооружения, оборудование, товарно-материальные ценности, денежные средства, ликвидные ценные бумаги, дебиторская задолженность, нематериальные активы (goodwill, патенты (ноу-хау), товарные знаки и т.д.).

Пассивы (liabilities and stockholder’s equity) это источники происхождения активов, они дают представление об источниках финансирования предприятия.

Пассивы включают две составляющие.

1) собственный капитал (equity) средства, отданные владельцем в распоряжение предприятия. Если владелец - акционеры, то это акционерный капитал (stockholder’s equity). Сюда же относятся средства, полученные в результате деятельности предприятия (нераспределенная прибыль).

2) обязательства (liabilities) это привлечённый капитал, т.е. долгосрочные и краткосрочные долги, счета к оплате (кредиторская задолженность) и т.д.

Основной принцип бухгалтерского учёта:

 

Активы = обязательства + собственный капитал

Это выражение называется балансовым равенством.

Активы

(Активы) = (оборотный капитал) + (основной капитал)

(Assets) = (Current assets) + (Fixed assets)

Оборотный капитал (текущие активы). Оборотный капитал включает:

· наличные средства (cash);

· рыночные ценные бумаги (marketable securities);

· дебиторская задолженность (счета к получению) (account receivable);

· материально производственные запасы (inventories);

· прочие текущие активы (other current assets).

Наличные деньги – это средства, которые находятся в кассе предприятия или на текущем счете в банке.

Рыночные ценные бумаги. Если предприятие имеет свободные деньги, оно может их вложить в краткосрочные ценные бумаги, дающие доход в виде процента и легко реализуемые на рынке. В балансе указывается либо их самая низкая рыночная цена, либо номинальная стоимость (предполагается, что цена стабильна). Такими бумагами могут быть государственные краткосрочные облигации.

Дебиторская задолженность – это деньги, которые должны быть возвращены фирме покупателями, купившими товары в кредит. Кредит предоставляется на вполне определённый срок (например 30, 60, 90 дней). Не все должники возвращают деньги вовремя. Это надо учитывать. Дебиторская задолженность должна быть получена в течение года.

Материально-производственные запасы. Сюда относятся запасы готовой продукции на складах, запасы материалов, незавершённое производство, полуфабрикаты.

Следует помнить, что должна быть указана самая низкая цена запасов. На предприятии может быть создана система учётных цен, по которым учитываются основные материалы, используемые в процессе производства. Готовая продукция может учитываться так же не по фактической, а по плановой себестоимости.

Прочие оборотные активы. Сюда можно отнести так называемые авансированные платежи, сделанные единовременно на несколько лет вперёд. Сумма, переходящая на текущий год, включается в балансовый отчёт.

Основной капитал.Основной капитал включает:

· землю;

· здания, сооружения;

· всё оборудование и инвентарь, срок службы которого больше года (машины, инструменты, мебель, транспортные средства и т.д.)

Для всех элементов основного капитала указывается начальная стоимость и накопленные амортизационные отчисления, которые затем учитываются со знаком “-”. Исключением является земля - для неё указывают только начальную стоимость без амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления можно указать в отчёте в виде общей суммы для всех составляющих основного капитала.

Нематериальные активы.Сюда могут быть отнесены:

· товарный знак;

· патенты (ноу-хау);

· затраты на рекламу, повысившие авторитет фирмы.

При продаже фирмы покупатель может согласиться заплатить некоторую дополнительную сумму за хорошую репутацию фирмы (goodwill – “гудвилл”, условная стоимость деловых связей фирмы).

В отчёте это будет вынесено в раздел “нематериальные активы” как “благосклонность”.

Пассивы

(Пассивы) = (текущие обязательства) + (долгосрочные обязательства) +(собственный капитал)

(Liabilities and stockholder’s equity) = (Current liabilities) + (Long-term liabilities) +

(stockholder’s equity)

 

Текущие обязательства. Текущие обязательства – это та сумма задолженности, которую компания должна погасить в течение года.

Сюда относятся:

· невыплаченная заработная плата;

· банковские проценты и проценты по облигациям;

· кредиторская задолженность;

· плата за коммунальные услуги;

· пенсионные платежи;

· налоги;

· часть долгосрочных задолженностей, которую необходимо выплатить в течение года.

Рассмотрим некоторые из них.

Невыплаченная заработная плата может быть включена в общую накопленную задолженность по издержкам к выплате (Accrued expenses payable). Сюда могут входить гонорары юристов, архитекторов.

Кредиторская задолженность – сумма, которую фирма должна уплатить за купленные товары или оказанные услуги, но не оплаченная на конец года (account payable). Эта задолженность может быть оформлена в виде векселя-документа, подтверждающего факт взятия денег в долг (note payable).

Долгосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства – это долги, срок которых больше года. Чаще всего это облигации.

Процентные платежи начисляются только за прошедшие периоды. Неоплаченные проценты указываются в статье “Накапливаемые издержки” (раздел “Текущие обязательства”)

Прочие долгосрочные обязательства могут включать отсроченные налоги. Такая ситуация встречается часто в виду различия правил начисления амортизационных отчислений.

Собственный капитал. Собственный капитал – это остаточная стоимость активов после вычета всех обязательств.

Для акционерного общества (корпорации) собственный капитал можно разделить на две части:

· акционерный капитал;

· нераспределённая прибыль.

Акционерный капитал может быть представлен:

· обыкновенными акциями (common stock);

· привилегированными акциями (preferred stock);

· эмиссионным доходом (дополнительный капитал, избыточный капитал - capital surplus).

Нераспределённая прибыль - это накопленная часть чистой прибыли, оставшаяся у фирмы после выплаты дивидендов.

Отчёт о прибылях и убытках (Income statement or profit – and – loss statement)

Балансовый отчёт показывает активы и их финансирование на конкретную дату. Для того, чтобы оценить эффект от деятельности фирмы за определённый период (чаще всего за год), составляется отчёт, который называется “Отчёт о прибылях и убытках”, или “Отчёт о доходах”.

Выручка от реализации продукции (sales) – это все доходы, полученные фирмой за проданную продукцию и предоставленные услуги.

При стабильных ценах рост этого показателя свидетельствует о росте объёма производства. В условиях инфляции увеличение выручки может происходить при снижении уровня производства.

Себестоимость продукции (cost of goods sold) включает затраты фирмы на производство продукции:

· стоимость сырья и материалов;

· стоимость рабочей силы;

· стоимость энергии;

· расходы на эксплуатацию оборудования.

Это переменная часть затрат.

Иногда в себестоимость включается и амортизация.

Торгово-административные расходы включают затраты на содержание органов управления и служб сбыта, на рекламу, на содержание административных зданий и оборудования.

Это постоянные затраты.

Валовая прибыль (gross profit) – разность между выручкой и себестоимостью (затраты на производство продукции). Она характеризует результат производственной деятельности.

Операционная прибыль (operating profit) (прибыль от реализации продукции) это часть валовой прибыли за вычетом торгово-административных расходов и амортизации. Характеризует эффективность не только производственной, но и коммерческой деятельности предприятия.

Прибыль до уплаты налогов (income before taxes) (налогооблагаемая прибыль) это часть операционной прибыли, остающаяся после уплаты процентных платежей за кредиты и займы.

Чистая прибыль (net income, net profit) – это прибыль, остающаяся у фирмы после уплаты налогов. Часть чистой прибыли идёт на выплату дивидендов (dividends) акционерам, а часть остаётся на предприятии (нераспределённая прибыль – retained earnings) и может быть реинвестирована в производство.

Отчет о нераспределенной прибыли

Отчет о нераспределенной прибыли связывает отчет о прибылях и убытках с балансовым отчетом.

Нераспределённая прибыль может быть использована для увеличения собственного капитала фирмы.

В отчете обязательно должна быть учтена нераспределенная прибыль прошлого отчетного периода.

Примечания к финансовым отчётам

Финансовые отчёты формализованы и кратки. Поэтому часто они имеют примечания, где содержится дополнительная информация по тому или иному вопросу. Особенно важно обратить внимание на пояснения (если они имеются), относящиеся к отдельным числовым значениям балансового отчёта.