Эмиссионное финансирование

В структуре внешних источников финансирования имеют место эмиссии акций и облигаций (те ценных бумаг).

В России в ближайшие 10 – 15 лет требуются 200 – 240 млрд. зеленых. Инвестиционные возможности населения составляют 40 млрд. баксов. С учетом возврата капитала в РФ все равно средств недостаточно. Поэтому следует использовать финансовый рынок.

За счет эмиссии акций в 2000 году было привлечено 0,5% средств для инвестирования в основной капитал. Капитализация российского рынка – 50 млрд. Джорджей Вашингтонов. Количество прошедших листинг компаний-эмитентов составляет 41 шт. Объем операций на фондовом рынке – $31,5 млрд. Самый быстрорастущий сегмент – рынок облигаций. За 2001 год компании выпустили в 5 раз больше облигаций, чем в 2000 году, на сумму $27 млрд. Займы доходили до 500 млн. деревянных.

Ø Облигации – заемное финансирование.

Существуют условия, ограничивающие выпуск облигаций:

1. Для целей пополнения уставного капитала.

2. АО на сумму не более уставного фонда и обеспечения, предоставляемого 3-ми лицами.

3. Выпуск возможен после регистрации выпусков акций.

Для выпуска облигаций АО не обязательно.

+ Легализация денежных средств и финансирование крупных проектов на выгодных условиях без вмешательства инвесторов в управление.

+ Возможность маневрирования при определении параметров выпуска займа.

+ Аккумулирование денежных средств частных инвесторов, населения, юридических лиц на относительно длительный срок (по отношению к кредитам).

+ Оптимальное сочетание доходности и затрат эмитента на привлечение средств.

+ Эмитенту гарантировано отсутствие досрочного отзыва средств.

Эмитент должен иметь расчет динамики прибыли с учетом стадии жизненного цикла продукта.

Выпуск облигаций дешевле выпуска акций: % по облигациям выплачиваются из себестоимости до налогообложения, а дивиденды – из прибыли. Выплаты по облигациям обеспечиваются имуществом предприятия, что повышает финансовую надежность и могут быть реализованы при небольших %.

- Облигации труднее реализовать, чем акции.

Облигации выпускаются на определенный срок, но могут быть предусмотрены условия сужения и расширения сроков погашения. Облигации с сужением интересны в условиях нестабильности, а расширением – для инвесторов, желающих пролонгировать отношения на более длительный срок.

Облигации также могут быть конвертируемыми (например, в акции).

Выпуск большого числа обратимых облигаций может иметь негативные последствия. Так, если держатели облигаций поменяют их на акции, то предприятие может потерять контроль над собственностью, роста числа акций (=> снижает доход на 1 акцию => падает цена акции).

Возможен выпуск сериальных облигаций, что предусматривает ежегодное погашение облигаций. Недостаток – снижение финансовой мобильности предприятия.

Целесообразность использования облигаций зависит от инвестиционной стратегии предприятия.

Наращение производства требует дополнительных вложений => уменьшается прибыль. При такой стратегии выпуск облигаций не выгоден, тк % по облигациям выше дивидендов; те ситуация реинвестирования. Дивиденды при расширении производства могут вообще не выплачиваться.

Выпуск облигаций нецелесообразен, когда предприятие характеризуется невысокими темпами роста производства и оборота, прибыли.

Облигационные займы эффективны для предприятий с высокими темпами роста производства с низкой долей на рынке.

Потенциальный эмитент должен удовлетворять требованиям закона об АО, Стандарте эмиссии облигаций, ГК. Например, при выпуске облигаций следует выполнять условия:

1. Размещение облигаций допускается после оплаты уставного фонда.

2. Выпуск облигаций без обеспечения разрешается на 3-м году и при утверждении 2-х годовых балансов общества.

3. общество не в праве размещать конвертируемые облигации, если их количество больше акций.

Ø Акционерное финансирование.

Осуществляется путем купли-продажи основной и дополнительной эмиссии и рекапитализации – приобретение пакета акций у учредителей.

Следует учитывать, что в обмен на финансовые ресурсы уступается часть прав.

Предприятие-эмитент должно оценить сможет ли выпуск акций оказать положительное влияние. Не должно быть деформировано соотношение фонда накопления и потребления.

С помощью акций удается мобилизировать ресурсы на длительный срок (почти бессрочно). Эта форма финансирования способна привлекать в оборот любые сбережения.

Издержки выпуска: административные (1), дисконт выпуска (2).

1 – оплата труда профессионалов, уплата регистрационных сборов, печать.

2 – разница между ценой эмиссии и текущей рыночной ценой.

Издержки выпуска разделяют на постоянные и переменные части, выпуск большого количества бумаг более выгоден, однако повышается риск непродажи и управляемости.

Принимается решение о номинале акции, который устраивает эмитента, инвестора, и ожидаемую рыночную цену акции в процессе обращения. Акции выпускаются на всю сумму УК. Число акций и номинал устанавливаются заранее. Обычно выпуск кратен 10, а акции имеют одинаковый номинал.

На вторичном рынке акции покупаются не по номиналу, а по рыночной стоимости. Номинальная стоимость ограничена активами предприятия, а курс ограничения не имеет.

Чем выше дивиденд, тем дороже акция. При повышении ссудного % курс акции понижается.

Курс акции = (Дивиденд / Норма ссудного %) * Номинал акции

Акции позволяют предприятию свободно маневрировать ресурсами. Обычно дивиденды имеют налоговые льготы.

Недостаток выпуска акций – увеличение числа владельцев и возможности потери контроля над предприятием. Выпуск может ухудшить динамику курса.

Предприятие на финансовом рынке с одной стороны – заемщик, а с другой – инвестор.

Критерии инвестиционного решения о вложении средств в себя или на финансовый рынок:

1. Превышение чистого дохода (прибыли) в результате вложения в собственное производство над суммой дохода от портфеля инвестиций.

2. Определение возможностей увеличения доли на рынке в результате самофинансирования.

Доля = Собственное производство / Производство конкурента

Если в отрасли стабилизировались показатели производства, то возможность увеличения доли почти отсутствуют.

Если отрасль в стадии роста, то прямые инвестиции (в активы предприятия) создают благоприятные условия увеличения доли на рынке.

3. Возможность приобретения самовозрастающих активов.

Будут ли снижены затраты в связи с диверсификацией деятельности.

 

КОНЕЦ.

 

Финансирование строек и объектов для федеральных нужд осуществляется за счет ассигнований, которые ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах (Федеральном бюджете и бюджетах субъектов федерации) и Государственной инвестиционной программе. Предоставление средств (финансирование) может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. Имеется в виду в перспективе в целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований сокращение их доли, предоставляемой на безвозвратной основе. Большая их часть должна предоставляться в виде долгосрочного (долговременного) кредита в качестве государственной поддержки инвестиционных проектов, от реализации которых можно ожидать наибольшую отдачу.

1. Финансирование и кредитование строек и объектов, сооружаемых для государственных федеральных нужд, осуществляемое на безвозвратной основе.

Для открытия финансирования государственных централизованных капитальных вложений на безвозвратной основе государственные заказчики представляют в Минфин РФ следующие документы:

· выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений;

· государственные контракты (договора подряда) по строительству объектов для федеральных нужд.

Финансирование открывается путем перечисления Минфином средств государственным заказчикам в течение одного месяца после утверждения в установленном порядке объема государственных централизованных капитальных вложений и перечня строек и объектов для государственных федеральных нужд. Могут производиться и авансовые выплаты, которые осуществляются в пределах плановых назначений и регулируются с учетом фактически произведенных затрат. По поручению федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков – финансирование может быть открыто входящим в систему этих органов департаментам, межотраслевым государственным объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, АО и предприятиям.

Затем государственные заказчики перечисляют средства Федерального бюджета заказчикам (застройщикам) в пределах сообщенных им Минфином РФ объемах финансирования государственных централизованных капитальных вложений.

Заказчики (застройщики) должны, в свою очередь, оформить финансирование государственных централизованных капитальных вложений в банке, который будет осуществлять операции по финансированию. Для этого застройщики предоставляют в финансирующие банки следующие документы:

1. Титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой заданий по годам. Эти списки конкретизируют задания по вводу в действие производственных мощностей и объектов по каждой стройке. В соответствии с этим в этих списках приводятся следующие показатели:

· наименование и местонахождение стройки;

· характер строительства;

· кем и когда утверждена проектно-сметная документация;

· сроки начала и окончания строительства;

· проектная мощность;

· сметная стоимость стройки;

· объем капитальных вложений и СМР (по годам строительства);

· ввод в действие мощностей и объектов (по годам строительства).

2. Государственные договора подряда (контракты) на весь период строительства с указанием форм расчетов за выполненные работы.

Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком заключается в течение 30 дней после получения подрядчиком документов, подтверждающих его победу на конкурсе или торгах. Такой контракт заключается на основании исходных условий (стоимость, сроки и т. д.), определяемых в соответствии с федеральными инвестиционными программами на весь период строительства.

Государственный заказчик в соответствии с договором должен обеспечить своевременное и непрерывное финансирование строительства. В случаях уменьшения объема финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику все убытки. В целях обеспечения подрядчика необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения работ государственный заказчик может предоставить ему аванс. Размер аванса, сроки его перечисления и порядок погашения определяются при заключении контракта. При этом аванс не может превышать 30 % годового лимита капитальных вложений.

В контракте, как и в любом договоре подряда, оговаривается порядок расчетов за выполненные работы, которые обычно осуществляются в ходе строительства в порядке промежуточных платежей, но не более 95 % их общей стоимости. Окончательный расчет делается после получения объекта, его очереди, пуска комплекса в эксплуатацию. Обычно завершение расчетов производится в течение одного месяца после ввода объекта в эксплуатацию.

Если государственный заказчик перечисляет аванс, оплачивает выполненные работы и завершает расчеты с нарушением установленных контрактом сроков, то заказчик должен возместить подрядчику все убытки, включая затраты по уплате процентов за кредит. В тех случаях, когда сроки ввода в действие объектов, очередей и т. д. нарушены, то бюджетное финансирование приостанавливается.

Решение о завершении строительства принимается по предложению государственного заказчика, которое должно быть согласовано с Минэкономики РФ, Минфином РФ, Государственным комитетом по вопросам архитектуры и строительства, другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Определенную ответственность несет и подрядчик: при нарушении по его вине сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере 0,001 договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического окончания строительства.

3. Сводные сметные расчеты стоимости строительства.

4. Заключение Государственной вневедомственной экспертизы и Государственной экологической экспертизы по проектной документации.

5. Уточнение объемов капитальных вложений и СМР по переходящим стройкам.

Федеральные органы исполнительной власти – государственные заказчики – ежемесячно предоставляют в Минфин РФ информацию об использовании средств федерального бюджета.

2. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений на возвратной основе.

Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования государственных централизованных капитальных вложений на возвратной основе, выделяются Минфину РФ в пределах кредитов, которые выдаются Центральным Банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Указанные средства Минфин направляет заказчикам (застройщикам) через коммерческие банки, свои отношения с которыми Минфин строит в соответствии с заключенными с ними договорами. Средства, полученные коммерческими банками от Минфина, предоставляются застройщикам на договорной основе. При заключении таких договоров заказчик (застройщик) предоставляет в банк следующие документы:

1. выписки из перечня строек и объектов для федеральных нужд;

2. государственные контракты (договора подряда);

3. расчеты, обосновывающие сроки вывода введенных в действие производств на проектную мощность;

4. расчеты срока возврата выданных средств и процентов по ним;

5. заключение Государственной вневедомственной экспертизы и Государственной экспертизы по проектно-сметной документации;

6. документы, подтверждающие платежеспособность заказчика и возвратность средств.

В договоре между заказчиком (застройщиком) и коммерческим банком определяется общий срок пользования средствами федерального бюджета и дата начала их возврата заемщиком. Эти сроки устанавливают с учетом продолжительности строительства объектов и сроков вывода введенных производств на проектную мощность.

Обязательное условие: средства федерального бюджета, полученные коммерческими банками, должны использоваться строго по назначению и не могут быть зачислены на депозиты, не могут использоваться для предоставления межбанковского кредита и покупки СКВ, а также отвлекаться на другие операции краткосрочного характера.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам под залог зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества.

Возврат заемщиками средств федерального бюджета производится в сроки, указанные в договоре. Минфин РФ возвращает кредиты Центральному Банку в сроки, определенные законодательством РФ. Проценты за пользование средствами федерального бюджета начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами. Выплата процентов начинается с даты начала возврата этих средств. Минфин выплачивает проценты за использование кредита ЦБ с момента образования задолженности.

Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета не может превышать размера ставки, установленной в договоре между Минфином и ЦБ РФ.

Коммерческие банки, финансирующие стройки:

- проверяют предоставленные заемщиком документы, сверяют с перечнями строек. При их соответствии открывают или продлевают финансирование.

- если бюджетные средства предоставлены на возвратной основе, анализируют сроки возврата средств и процентов и заключают договор с заемщиком. В случае нереализации срока возврата сообщают МФ РФ

- финансируют стройки только при наличии положительного заключения Государственной вневедомственной экспертизы и Государственной экспертизы по проектно-сметной документации;


Тема №9: Новые формы финансирования и кредитования капитальных вложений