Гос. регулирование инвестиц. деят-сти

В условиях реализации экономич., научно-технич. и соц. политики гос-во осущ. регулирование инвестиц. деят-сти. С помощью такого регулирования инвестиционной деятельности создаются льготные условия в наиболее важных ее направлениях с целью удовлетворения общественных потребностей (насыщение рынка продовольственными товарами, следовательно стимулирование развития соотв. отраслей экономики, плюс структурная перестройка экономики) и других социальных проблем: технического совершенствования и др. ГРИД включает:

-регулирование условий инвестиц. деят-сти (косвенное регулирование);

-прямое управление гос. ивестициями.

Регулирование условий инвестиц. деят-сти в междунар практике осущ-ся с помомощью эк. методов:

1) соответствующая налоговая политика, предполагающ. дифференциацию субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот. Для регулирования инвестиц. спроса может устанавливаться дифференцированный налог на инв-ии, снижение ставок, отказ от налога на прибыль;

2) путем првед-ия амортизац. пол-ки, т.е имеется в виду как мех-м начисл-ия аморт-ции, так и исп-ие аморт отчисл-ий. Мех-м начисл-ия: ускор. амортизация. Эта льготы устанавл. дифференцированно для отраслей, элементов осн. фондов или оборудования, их видов;

3) предоставление фин. помощи: дотации, субвенции, бюджетные ссуды для развития определенных отраслей;

4) Государственное регулирование ИД осуществляется путем проведения соответствующая финансовой и кредитной политики, политика ценообразования, установления и контроля за соблюдением гос. норм и стандартов, антимонопольных мер, приватизация гос. собственности.

В этих целях используются и другие рычаги: определяются условия пользования землей и др. природными рес-сами, экспертизы инвестиц. проектов и т.д. Такими экономическими рычагами могут быть внебюджетные инвестиционные фонды, фонды поддержки малых предприятий.

В мировой практике одним из основных рычагов воздействия государства н деятельность фирм, регулирования пропорций обмена, распределения явл. система налогообложения. Именно она стимулирует деловую и инвестиц. активность , повышает эффективность инвестиций.

Осн. налоговые регуляторы инвестиц. активности в зарубежных странах - льготы на прибыль корпораций. К инвестиционным льготам относятся: система ускоренной амортизации и налоговый кредит. Смысл этих льгот - снижения абсолютного размера налога, к-рым облаг. прибыль корпораций. В настоящее время методы ускор. амортизации достаточно широко применяются в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Франции, Швеции, Швейцарии.

Разновидностью ускоренной амортизации явл. вычет из налога на доход предприятий определенного процента от прироста инвестиций в основные фонды (кап. вложений).

Использование системы уск. амортизации зарубежными странами способствовало реализации новой политики воспроизводства основного капитала, направленной на быстрое возмещение устаревших ср-в труда. В результате для развитых стран характерна устойчиво высокая и даже растущая норма выбытия основного капитала. Это является свойством интенсивного характера воспроизводственного процесса. Другим методом регулирования инв. деятельности является инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиц. налоговый кредит - скидка с начисленной суммы подлежащего уплате налога в размере опред. процента от ст-сти приобретенных машин и оборудования. Право на такую скидку обычно дается корпорациям или фирмам в год ввода оборудования в эксплуатацию. Ставка налогового кредита дифференцирована в зависимости от срока службы приобрет. обор-я. Ее макс. размер - от 7 до 10%, минимальный - 2-3% от общей суммы ср-в, инвестированных в машины и обор-е.

Методы регулирования в России:

1) налоговая политика:

а. предприятия отраслей матер. пр-ва могут снижать налогооблаг. прибыль на суммы, направл. на финансирование кап. вложений производственного назначения;

б. предприятия всех отраслей нар. хоз-ва могут снижать налогооблаг. прибыль на суммы, к-рые направлены на финансирование жилищного строительства

в. освобождается от налогообложения прибыль, использующаяся на указанные цели на долевых началах;

г. на суммы, направл. на погашение кредитов, к-рые были получены и использованы на эти цели, включая проценты по кредитам.

Эти льготы предоставляются предприятиям, осуществляющим соответствующее развитие собственного пр-ва и жилищного строительства, включая погашение кредитов, использованных на эти цели при условии полного использования ими сумм начисленных инвестиций и амортизац. отчислений на последнюю отчетную дату;

д. некоторые налоговые льготы и малым предприятиям в инвестиционной деят-сти :

1. При определении н/о прибыли исключается прибыль, направленная на строительсто, реконструкцию и обновление ОПФ, освоение новой техники и технологии. При этом обновлением ОПФ считается замена действующего оборудования другим на новой технологической основе, а также его замена в связи с внедрением новых технологических процессов производства продукции.

2. В 1-ые 2 года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные МП, осуществляющие строительство жилищного, производственного, социального и природоохранительного назначения (включая ремонтно-строительные работы). При этом выручка от этих видов деятельности должна превышать 70% общей суммы выручки.

В последние годы эти МП уплачивают налог в размере 25% и 50% от основной ставки, если выручка составляет свыше 90% общей суммы выручки.

Все рассмотренные налоговые льготы не должны снижать фактическую сумму налога, рассчитанную без учета льгот, более чем на 50%.

е. льготы имеются и по НДС: от уплаты освобождаются работы в период реализации целевых соц-эк программ или проектов жилищного строительства, по строительству объектов жилья соц-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных работ и др.

ж. Налоговой льготой является также ИНК, который был введен с 1 января 1992 года.

Указанным законом предусмотрена отсрочка налоговых платежей для:

1. Предприятий с ограниченной численностью работающих, т.е. МП при закупке ими и вводе в действие определенных видов оборудования

2. Приватизированные предприятия (при некоторых ограничениях) – по кредиту для выкупа имущества предприятия.

Кроме самого ИНК законом предусмотрено предоставление целевых налоговых льгот любым предприятиям, выполняющим особо важные заказы по развитию территорий или оказанию услуг населению.

МП имеют право снижать сумму налогового платежа на 10% (но не более 50% годовой суммы платежа по налогу на прибыль, налогу на имущество).

Определенные налоговые льготы предоставляются предприятиям – инвесторам всех организационно-правовых форм, а также они предоставляются и частным инвесторам, т.е. ФЛ.

В частности, не облагаются подоходным налогом средства, направленные физ. лицами на новое строительство, приобретение жилого дома, квартиры, дачи или садового дома на территории РФ, в пределах 5000 мин. размеров оплаты труда.

На указанные цели физические лица в течение 3 лет их осуществления могут получать ссуды в банках или каких-либо других кредитных учреждениях. В этом случае в затраты, на которые распространяется указанная льгота, может включаться и погашение кредита и процентов по нему.

 

Методы фин поддержки:

В состав ЕС входят высокоразвитые в пром., научно-технич отн-ии с-ны со стабильной эк-ой. Во всех этих с-ах гос-во оказ фин содействие предпр-лям в осущ-ии инвестиц-х проектов. Помимо нац гос помощи инвестиц деят-ть п/п с-н-членов получ значит-ю и постоянно растущую фин под-ку со ст-ны ЕС. В 1-ю очередь это касается I в проекты, направл-ые на ускорение структ-х преобразов-ий в сфере НИОКР отд-х регионов малого и ср бизнеса, охраны окруж среды.

Осн инстр-ты такой поддержки:

1.Субсидии из ср-в единого бюджета, к-е предост-ся через посредство структ-х фондов: европейских фондов регион-го разв-ия, ориентации и гарантии с/х, соц фонда.

2.займы и гарантии по займам, в т.ч. по льготным усл-ям, предост-ые кредитными институтами сообщества:Европейским инвестий б-ом и ЕИ фондом.

Регулир-ие усл-ий инвестир-ия в РФ также осущ-ся:

1.путем соверш-ния сис-мы Н; мех-ма начисл-ия и исп-ия амортизации

2.путем установл-ия суб-ов инвестиц-ой деят-ти спец налог-х режимов, не носящих индивид хар-р

3.путем защиты интересов инв-ров

4. путем предост-ия суб-ам ИД льготных усл-ий польз-ия землей и др прир рес-ми

5. путем расшир-ия исп-ия ср-в насел-ия и иных ВБ источ-ов фин-ния жил-го стр-ва и стр-ва объектов соц-культ назнач-ия

6.путем созд-ия и разв-ия сети инфо-но-аналитич-х центров, к-е осущ-ют регулярн провед-ие рейтингов и публикацию рейтингов суб-ов ИД

7. путем принятия антимоноп мер

8. расшир-ие возм-тей исп-ия залогов и кредитов-ия объектов

9.путем разв-ия фин лизинга в Рос

10. путем провед-ия постоян переоценок ОФ в соотв-вии с темпами инфляции

11. Созд-ие возм-тей формир-ия суб-ми ИД собствен-х инвестиц фондов

Прямое упр-ие ИДознач прямое участие гос-ва в осущ-ии кап влож-ий. Оно осущ-ся путем:

1. разработки, утверждения и фин-ния инвестиц проектов, осущ-х в РФ совместно с ин. гос-ми, а также инвестиц проектов, к-е фин-ся за сч ср-в фед бюджета суб-ов Фед-ции

2. формир-ия перечня строек и объектов технич-го перевооруж-ия д/фед-х гос нужд и фин-ния их за сч ср-в фед бюджета.

3. предост-ие на конкурсн основе гос гарантий по инвестиц проектам за сч ср-в фед бюджета и ср-в бюджета СРФ

4. размещ-ие на конкурсн основе ср-в фед бюджета и … д/фин-ия инв проектов. Размещ-ся эти ср-ва на усл-ях возвратности, срочности и платности. Размеры % определ-ся ФЗ «О Фед бюджете на год» или З-ом о «бюджете». Размещ-ие этих ср-в м произв-ся на усл-ях закрепл-ия в гос собств-ти соотв части акций создав-го АО. Эти акции реализ-ся через определен срок на РЦБ с направл-ем выручки от их реал-ции в доходы соотв б-ов

5. путем провед-ия экспертизы инв проектов

6. путем защиты рос орг-ций от поставок морально устаревших, мат-энергоемких и ненаукоемких технологий, обор-ие, конструкции и мат-лы

7. разработка и утв-ие стандартов (норм и правил) и осущ-ие контроля их соблюд-ия

8. вовлеч-ие в инвестиц процесс врем приост-х и законч-х строек и объектов, нах-ся в гос собств-ти

9. предост-ие концессий рос и ин инвесторам по рез-ам торгов, аукционов и конкурсов в соотв с рос зак-вом

10. выпуск облигац займов и гарантир целевых займов

 

3. Кап влож-ия:содерж-ие, стр-ра, роль в разв-ии эк-ки

Орг-ция и осущ-ие инвестиц процесса в Рос осущ-ся в форме кап влож в соотв с ФЗ «Об ин I в РФ” 99г и рядом Указов. Деят-ть инв-ров регулир-ся З-ми непрямого действия: ГК, НК, Тамож К и др. По V и значимости основн роль в нашей с-не всегда играли I в основн фонды. Это объясн-ся:

1. историч необх-тью воссоздания разруш-х войнами ОФ, их модернизации, реконстр и перевооруж-ия.

2. Полным отсутствием в усл-ях плановой эк-ки р-ка

Кап влож-ие – совок-ть затрат труда, мат-технич рес-сов и ДС на созд-ие новых, расшир-ие и реконстр-цию и технич перевооруж-ие действующих осн фондов пр-го и непр-го назнач-ия.

Капиталообразующие I – исп-ся в статистике – это кап влож-ия (т.е. I в осн фонды), затраты на кап ремонт, I на приобрет-ие земельных объектов и объектов природопольз-ия, I в немат активы (патенты, I в науку)

Оф составл решающую роль НБ с-ны. В 1990г, к-ый хар-ся высок и стабильн ростом кап влож-ий, ОФ составляли 66% в общем НБ. Сейчас за 99г – их доля более 80%. Эти данные не свидетельствуют о реальн оценке, т.к. этот рост не связан с переоценкой ОФ. Анализ динамики инв деят-ти в след 10 лет показ, что кап влож составл ~ ¼ от ур-ня дореформенного 90г. Поэтому V ОФ остался практич на ур-не 1990г. Это объясн-ся систематическими переоценками ОФ (с 91г), так и резким ухудшением хар-к воспр-ва.

К обновления ОФ пром-ти ↓ с 6,9% (90г) до 1% (99), а ср возраст пр-го обор-ия ↑ с 10,8 до 16,1.

Высокая степень физич-го и морального износа К, неблагопр стр-ра паркамашин и обор-ия явл-ся жестким огранич-ем эк роста.

При длительн тенденции сниж-ия доли валов накапл-ия в ОФ ВВП (92г – 24,7%, а 99г – 15,1%) произошло наруш-ие норм-го цикла воспр-ва ОФ. Расчеты стр-ры валов накапл-ия в ОФ показ, что с 95г в эк-ке наблюд-ся абсол сниж-ие V-ов чистого накапл-ия. И в этих усл-ях инв деят-ть ограничив-ся ф-ми поддержания накопленного потенциала. Негативн влияние на воспр-во ОФ оказыв тенденция повыш-ия расходов на кап ремонт. За 95-99гг эти затр составляли ~ 20% от V I в осн К.

 

Стр-ра кап влож-ий:

1. приобрет-ие обор-ия

Затраты на оборуд-ие включ:

А) Z на приобрет технол-го, энергетич, вспомогат и др оборуд-ия, треб-го монтажа

Б) Z на приобрет-ие подвижного состава (вагоны, суда, самолеты)

2. выполн-ие строит-монтажных работ

Строит работы включ соор пр-х зданий, соор-ий и объектов, жилья и др объектов непр-го назнач-ия. Монтажн работы заключ-ся в закрепл-ии машин и оборуд-ия на основании фундамента и увязки в единую технол сис-му

3. пр. Z: затр на проектно-изыскательные, геолого-разведочные работы, затр на содерж-ие дирекции строящихся п/п, расх на подг-ку экплуатац-х кадров п/п, на содерж-ие технического и авторского надзора за строит-вом, расх, предназн-ые на компенсации сверхсметной ст-ти строит-ва.

Соотн-ие всех перечисл-х затарат – технологическая стр-ра кап влож-ий. В разн отраслях стр-ва уд вес затр не одинаков. Н-р, при стр-ве ТЭС, хим., машиностростр-х заводов преоблад затр на оборуд-ие, а в жилищном и ком стр-ве – затр на строит-монтажн работы. С эк т.зр. наиб выгодна стр-ра, в к-ой преоблад затр на оборуд-ие. До 90г доля таких Z ↑ и достигла 38%. Дальше в технологич стр-ре следуют измен-ия: на 1-х этапах реформы наблюд-ось ↑ доли Z на стр-монтажн работы, а начиная с 95г – постепен ↑ доли затр на оборуд-ие и уже на 2000г- 35,7%. Увелич-ие расх-ов на маш и обор-ие обусл-но сдвигами в воспр-ой стр-ре кап влож-ий. Увелич-ие и модернизация ОФ достиг-ся в рез-те ввода в действие новых объектов,а также технич перевооруж-ия, реконстр-ии и расшир-ия действующих объектов. Соотн-ие затр на новое стр-во, реконстр и технич перевооруж-ие, расшир-ие наз-ют воспр-ой стр-рой кап влож-ий. Эк-ки наиб эф-ой формой воспр-ва и наращив-ия пр-х мощностей явл реконстр и технич перевооруж-ие. Это объясн-ся: по сравн с новым стр-вом кап влож-ия на реконстр и технич перевооруж-ие ↓ в ср на 8-10% , а затраты погаш-ся в ср за 3 г, тогда как новое стр-во за 5 лет.

Отраслевая стр-ра кап влож-ий – соотн-ие затр, напр-х в разл отрасли. Преобладают затр на соор пр-го назн-ия, на разв-ие отр-лей, производящих ср-ва пр-ва. Такая стр-ра способств-ла созд-ию мат-технич базы, необх-ой д/разв-ия и др отраслей. Но есть и негативн сторона: в рез-те в рос эк-ке сложились серьезн структ-ые деформации, к-е проявились в высокой доле сырьевых отраслей и оборотн комплекса в уще6рб разв-ию потребительск сектора, с/х, гражд-го машиностр-ия.

 

Кап влож-ия в Рос осущ-ся гос-вом, отеч п/п-ми и орг-ми люб формы собств-ти, гр-ми, межд учр-ми с участием отечеств и ин п/п, а также ин гос-в, орг-ций, п/п и гр-н.

Кап влож-ия, осущ-ые гос-вом, наз гос централизов-ые, организуемые п/п-ми и орг-ми . Централизов-ые кап влож-ия, связ-ые обычно с новым стр-вом и крупномасштабным расширением п/п, реш-ем соц проблем, обесп-ют структ измен-ия в отраслях пр-ва, регионах с-ны, отвечающих потребностям эк-ки в целом недостающих видов прод-ции и объектов соц и пр-ой инфрастр-ры.

Нецентрализов-ые кап влож-ия п/п д обесп-ть в кач-ве эф-та: прирост прод, сниж-ие изд-к пр-ва, необх-ый ассорт-т и кач-во прод исходя из требов-ий р-ка.

П/п сами планируют воспр-во ОФ и осущ-ют его путем реконстр-ции, путем технич перевооруж-ия, расшир-ия, нов стр-ва за сч собств ср-в. Сокращ-ие фин возможностей гос-ва, институц-ые измен-ия, к-е возник с появл п/п разл форм собств-ти, изменили соотн-ие м/централизов-ми и нецентрализ-ми кап влож-ми в пользу последних. В 99г из фед бюджета и бюджета суб-ов фед было профин-но всего 17,4% общего V кап влож-ий. 53,4% составили ср-ва п/п-ий – доля нецентрализ-х кап влож-ий.

 

Стр-ра Рос кап влож по формам собств-ти: гос-ая ( 93г – 53,8%; 99г – 21,3%) и частная ( 93г – 12,1%; 99г – 25,9%).