II курса дневного отделения

Контрольные вопросы для самопроверки при подготовке к зачету и экзамену

Список терминов

I. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Методические указания студентам

Материально-техническое обеспечение

В процессе работы используются:

- компьютерное оборудование для промежуточного тестирования студентов;

- студентам предлагается электронная библиотека и методические рекомендации на СD.

 

Большое место в процессе освоения курса «Русская литература первой трети XIX века» отводится самостоятельной работе студентов. Она способствует эффективному усвоению материала, закреплению знаний, полученному на аудиторных занятиях, формированию творческого отношения к предмету изучения.

Промежуточный контроль в течение семестра включает в себя:

- текущую оценку активности студента на практических занятиях;

-проверку читательских дневников, которые студенты ведут систематически на протяжении всего года;

- проверку конспектов литературоведческих трудов;

- проведение письменных контрольных работ;

- проведение компьютерного тестирования.

Задания по самостоятельной работе

Темы и разделы для самостоятельного изучения Виды и содержание работ
Темы 1.3.4 Подготовка к практическому занятию по теме № 1, к контрольной работе по терминологии; составление глоссария
Тема 6 Подготовка к коллоквиуму № 1, а также к экспресс-опросу на практическом занятии по теме № 3. Составление глоссария и подготовка к контрольной работе по терминологии. Ведение читательского дневника
Тема 7 Подготовка к коллоквиуму № 2, к опросу и тестированию. Ведение читательского дневника
Тема 8 Ведение читательского дневника, подготовка к тестированию. Работа с вопросами для самопроверки и подготовка к экзамену

В процессе работы над материалом курса студенты составляют глоссарий (словарь терминов)

Антология, анакреонтизм, аллегория, апокалипсис, бидермайер, барокко, байронизм, баллада, буколика, готика, гротеск, гуманизм, гуманность, демонизм, дума, идиллия, карнавальное начало, мистерия, миф, мотив, медитативная лирика, натуральная школа, онтология, образ автора, образ повествователя, поэтика, просвещение, просветительский реализм, предромантизм, рационализм, романтика, романтизм, романтическая ирония, реализм, сентиментализм, символ, стиль, художественный мир, эсхатология, эпикуреизм, элегия, эпос.

 

Тема 1. Русский романизм первой трети XIX века.Что такое романтизм и романтика? Романтизм как метод и как направление. Возможно ли деление романтизма на прогрессивный и реакционный? Перечислите конкретно-исторические разновидности романтизма, характерные для русской литературы первой трети ХIX века. Какими историческими и философскими предпосылками обусловлено возникновение романтизма в Европе и России начала ХIX века? Как и кем теоретически осознавался романтизм в эпоху его зарождения? Почему и как романтизм подготавливает реализм? Жуковский – поэт-романтик или предромантик-сентименталист? Поэты-декабристы – романтики или предромантики-классицисты?

Тема 2. Творчество А.С. Грибоедова. В чем заключается жанрово-стилевое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»? Почему Грибоедов «нарушил» классицистическое единство сценического действия? Почему первоначальное название комедии «Горе уму» автор изменил на «Горе от ума»? Победитель или побежденный Чацкий?

Тема 3. Творчество А.С. Пушкина.Чья периодизация творчества Пушкина представляется наиболее убедительной (И.Кириевского, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, С.Фомичева)? Как в лицейской лирике Пушкина проявилось влияние Державина, Батюшкова, Жуковского? Характеризуется ли единством тематического состава и жанрово-стилевой целостностью послелицейская лирика Пушкина? Определите тип романтизма поэмы «Руслан и Людмила». Какие противоречия характерны для лирического героя Пушкина периода южной ссылки? Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы» – что общего, в чем отличие? Объясните, почему поэт свое творчество периода михайловской ссылки назвал «истинным романтизмом». Насколько сценичны драмы Пушкина «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии»? Как решается проблема частного и общего, личного и государственного в «Полтаве» и «Медном всаднике»? Является ли роман «Евгений Онегин» поэмой о «самом себе»? Как в пушкинском стихотворном романе отразились судьбы русского романтизма? В какой степени эволюция образа автора в «Евгении Онегине» отражает логику творческого пути Пушкина? В чем композиционное своеобразие романа «Евгений Онегин»? Споры вокруг «Десятой главы» «Евгения Онегина», имеет ли роман завершение? Почему Пушкин «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» выдает за «документ» эпохи?

Тема 4. Творчество М.Ю. Лермонтова.Объясните, почему Белинский в 1840 году резко противопоставил поэзию Лермонтова и Пушкина, в чем смысл этого противопоставления? Кто лучше раскрывает специфику творческого метода Лермонтова – Д.Максимов или К.Григорян? Определите социально-философскую сущность романтических поэм Лермонтова «Песня про купца Калашникова», «Демон» и «Мцыри». В чем жанрово-стилевое своеобразие драмы Лермонтова «Маскарад»? Что общего и в чем разница между Печориным и Онегиным? Ваше отношение к словам А.Герцена: «Чацкий – старший брат, Печорин – младший брат». Объясните роль Максима Максимовича и проезжего офицера в раскрытии характера Печорина. Любит ли Печорин Бэлу, княжну Мэри и княгиню Веру? Как соотносятся реалистические и романтические традиции в «Герое нашего времени»?

Тема 5. Творчество Н.В. Гоголя.Какие черты личности Гоголя определяются контекстом романтической эпохи? Как вы понимаете апокалиптичность духовного мира Гоголя? Как гоголевский смех связан с карнавальным началом? Какова роль эсхатологических мотивов в художественном мире Гоголя? Как соотносится реальность «Вечеров…» с вертикальной картиной мира? Как решается Гоголем проблема «человек и черт», сравните образы черта в разных повестях цикла «Вечеров…». Как раскрывается смысл заглавия книги «Миргород», по какому принципу расположены повести внутри этой книги? Как решается Гоголем проблема «человек и среда» в цикле «Петербургских повестей»? В чем принципиальная новизна и парадоксальность сюжетного действия в комедии «Ревизор»? Какие карнавальные перемещения происходят в художественном мире «Ревизора», каков смысл немой сцены, почему мы чувствуем в ней присутствие надмирных сил? Почему главная тема «Женитьбы» – иллюзорность? Как соотносятся между собой лирическая и эпическая сюжетные линии «Мертвых душ»? Что делает «Мертвые души» поэмой? Как Гоголь решает проблему сущности и существования Чичикова? Как строится Гоголем образ России? Каков смысл взлета птицы-тройки в финале? Определите роль образа дороги в художественном мире «Мертвых душ» Назовите задачи, которые ставил перед собой Гоголь в предполагаемых 2-м и 3-м томах поэмы.

Экзаменационные вопросы по «Русской литературе

первой трети 19 века» для студентов

1. Жанрово-стилевое своеобразие русского романа первой трети 19 века.

2. Русский романтизм начала 19 века и его разновидности.

3. Жуковский - «поэт души и сердца».

4. Жуковский –балладник. Жуковский и западноевропейская литература.

5. Поэзия Кюхельбекера.

6. Революционно-романтическая поэзия К.Рылеева.

7. «Горе от «ума» Чацкого. Комедия в критике.

8. Своеобразие драматургического конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума».

9. Лицейская лирика Пушкина. Традиции и новаторство. Проблема периодизации творческого пути поэта.

10. Пушкин в Петербурге (1817-1820). Поэма «Руслан и Людмила».

11. Идейно-художественное своеобразие лирики Пушкина Южного периода. Идеал романтической свободы. Пушкин и Байрон. Южные поэмы.

12. Лирика Пушкина периода Михайловской ссылки. Историзм и народность трагедии «Борис Годунов». Сценическая судьба пьесы.

13. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Замысел и воплощение. Проблема 10 главы. Роман в критике.

14. Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» и его значение. Роль и тема лирических отступлений в романе. Роман в критике.

15. Судьба русского романтизма в романе Пушкина «Евгений Онегин». Роман в критике.

16. «Евгений Онегин» - замысел и воплощение. Что стало с Онегиным после последней встречи с Татьяной?

17. «Граф Нулин» - важнейший этап пушкинского реализма. Пушкин декабристы.

18. Болдинская осень – вершина творческой эволюции Пушкина. Стихотворение «Герой», «Маленькие трагедии».

19. Повести Белкина. Своеобразие жанра. Образ автора.

20. Жизнь и смерть в «Маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».

21. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Пушкина 1826-1837 гг. преддуэльная лирика.

22. Тема мести и милосердия в прозе Пушкина.

23. Ранняя лирика Лермонтова. Бунтарские мотивы. Белинский о Лермонтове.

24. Зрелая лирика Лермонтова. Проблема эволюции. Лермонтов в критике.

25. Романтические поэмы Лермонтова. Белинский о Лермонтове.

26. «Маскарад». Проблема и художественное своеобразие. Проблема героя.

27. Проза Лермонтова. «Вадим», «Княгиня Лиговская». Поиски героя.

28. Романтические и реалистические начала в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Роман в критике.

29. Петр I в творчестве Пушкина. «Стансы», «Полтава», «Медный всадник».

30. Феномен личности Гоголя. Гоголь и романтизм.

31. Сюжет и композиция «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Демонология цикла. Гоголь в критике.

32. прошлое и настоящее в «Миргороде» Гоголя.

33. «Петербургские повести» Гоголя как апокалипсис Николаевской России. Образ Петербурга в творчестве Гоголя.

34. Комедия Гоголя «Женитьба». Любовь в творчестве Гоголя.

35. «Ревизор» Гоголя. Хлестаков и хлестаковщина.

36. «Мертвые души» Гоголя. Жанр и воплощение замысла. «Выбранные места из переписки с друзьями».

37. Сюжет и композиция «Мертвых душ»Гоголя. Тема дороги, образ автора, роль лирических отступлений в поэме.

38. Лирическое и сатирическое в «Мертвых душах» гоголя. Барочность поэмы. Образ России в поэме. Гоголь в критике.

39. Эволюция литературно-критической деятельности В. Белинского.

40. А. Герцен – художник и публицист. «Доктор Купров», «Кто виноват»?

41. Лирика крестьянского поэта А.Кольцова.

42. Мастерство Лермонтова в создании образа Печорина. Роман в критике.