Налоговые проверки как форма государственного налогового контроля

Учёт налогоплательщиков

Формы и методы налогового контроля

Участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.

 

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства

Содержание контроля:

  • наблюдение за подконтрольными объектами
  • прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере
  • принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений
  • выявление виновных и привлечение их к ответственности

Формы государственного налогового контроля:

  • налоговые проверки
  • контроль регистрации
  • получение объяснений субъектов налоговых отношений
  • проверка данных учета и отчетности
  • выемка документов
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
  • другие предусмотренные законодательством формы

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:

ü нахождения организации

ü нахождения ее обособленных подразделений

ü месту жительства физического лица

ü нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

 

Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию

  • Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта

Обязанности банков:

v открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

v сообщать об открытии или закрытии счета в пятидневный срок после свершившегося факта

v выдавать в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа справки по операциям и счетам организаций и граждан

 

• Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (налогового агента), непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о ее проведении

• Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года

Должностные лица налоговых органовв ходепроверки имеют право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам налогообложения

Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства; учреждения, предприятия и организации; граждане и лица без гражданства

Объекты налоговых проверок - документы, бухгалтерские отчеты, планы, сметы, договоры, деловая переписка, декларации и др.

 

Виды налоговых проверок:

По срочности: плановые и внеплановые

По форме проведения: камеральные и выездные

По способу контроля: сплошные и выборочные

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки:

Камеральная налоговая проверка проводится

  • по месту нахождения налогового органа
  • на основе:

o налоговых деклараций

o документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов

o других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа

· в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов для исчисления и уплаты налогов

Результаты проверки:

ü Если выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

ü Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то направляется требование об уплате налога.

 

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки:

· Проводится на основании решения руководителя налогового органа

· Периодичность проверки: не более двух в течение календарного года

· Продолжительность проверки: не более двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может увеличить проверку до 4-6 месяцев.

· Действия налоговых органов при проведении выездной проверки:

Уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить

o Инвентаризацию имущества налогоплательщика

o Осмотр (обследование) помещений и территорий

o Выемку документов и предметов

· По окончании проверки проверяющий составляет справку (фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения) и на ее основании акт.

Оформление результатов выездной налоговой проверки:

· По результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее оформляют акт налоговой проверки

· В акте указывают документально подтвержденные факты правонарушений, а также выводы и предложения

· Акт подписывается сторонами. При отказе налогоплательщика от подписи в нем делается отметка об этом отказе

· Акт вручается руководителю организации (предпринимателю) под расписку или иным способом в течение 5-ти дней

При несогласии с положениями акта, налогоплательщик должен в течение 15-ти дней представить в налоговый орган свои письменные возражения.

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа

Вместе с копией решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки

В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение; они также могут обратиться в суд о взыскании финансовых санкций.

Если возражения не учтены, то налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящие налоговые органы. В течение 10 дней после предоставления акта обжалования налоговая инспекция предоставляет акт требования об уплате налога, штрафа, пени. По результатам предъявления требования налогоплательщик может потребовать судебное разбирательство.

 

Способы защиты прав налогоплательщика:

Административный -обращение налогоплательщика в налоговые органы для разрешения возникших разногласий (ст. 138 – 141 НК РФ)

Судебный -обращение налогоплательщика в судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности (ст. 137-138 НК РФ)