Налоговые проверки как форма государственного налогового контроля
Учёт налогоплательщиков
Формы и методы налогового контроля
Участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.
Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства
Содержание контроля:
- наблюдение за подконтрольными объектами
- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений
- выявление виновных и привлечение их к ответственности
Формы государственного налогового контроля:
- налоговые проверки
- контроль регистрации
- получение объяснений субъектов налоговых отношений
- проверка данных учета и отчетности
- выемка документов
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
- другие предусмотренные законодательством формы
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:
ü нахождения организации
ü нахождения ее обособленных подразделений
ü месту жительства физического лица
ü нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию
- Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта
Обязанности банков:
v открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
v сообщать об открытии или закрытии счета в пятидневный срок после свершившегося факта
v выдавать в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа справки по операциям и счетам организаций и граждан
• Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (налогового агента), непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о ее проведении
• Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года
Должностные лица налоговых органовв ходепроверки имеют право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам налогообложения
Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства; учреждения, предприятия и организации; граждане и лица без гражданства
Объекты налоговых проверок - документы, бухгалтерские отчеты, планы, сметы, договоры, деловая переписка, декларации и др.
Виды налоговых проверок:
По срочности: плановые и внеплановые
По форме проведения: камеральные и выездные
По способу контроля: сплошные и выборочные
Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки:
Камеральная налоговая проверка проводится
- по месту нахождения налогового органа
- на основе:
o налоговых деклараций
o документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов
o других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа
· в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов для исчисления и уплаты налогов
Результаты проверки:
ü Если выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
ü Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то направляется требование об уплате налога.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки:
· Проводится на основании решения руководителя налогового органа
· Периодичность проверки: не более двух в течение календарного года
· Продолжительность проверки: не более двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может увеличить проверку до 4-6 месяцев.
· Действия налоговых органов при проведении выездной проверки:
Уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить
o Инвентаризацию имущества налогоплательщика
o Осмотр (обследование) помещений и территорий
o Выемку документов и предметов
· По окончании проверки проверяющий составляет справку (фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения) и на ее основании акт.
Оформление результатов выездной налоговой проверки:
· По результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее оформляют акт налоговой проверки
· В акте указывают документально подтвержденные факты правонарушений, а также выводы и предложения
· Акт подписывается сторонами. При отказе налогоплательщика от подписи в нем делается отметка об этом отказе
· Акт вручается руководителю организации (предпринимателю) под расписку или иным способом в течение 5-ти дней
При несогласии с положениями акта, налогоплательщик должен в течение 15-ти дней представить в налоговый орган свои письменные возражения.
Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа
Вместе с копией решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки
В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение; они также могут обратиться в суд о взыскании финансовых санкций.
Если возражения не учтены, то налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящие налоговые органы. В течение 10 дней после предоставления акта обжалования налоговая инспекция предоставляет акт требования об уплате налога, штрафа, пени. По результатам предъявления требования налогоплательщик может потребовать судебное разбирательство.
Способы защиты прав налогоплательщика:
Административный -обращение налогоплательщика в налоговые органы для разрешения возникших разногласий (ст. 138 – 141 НК РФ)
Судебный -обращение налогоплательщика в судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности (ст. 137-138 НК РФ)