Виды хеджирования

Типы хеджирования

Хеджирование на фьючерсных рынках

Хеджирование (от англ. защита, ограда) представляет собой операцию по покупке или продаже фьючерсных контрактов параллельно со сделками на реальных рынках (с физическим товаром) с целью снятия ценовых рисков или их минимизации.

Как следует из определения, хеджер - это физическое или юридическое лицо, которое в отличие от спекулянта работает на двух рынках (фьючерсном и спотовом). Целью его операций на бирже является получение прибыли, которая компенсирует ему убытки на реальном рынке вследствие ухудшения ценовой коньюктуры.

Хеджирование на фьючерсном рынке имеет два типа и четыре вида.

I. «Длинное» хеджирование или хеджирование покупкой.

Его используют покупатели реального товара, которые опасаются роста цен на приобретаемый ими в будущем актив.

II. «Короткое» хеджирование или хеджирование продажей.

Его используют продавцы (производители) реального товара, которые опасаются снижения цен на изготовляемый ими в будущем актив.

1. Простой или чистый - когда объемы и сроки реальных сделок с активом совпадают с объемами и сроками фьючерсных сделок на тот же актив.

2. Арбитражный – когда извлекают выгоду от благоприятного соотношения цен между спотовым рынком и рынком фьючерсным, или между фьючерсными контрактами (см. спрэдинги).

3. Предвосхищающий – когда «хеджирование» осуществляется раньше, чем заключаются сделки между партнерами на реальный актив.

Другая разновидность такого «хеджирования» является следующее действие:

- приобретаются на ближайшие 6 месяцев фьючерсные контракты;

- при закрытии первого месяца «офсетом», сразу приобретаются контракты на следующий, шестой месяц.

Таким образом, у «хеджера» всегда в «портфеле» застрахованы все шесть месяцев его реальных сделок с активом.

4. Селективный – когда объемы и сроки сделок на фьючерсном рынке не совпадают с объемами и сроками сделок на реальном рынке.

Сегодня самые распространенные два последних вида хеджирования.

Показателем эффективности хеджирования является изменение базиса (∆ Б).

Базис определяется как разность цен между спотовым и фьючерсным рынками:

Б = Цс – Цф

Начиная хеджирование, определяют базис ожидаемый (Бо):

Бо = Ц с1 – Цф1

Заканчивая хеджирование, или точнее, каждый день до окончания операций, находят фактический базис (Бф):

Бф = Цс2 – Цф2

Изменение базиса (∆ Б) определяется как разность:

∆ Б = Бф – Бо

Если ∆ Б отрицательное, то выигрывает (т.е. получает лучшую цену) «длинный» хеджер.

Если ∆ Б положительное, то выигрывает «короткий» хеджер.

При ∆ Б = 0, интересы обоих хеджеров соблюдены.

Почему может выиграть один из хеджеров?

Дело в том, что в отличие от спекулянтов, хеджер работает на двух рынках: реальном и биржевом. Конечная цена таких сделок складывается из цен двух рынков, и выглядит она следующим образом:

КЦб = Цс1 + ∆ Б

Отсюда: начиная хеджирование и продавец и покупатель хотели в будущем получить цену, которая сегодня на рынке (Цс1).Однако к концу хеджирования конечная цена меняется в зависимости от изменения базиса в ту или иную сторону.

Следовательно, если ∆ Б > 0, то это выгодно продавцу реального актива, т.к. он получает цену выше желаемой и наоборот.