Вопрос № 4. Влияние налогов на рыночное равновесие

Вопрос № 3. Варианты фискальной политики.

 

Учитывая вышеизложенные возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика предусматривающая:

1. увеличение государственных расходов;

2. снижение налогов;

3. сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избыточным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

1) уменьшение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание данных направлений.

4) сдерживающая фискальная политика должна ориентироваться на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование. Недискреционная фискальная политика действует на основе механизма автоматических, или встроенных, стабилизаторов (встроенная стабильность). В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые поступления снижаются, смягчая уменьшение национального производства.

 

Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения). Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными-представителями «экономки предложения» А. Лаффером и др. зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом -происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу, стимулирования экономики и прежде всего инвестиционной активности следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики, по мнению этих ученых - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами, «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов..., то экономическая активность будет падать». По замыслу Лаффера, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и . населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются и налоговые поступления в бюджет.

Важным аспектом налогового регулирования, связанного с величиной ставок и, соответственно, размерами налоговых изъятий, является возможность «удержания» внутренних накоплений и привлечения иностранных инвестиций. Высокие налоги вызывают «бегство капиталов» в страны с более благоприятным налоговым климатом, где доходы от применения капиталов могут быть обложены меньшими ставками налогов. Этому фактору способствует также наличие «оффшорных зон», где уровень налогообложения низок или оно вовсе отсутствует. С другой стороны, высокие налоговые ставки препятствуют проникновению иностранного капитала в страну, что при недостатке внутренних накоплений, сдерживает развитие экономики.

Поэтому налоговое регулирование должно учитывать данные факторы и содействовать выравниванию налоговых условий стран, находящимися в экономических контактах.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственное регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования;

2. Воздействие на социально-эконмические процессы имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы;

3. Варианты дискреционной фискальной политики формулируются в зависимости от характера экономического цикла;

4. Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос и на предложение.

Список литературы:

1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие.— Астана: Данекер, 2006.

2. Букенов А.Ж. «Финансово-кредитные ресурсы в инвестировании экономического развития: моделирование показателей взаимовлияния на региональном уровне». Астана.2001

3. Государственное регулирование национальной экономики : учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005.Динамика статей платежного баланса. Уч. пособие. Автор: Булыгина Наталья Юрьевна - М.: ВАВТ, 2004

4. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. – Алматы, Каржы-Каражат, 1995

5. Ван Хорн. Основы управления финансами-М.,ФиС, 1996

6. Стиглиц Д. Ю. Экономика государственного сектора. Изд-во МГУ. – М.: Инфра-М, 1997

7. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996

Методические указания к теме №12:

Цель изучения данной темы – оценить место и роль государственного финансового регулирования экономики. Для того, чтобы успешно применять навыки государственного регулирования экономики необходимо тщательное изучить теоритические аспекты. С этой целью студенты должны решить следующие задачи: дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики; определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования; проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели; обосновать структуру финансовых регуляторов социально – экономической сферы и особенности их практического применения.

 

 

ТЕМА 13. «ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК»

Цель лекции – раскрыть особенности функционирования финансового рынка, его структуру, типы и участников.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Финансовый рынок его значение в развитии экономики.

Вопрос № 2. Структура финансового рынка и его сегменты.

Вопрос № 3. Типы финансовых рынков.

Вопрос № 4. Финансовые посредники и основные участники.

 

Основные понятия: финансовый рынок, сегменты финансового рынка, финансовые посредники