Вопрос № 3. Особенности расходов бюджета в экономике рыночного типа

Вопрос № 2. Доходы государственного бюджета, их состав и структура

 

Доходы бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности государства. Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средства, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

Формирование государственных доходов осуществляется при активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода, централизацию в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства бюджета.

Классификация государственных доходов позволяет глубже понять экономическую природу государственных доходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:

доходов государственных предприятий и организаций;

налоговых поступлений частнопредпринимательского сектора; налоговых платежей населения;

налоговых поступлений кооперативных и коллективных организаций и предприятий;

налоговых поступлений общественных организаций.

В зависимости от сфер создания государственных доходов классифицируются: на доходы, формируемые в сфере материального производства;

доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

По финансовому содержанию государственные доходы делятся на налоговые и неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от денежно-вещевых лотерей).

По методам мобилизации государственные доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.

Бюджет формируется на основе ежегодного послания президента РК к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством РК индикативного плана социально-экономического развития РК на соответствующий год.

 

 

На каждом этапе развития государства появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению. Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

1. расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

2. расходы в не производственной сфере деятельности;

3. расходы на создание государственных резервов.

По целевому признаку государственные расходы включают расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление. Помимо данных направлений в расходную часть включаются резервы денежных средств, предназначенных для финансирования неотложных нужд, которые не предусмотрены заранее. По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на:

затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки;

в непроизводственной сфере подразделяются на:

затраты на науку, образование, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, деятельность в сфере культуры, социальное страхование и социальное

обеспечение, на оборону, управление,

Существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования: финансирование хозрасчетных предприятий и организаций и сметно-бюджетное финансирование. В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований. Согласно сметы финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, на содержание органов государственной власти, управления и оборону.

Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации; субвенции; субсидии.

При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается.

Субвенция - форма целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов.