Вопрос № 3. Организационно-правовые аспекты

Вопрос № 2. Классификация хозяйствующих субъектов, признаки

Вопрос № 1. Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе

 

Финансы предприятий и организаций как составная часть единой системы финансов, представляют основную, исходную часть финансов, поскольку охватывают важнейшую сферу денежных отношений в стране. Возникновение самих финансов происходит в первичной среде при производстве материальных благ.

Финансы предприятий выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов, Они применяются для дальнейшего распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития народного хозяйства. Возникнув в сфере производства, финансы развивают предприятия, обеспечивая их ресурсами, от которых затем зависят общегосударственные финансы.

Развитие экономики немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов предприятий и хозяйственных организаций. Финансы предприятий являются важным экономическим инструментом системы управления народным хозяйством страны, выступают источником экономического роста и социальных благ членов общества.

Финансы предприятий и организаций включают в себя финансы: предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, бытовое обслуживание населения, предоставление различных финансовых, кредитных страховых, научных, маркетинговых и других услуг, в многообразных сферах общественно полезной деятельности.

Развитие форм собственности в Казахстане повлекло возникновению новых типов предприятий: частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и, фирмами зарубежных стран, хозяйственных товариществ. Развиваясь на новой законодательной основе, предприятия разных форм собственности имеют прямое отношение к категории финансов, так как все они создают денежные фонды, получают доход.

 

 

В условиях рыночной экономики многообразие собственников (государственная, частная, акционерная, кооперативная и др.) конкуренция между ними позволяют создать гибкую, динамичную экономику, восприимчивую к достижениям научно - технического прогресса и перемена в общественном производстве. Только многообразие форм собственности, различных хозяйствующих субъектов способны отражать интересы разных слоев населения, которые участвуют в производстве, распределительных процессах, вступают в финансовые отношения.

Важной проблемой является преодоление монополизма в сферах производству, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, недопущение натурализации хозяйства, замкнутости и самоизоляции регионов республики. Решение данной проблемы производится в направлении преобразования отношений собственности, развития свободного предпринимательства и конкуренции, проведения антимонопольной политики, формирования в народном хозяйстве параллельных производственных структур за счет разукрупнения и диверсификации производства.

Преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации в другие формы обеспечивает многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяев в сферах материального производства и услуг, стимулирует предпринимательство и конкуренцию, создает у работников мотивацию к высоким конечным результатам труда. Здесь особого значения заслуживают экономическая и финансовая политика государства, от которой и зависит ход преобразований, качество их, наличие упущений. Разгосударствление - это перевод государственной собственности в другие ее формы. Если государственные и муниципальные предприятия приобретаются гражданами в частную собственность или преобразуются в акционерные общества, то речь идет о приватизации.

Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности в Казахстане являются:

- преобразование государственного предприятия в акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество;

- выкуп по конкурсу или на аукционе имущества государственного предприятия или государственных акций гражданами, а также юридическими лицами, имущество которых не являются государственной собственностью;

- выкуп по решению собственника акций акционерных обществ при диверсификации холдингов и акционерных компаний, а также акции перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса.

В рамках приватизации по индивидуальным проектам объекты, помимо прямой открытой продажи (после акционирования) стратегическому инвестору (владеющему контрольным пакетом акции), могут передаваться в доверительное управление, в том-числе и иностранным юридическим лицам, с последующим выкупом государственного пакета акции.

В Казахстане была принята программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в два - три этапа, в которой предусматривалось завершение процесса приватизации с реструктуризацией объектов, остающихся в государственной собственности. Этой программой предусмотрены были два вида продажи имущества государственных предприятий:

1. продажа на торгах на аукционной и тендерной основе;

2. прямая адресная продажа.

Предприятия, по которым реорганизационные процедуры признаны невозможными для восстановления платежеспособности, объявляются банкротами в судебном порядке. Они подлежат ликвидации в соответствии с специально установленными процедурами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О банкротстве».