Вопрос № 1. Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства

Вопрос № 3. Финансовая система Республики Казахстан

Основные вопросы современного состояния финансовой системы Республики Казахстан необходимо изучать в периодической печати, научных изданиях. Важно глубоко знать направления развития финансовой системы страны в свете посланий Президента РК народу Казахстана, изучать правительственные материалы по бюджету, финансовым институтам, налогам, проблемам эффективного использования финансовых ресурсов. Изучение следует увязывать с принципами рыночных отношений, а также с ситуациями в экономической жизни.

Финансовую систему Республики Казахстан следует представлять через:

- бюджетную систему;

- налоговую систему;

- институты развития;

- страховой сектор;

- пенсионный сектор.

 

 
 

 


Финансы воспроизводят финансовые отношения. Финансовые отношения получают выражение через финансовую систему. Финансы рассматриваются в системе, а это совокупность взаимосвязанных составляющих элементов конструкции.

 

 
 

 

 

 


Структура системы финансов подтверждает полноту финансов как понятия целостного и ёмкого, включая в себя следующие составляющие:

1. Базисно-целевые:

- финансовые отношения;

- финансовые ресурсы;

- финансовая стратегия;

- финансовое планирование;

- финансовый механизм;

2. Надстроечно-регулирующие:

- финансовое право;

- финансовая политика;

- финансовый аппарат;

- финансовый контроль.

Финансовая система по функциональному критерию:

1. Базовые подсистемы:

- Налоговая

- Бюджетная

- Внешнеэкономические отношения

2. Обеспечивающие подсистемы:

- финансовые планы

- учёт и отчётность

- нормы и законы

- кадровый потенциал

- АСУ.

Финансовая система по звеньям, имеющим интеграционный характер:

- финансовые отношения

- финансовые фонды

- управляющий аппарат

Финансовая система по составу элементов:

1. Общегосударственные финансы :

-госбюджет

-госкредит

-спец. внебюджетные фонды

2. Финансы хозяйствующих субъектов

-финансы сферы материальных производств

-финансы непроизводственных сфер.

Финансовая система и её принципы:

1. Сочетание централизма и демократизма

2. Соблюдение национальных и не региональных интересов.

3. Единство финансовой системы

4. Функциональное назначение составных элементов.

Финансовая система по видам финансовых фондов:

- финансовые фонды хозяйственных субъектов.

- бюджетные фонды

- внебюджетные

-по формам собственности

-по целевому признаку

-по уровню управления по способу образование.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Финансовая система – совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов организующих эти отношения;

2. Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно;

3. Структура системы финансов подтверждает полноту финансов как понятия целостного и ёмкого, включая в себя следующие составляющие: базисно-целевые, надстроечно-регулирующие.

Список литературы:

1. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 2003

2. Брайчева Т. В. Государственные финансы. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2001

3. Вавилов Ю. Я. Государственный кредит. Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2004

4. Рудый К. В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2007

5. Нурмуханова Г.Ж. «Государственный бюджет»: Учебное пособие Караганда. 2001

6. Утибаев Б. С., Жунусова Р. М., Саткалиева В. А. Государственный бюджет: Учебник / Под общ. Ред. Б. С. Утибаева – Алматы: Экономика, 2006

7. Утибаев Б.С., Жунусова Р.М., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. Учебник/ Под общ. Ред. К.э.н., доцента Б.С. Утибаева. – Алматы, Экономика, 2006, 412c.

8. Статистический бюллетень МФ РК www.minfin.kz

Методические указания к теме №2:

В целях успешного изучения данной темы необходимо изучить материалы сайта Министерства Финансов РК /www.minfin.kz , а именно:Государственный бюджет и Национальный Фонд, а также изучить положения о Комитетах Министерства Финансов РК:

1. Комитет Казначейства

2. Налоговый комитет

3. Комитет финансового контроля

4. Комитет по работе с несостоятельными должниками

5. Комитет государственного имущества и приватизации

6. Комитет таможенного контроля

7. Комитет по финансовому мониторингу

Для анализа современного состояния финансовой системы необходимо привлекать научные статьи в периодической печати.

 

ТЕМА 3: «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ»

 

Цель лекции – раскрыть особенности организации финансовой политики и её реализации через финансовый механизм, структуры финансового аппарата, основ финансового планирования, финансового права и финансового контроля.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Понятие финансовой политики, ее место в экономической и социальной политике государства.

Вопрос № 2. Финансовый механизм, его содержание и структура.

Вопрос № 3. Взаимосвязь финансовой политики и финансового механизма.

Вопрос № 4. Финансовый аппарат, его структура. Понятие финансового менеджмента.

Вопрос № 5. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной среде и направления совершенствования.

Вопрос № 6. Финансовое право, его составляющие. Финансовая деятельность государства. Финансово — правовые акты, их виды.

Вопрос № 7. Понятие финансового контроля, принципы, задачи, классификация финансового контроля. Органы финансового контроля.

 

Основные понятия: финансовая политика, финансовый механизм, финансовый аппарат, финансовое планирование и прогнозирование, финансовое право, финансового контроля

 

 

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика - самостоятельная сфера деятельности, но при этом она является составной частью экономической политики.

Содержанием финансовой политики выражается в последовательном осуществлении таких стадий, как разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества; формулировке стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики, практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

- обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

- радикальное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами народного хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

- выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития (экономики) общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решение неотложных задач, преодоление возникающих диспропорции и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Целью финансовой политики является достижение сбалансированности государственного бюджета, решение проблемы финансового оздоровления народного хозяйства на основе стабилизации экономики.

Принципы финансовой политики требуют соблюдения интересов всех участников общественного производства, включая социальные слои общества, обеспечения рациональной организации финансовых отношений, сбалансированности доходов и расходов государственных финансов, в том числе бюджета государства, создания резервов государства и социальных фондов для членов общества, и главное - оптимального распределения финансовых ресурсов между государством и предприятиями всех отраслей.

Финансовая политика реализуется через активность финансового механизма, полноты использования всех рычагов воздействия. Здесь проявляется в значительной степени роль фискальной политики государства, которая может быть стимулирующей и сдерживающей в сфере централизации финансовых ресурсов.

 

Вопрос № 2. Финансовый механизм, его содержание и структура

 

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Чтобы охарактеризовать внутреннюю структуру финансового механизма целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.

Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей долевой направленности. В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения.

Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.

Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

Задачи совершенствования финансового механизма связаны с широкой демократизацией производства, развитием коммерческих начал, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства, на формирование финансовых ресурсов, функционирование финансового рынка.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.