II. Денежные фонды социального страхования

 

Система социального страхования – это страховочная сетка, которая должна быть в обществе, для того чтобы члены общества, принадлежащие широким слоям населения, в случае реализации риска не оказались на дне общества. Наличие и развитость этой системы является признаком реальной демократии.

Россия является по Конституции (статья 7) социальным государством. Признаки социального государства в условиях рыночной экономики заключаются в первую очередь в том, чтобы в государстве развивалась социальная защита населения и система социального страхования.

Целью является построение «общества всеобщего благосостояния». «Всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Политика более общего применения определяется с должным учетом ее влияния на благосостояние населения»[2].

Предметом социального страхования являются отношения по поводу формирования, распределения и перераспределения страховых средств, а также предоставления страхового обеспечения (пособий).

С 1991-94 г. сформировалась по образцу западно-европейских систем система российского социального страхования.

В 1992 г. одновременно возникли Пенсионный фонд и Фонд социального страхования РФ.

В 1994 г. возникает система обязательного медицинского страхования (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

1990 г. - Фонд занятости. Расформирован в 2001г.

 

1. Пенсионный фонд России имеет отчисления в составе единого социального налога в размере 20 %.

Его функции:

1) Пенсия по старости (общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости 55-60 лет);

2) Пенсия по инвалидности (не важно, каким образом приобретена инвалидность);

3) Досрочные пенсии (льготная, профессиональная за работу во вредных и опасных условиях труда);

4) Пенсия по потере кормильца.

 

Обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения[3].

Круг лиц: граждане РФ если они были застрахованы в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», и нетрудоспособные члены их семьи (по случаю потери кормильца).

В этот список не входят государственные служащие ( у них особая система), армия и спецслужбы, милиция.

Страховой стаж – период, в течение которого за гражданина производились отчисления страховых платежей, он определяется по данным персофиницированного учета в ПФР. В ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях» указаны периоды, когда начисляются страховые взносы: военная служба, получение пособия по временной нетрудоспособности (в том числе получения пособия по беременности и родам, период получения пособий по безработице и период выполнения общественных работ, период содержания под стражей лиц в последствии реабилитированных, период ухода за ребенком до полутора лет (если двое, трое не более трех лет), период ухода за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или лицом достигшим 80 лет.

Эти периоды включаются в страховой стаж, если или предшествовали или за ними следовали чисто страховые периоды (когда уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд).

За периоды военной службы и ухода за ребенком из федерального бюджета выделяются пенсионному фонду денежные средства по стоимости страхового года, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ (2007 г. 1847 рублей), Правительство начисляет эту сумму в пенсионный фонд.

Стоимость страхового года – сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет страховщика в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ[4].

Структура трудовых пенсий: трудовая пенсия может быть из двух или трех частей.

Первая часть базовая (она есть и в пенсиях по инвалидности, и по потере кормильца – 1560 руб. с 1 декабря 20076г.).

Для пенсии по старости она дифференцируется в зависимости от колличества иждевенцев пенсионера и с учетом его возраста, а также наличия I группы инвалидности (если достигает 80 лет – она подскакивает). Установлена в твердой сумме.

Пенсия по инвалидности самая маленькая для III групп – 556 рублей. Дифференцируется в зависимости от группы инвалидности, от количества иждивенцев.

Пенсия по случаю потери кормильца – круглым сиротам 1112 рублей и всем остальным членам семьи 556 рублей – базовая часть.

Страховая частьобразуется за счет тех страховых платежей, которые значатся на лицевом счете пенсионера из 20 %, которые платит работодатель, из них 6 % на базовую часть пенсии уходит в бюджет + 14 % страховая часть. Страховая часть пенсии определяется разделив пенсионный капитал на 228 месяцев или 19 лет – это период дожития, средняя продолжительность жизни после ухода на пенсию. Пенсионный капитал - то, что начисляет работодатель.

Третья часть накопительная –точно также как страховая начисляется, но в пенсии по старости она будет начисляться только с 2013 года.

Пенсия по инвалидности только из двух частей: базовой и страховой. Накопительная только тогда, когда достигнут пенсионного возраста.

Пенсия по случаю потери кормильца только из двух частей: базовой и страховой. Закон предусматривает накопление первой и второй очереди наследников человека, который так и не воспользовался – но механизм не установлен.

Обратиться нужно самому в соответствующий пенсионный фонд и предъявить нужные документы (заранее до 50 лет).

Пенсия по старости назначается со дня обращения (обратившийся получает расписку о том, что документы у него приняли). Если документов не хватает, дается три месяца работнику, чтобы восполнить.

По случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало в течение года.

По инвалидности со дня установления медицинской комиссией группы (степени) инвалидности, если обращение за ней последовало в течение одного года.

 

2. Фонд Социального страхования (отчисления в составе единого социального налога 2,9 %):

1) платит пособия по временной нетрудоспособности;

2) Пособия по материнству и семейные пособия;

3) Пособия на погребение ( 1000 рублей);

4) На санитарно-курортное оздоровление и лечение;

5) Оздоровление детей.

Армия, чиновники, госслужащие, милиция не подпадают под выплату пособий из ФСС РФ.

При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие, представляющее собой страховое обеспечение по одному из видов социальных рисков в области обязательного социального страхования. Его размер исчисляется исходя из фактического заработка работника.

При повреждении здоровья или в случае смерти работника в следствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на иедицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы всвязи со смертью работника[5].

Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, регламентируется Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 (в редакции от 08.02.03) № 125-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными законами нормативными правовыми актами. Например, Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 (в редакции от 08.04.03) № 789 утверждены «Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

На время проведения медицинского обследования за работниками, обязанными в соответствии с требованиями трудового законодательства проходить такое обследование сохраняется средний заработок по месту работы.

Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей – 110 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

Ежемесячные пособия на детей назначаются с учетом прожиточного минимума на душу в семье РФ 300 рублей в Москве. Если одинокая мать – то 700 рублей, если многодетная семья (трое и более детей) - 550 рублей в месяц на ребенка. См. ФЗ «О пособиях семьям имеющим детей» от 19 мая 1991г. в редакции от 5 декабря 2006 г.

 

3. Обязательное медицинское страхование: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования(отчисления в составе единого социального налога 3,1 % - 2 % остается в территориальных фондах, 1,1 % перечисляется в федеральный фонд ОМС) функции: оплата медицинских услуг, которые по перечню услуг предоставляются населению бесплатно.

4. Фонд занятости:пособия по безработице, оплата переобучения, финансирование общественных работ для безработных – работодатели платят социальные страховые взносы.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при условии, что они впервые получают образование соответствующего уровня (высшее, среднее)[6].

По общему правилу, установленному ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (пункты 1, 2 ст. 81) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Заключение:

 

Таким образом, подведя итоги лекции, можно сделать следующие выводы: система социального страхования России, созданная в начале 90-х годов, движется к фактическому преобразованию ее в бюджетно-распределительную систему, которая плохо адаптируется к рыночной среде. Перед страной стоит задача построения эффективной системы социальной защиты наемных работников, но ни во властных структурах, ни в общественных, ни даже в научных кругах нет согласованной позиции относительно сущности системы социального страхования и ее роли в воспроизводстве рабочей силы. Причиной такого положения скорее всего является отсутствие распространения в обществе знаний по основам социального страхования. В сознании многих, в том числе и специалистов, социальное страхование подменяется социальным обеспечением или договорным страхованием социальных рисков. В тоже время социальное страхование является отдельным институтом воспроизводства социального слоя работников в случае утраты ими заработка, в рамках которого осуществляется нестраховое перераспределение средств в пользу низкооплачиваемой их части и выполняется страховое возмещение в общественно согласованных размерах, позволяющих обеспечить социально приемлемый уровень жизни семье каждого работника при наступлении страхового случая[7].

 

Список использованной литературы:

1) В.А. Каменецкий, Н.Р. Абрамов, Л.А.Ермак, И.Г. Шанин «Основы социального страхования» учебно-методический комплекс.

2) ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 г. № 167

3) ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173.

4) Сборник нормативных дкументов по курсу «Социальная защита работников в условиях рынка».

5) Конвенция 117 об основных целях и нормах социальной политики от 23 апреля 1964 г.

6) Трудовой кодекс РФ

6) Налоговый кодекс РФ

6) Бюджетный кодекс РФ

7) Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 (в редакции от 08.02.03) № 125-ФЗ

8) ФЗ «О пособиях семьям, имеющим детей» от 19 мая 1991г. в редакции от 5 декабря 2006 г.

9) ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности по беременности и родам граждан подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29 декабря 2006 г. № 225

10) Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 (в редакции от 08.04.03) № 789

11) Трудовое право конспект лекций Соловьев А.А. – М.: «Приор-издат», 2005.

12) Трудовое право. Краткий курс. Резепов И.Ш. Учебное пособие. - М., 2007.

13) Социальное страхование. Учебник под ред. Н.А. Кричевского. – М., Изд. дом Дашкова, 2007.