ПОСОБИЯ И ВЫПЛАТЫ из ФОНДа СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ в 2010 и 2011 годах

Низкий уровень пенсий, ограничения размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам вызывают рост социальной напряженности и недовольство властью. Ставку страхового тарифа следует поднять. Подъем не будет экстраординарным, шоковым для России. До 2005 года платили ставку 35,6%, а еще раньше 38,5%. То, что происходило с 2005 года до 2010 – это налоговые каникулы для бизнеса, которые были даны работодателю для того, чтобы он увеличил заработную плату работника, за счет чего увеличились бы поступления в ПФР. Но в итоге картина получилась другая. ПФР потерял суммарно 3,3 триллиона рублей. Мы могли бы за этот период времени ежемесячно платить дополнительно по 610 рублей каждому пенсионеру прибавки, если бы тогда эти деньги поступили в пенсионный фонд.

Можно ли отложить повышение ставки страхового взноса с 2011 на 2012 год, как настаивает бизнес-сообщество?

- Согласно стандарту Международной организации труда, пенсия должна быть не ниже 40% от заработка, с которого человек уходил на пенсию. Сейчас в силу того, что зарплата снижается, мы приближаемся к этому показателю (ПО РАСЧЕТАМ К 39,7%), но это не естественно. Если мы хотим обеспечить этот норматив, кстати, минимальный для развитой европейской страны, посчитанный по методологии МОТ, в России необходим тариф не меньше 34%.

 

Эти обстоятельства привели к разработке Федеральных законов "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Закон «О страховых взносах») и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Закона «О внесении изменений») которые 17 июля 2009 были приняты Государственной Дума Российской Федерации третьем чтении.

Наиболее значимым изменением является замена Единого социального налога, страховыми взносами, уплачиваемыми в Пенсионный фонда РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Данное изменение призвано законодательно закрепить переход к страховым принципам финансирования обязательного социального страхования.

При этом установленные Законом «О страховых взносах» положения предусматривают, что плательщики страховых взносов, объекты обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов совпадают с установленными в настоящее время главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по единому социальному налогу для данной категории налогоплательщиков.

Также этим законом предусмотрен отказ от регрессивной шкалы доходов, с которых взимаются страховые взносы. Вместо этого установлено, что для плательщиков страховых взносов - работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут.

Существующие в настоящее время льготы по уплате единого социального налога распространять на страховые взносы не предполагается.

Однако для части из перечисленных выше категорий плательщиков страховых взносов (для сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог; а также для плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов) законопроектом предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов в течение 2011-2014 годов.

В 2010 году Законом «О страховых тарифах» предусматривается сохранение тарифов страховых взносов в действующих льготных размерах для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Закон «О страховых взносах» включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за уплатой страховых взносов, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов.

Так контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов предлагается возложить на:

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля по уплате страховых взносов закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми, были наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за уплатой единого социального налога. В отличие от налоговых органов, органы контроля за отчислением страховых вносов не имеют полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов.

Изменение принципов финансирования системы обязательного социального страхования влечет необходимость внесения изменений в значительное количество действующих нормативных актов. Так Законом «О внесении изменений» вносит изменения в 43 нормативных акта Российской Федерации.

Так изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс РФ предусматривается упразднение с 1 января 2011 года отчислений в бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования от налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельный видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог).

Одновременно предусматривается внесение комплекса изменений в действующее законодательство об обязательном социальном страховании, в том числе об обязательном пенсионном страховании и обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», в части, связанной с отменой единого социального налога и введением страховых взносов, исключения из перечня видов страхового обеспечения выплат нестрахового характера, уточнения определений страхового риска и страхового случая. Исключительно значимым изменением, вносимым в Закон «Об основах обязательного социального страхования» является исключения такого вида страхового риска как безработица.

С учетом нового порядка финансирования обязательного социального страхования вносятся изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с изменениями, вносимыми в статьи 22 и 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» их предлагается изложить в новой редакции, в которой тариф страхового взноса определяется с разбивкой по возрастным категориям для страхователей, производящих выплаты физическим лицам. При этом предусмотрено, что тариф страхового взноса будет направляться на финансирование трех частей трудовой пенсии: страховой, накопительной и солидарной (в зависимости от возрастной категории застрахованных лиц (1966 года рождения и старше) – двух частей трудовой пенсии: страховой и солидарной) по аналогии с предусмотренной в действующем законодательстве возрастной градацией.

Для страхователей, не производящих выплаты физическим лицам, размер страхового взноса будет определяться исходя из стоимости страхового года в порядке.

Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, указанным в пункте 2 статьи 3462 Налогового кодекса Российской Федерации, а также организациями народных художественных промыслов и родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими единый сельскохозяйственный налог, организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящими выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, предусмотрены тарифы страховых взносов на переходный период с 2010-2014 годы.

Закон «О внесении изменений» предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», а также в ряд других федеральных законов, предусматривающих установление различных денежных выплат (надбавок и повышений к пенсии), размер которых в настоящее время исчисляется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Целью принятия рассматриваемого законопроекта является повышение материального положения пенсионеров путем:

введения механизма валоризации (повышения) пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР, а также других категорий пенсионеров с помощью более справедливой оценки их прав, приобретенных до вступления в силу нового пенсионного законодательства (до 1 января 2002 года). Начиная с 1 января 2010 года трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисленные с учетом денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, будут подлежать валоризации путём увеличения доли расчетного пенсионного капитала, исчисленного с помощью указанной оценки пенсионных прав на 10 процентов и сверх того на 1 процент (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стаж, приобретенного до 1 января 1991 года;

законодательного установления двух формул оценки пенсионных прав застрахованных лиц, в одной из которых является применение размера пенсии, исчисляемого в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года;

введения фиксированного базового размера пенсии (вместо базовых частей трудовых пенсий), являющегося составной частью всех трудовых пенсий (страховой части пенсии).

введения зависимости размеров страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа (дифференциация фиксированного базового размера пенсии по стажу). Данная норма будет вводиться поэтапно.

Кроме того, законом реализуются положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 17-О по жалобе гражданки Енборисовой П.Ф. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно указанному Определению минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть менее прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В рамках закона «О внесении изменений» предусматривается решить задачи бо­лее оперативного отражения в индивидуальных лицевых счетах застрахован­ных лиц пенсионных прав застрахованных лиц. В этих целях предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусмотрев пред­ставление страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета за всех работавших у них застрахован­ных лиц не один раз в год, а ежеквартально. Введение такой обязанности предполагается с 2012 года в связи с необходимостью проведения определенной подготовительной работы. В 2011 году, рассматриваемом в качестве переходного периода, предполагается пред­ставление таких сведений не ежеквартально, а по полугодиям.

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопи­тельную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» на страхователя возлагается обязанность ежеквар­тально представлять в территориальные органы ПФР реестры застрахован­ных лиц, за которых перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством законом «О внесении изменений» предусматривается исключение из перечня расходов Фонда социального страхования Российской Федерации выплат нестрахового характера и пересмотр подходов к определению максимальных выплат пособий, возмещающих застрахованному лицу утраченный заработок (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком).

В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предлагается предусмотреть:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

При этом выплата указанных пособий за счет средств обязательного социального страхования должна осуществляться только застрахованным лицам.

По остальным выплатам, которые в настоящее время финансируются за счет средств обязательного социального страхования, в частности оздоровление детей в детских оздоровительных лагерях, в качестве замещающего источника финансирования предлагается федеральный бюджет.

Изменения, вносимые в Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», предусматривают отказ от максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и введение правила об исчислении этих пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование (с учетом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами.

Кроме того, признается утратившим силу Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», предусматривающего в настоящее время особые условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в остальной части – за счет средств работодателя). В связи с установлением проектом закона «О страховых взносах» обязанности уплачивать страховых взносы для всех категорий работодателей, в том числе для применяющих специальные налоговые режимы, на лиц, работающих у таких работодателей, предлагается распространить общие условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

 

В целом принятие названых законов является положительным шагом, поскольку применение страховых взносов для финансирования социального страхования соответствует природе данного вида страхования. Кроме того, принятие этих законопроектом позволит повысить размер пенсий, обеспечить более полную зависимость страховых взносов от размера застрахованного заработка.

Поскольку эти моменты являются основополагающими для социального страхования, ФНПР в целом поддерживает их принятие.

 

Вместе с тем, следует отметить, что Законом «О страховых взносах» не предусматривается установление размеров страховых взносов исходя из коэффициента замещения утраченного заработка. Данное обстоятельство в значительной мере снижает его ценность.

Установленный порядок распределения тарифа страхового взноса в Пенсионный фонд РФ сохраняет неурегулированность вопроса об определении источника финансирования выплаты пенсий лицам, которые по объективным причинам имеют стаж менее общеустановленного. Следует определить обоснованность направления 10 % страхового тарифа поступающего в Пенсионный фонд РФ на солидарную часть трудовой пенсии, поскольку из этих средств осуществляется компенсация средств направляемых на выплату пенсий по случаю потери кормильца, по инвалидности, а также досрочные трудовые пенсии по старости недополученных Пенсионным фондом РФ в связи с недостаточны страховым стажем получателей таких пенсий. Данное обстоятельство снижает финансовую устойчивость пенсионной системы.

 

Это потребует предусмотреть механизм компенсации затрат Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца за счет средств государственного бюджета, а также определить порядок компенсации затрат на выплату досрочных трудовых пенсий по старости.

Пунктом 3 статьи 12 проекта федерального закона «О страховых взносах» предусмотрено, что база для начисления страховых взносов не может превышать 415000 рублей. С учетом этого ограничиваются и размеры страхового обеспечения. Такая норма приведет к ограничению объема медицинских услуг предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию, и, следовательно, может лишить застрахованных лиц доступа к дорогостоящим медицинским услугам. Ограничение фонда оплаты труда кроме того повлечет дефицит бюджета ПФР и ФСС из-за сужения базы по взиманию страхового тарифа. Кроме того данное положение будет ограничивать формирование размера страховой части трудовой пенсии для лиц с доходами выше средних.

В законах вопросы замещения заработка утраченного в результате страховых случаев не ставятся и в их концепцию не входят. Следовательно, эти законы не решают проблемы финансовой устойчивости внебюджетных фондов обязательного социального страхования определяемой с учетом необходимого уровня замещения утраченного в результате наступления страхового случая заработка.

Так, например замещение утраченного заработка пенсионерам достигается общей суммы материального обеспечения пенсионера которая складывается из:

пенсии;

дополнительного материального (социального обеспечения, устанавливаемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

ежемесячной денежной выплаты;

федеральной социальной доплаты к пенсии с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом этой доплаты достигала прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ;

социальной доплаты к пенсии от субъекта РФ с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом федеральной социальной доплаты к пенсии и социальной доплаты от субъекта РФ достигала прожиточного минимума пенсионера, установленного в данном субъекте РФ.

Именно суммой этих выплат предполагается достичь уровня 40 % замещения утраченного заработка. Вместе с тем большая часть этих выплат не связаны с размером и продолжительностью уплаты страховых взносов. Следовательно, вновь происходит отказ от страховых принципов, т.е. нивелируется трудовой вклад застрахованных лиц и сохраняются механизмы пенсионного обеспечения.

Новой редакцией Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» устанавливает ответственность застрахованных лиц по профилактике заболеваний. При этом Фонд социального страхования РФ получает право взыскать с застрахованных лиц причиненный ущерб. Подобная норма может вызвать значительное число случаев, когда ФСС будет взыскивать с застрахованных лиц возмещение по страховым случаям, поскольку критерии, которыми по застрахованное лицо должно осуществлять профилактику заболеваний, не установлены. При этом ответственность страхователя за обеспечение работников нормальными условиями труда и профилактику их заболеваемости не установлена.

Законом «О внесении изменений» предусмотрено внесение ряда изменений в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Одним из таких изменений является исключение из перечня страховых рисков безработицы.

Вместе с тем Федеральным законом «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года». Этим законопроектом предусмотрена ратификация указанной хартии с извлечениями. Однако статьей С части IV Хартии предусмотрено, что принятые юридические обязательства, предусмотренные в новой редакции Европейской социальной хартии, подлежит такому же надзору, который был предусмотрен в прежней редакции Хартии. Статья 22 части IV прежней редакции Хартии предусматривалось, что сторона ратифицировавшая Хартию направляет через соответствующие промежутки времени доклады относительно не принятых положений. По результатам этих докладов Комитет Министров Совета Европы может направлять рекомендации по приведению законодательства в соответствии с Хартией. Таким образом, ратификация не принятых положений Хартии должна будет осуществлена в будущем.

Пунктом 2 статьи 12 Европейской социальной хартии предусмотрено поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения, частью IV которого предусмотрена помощь по безработице. Таким образом, исключение из Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» такого вида страхового риска как безработица является бессмысленным, поскольку ратификация Европейской социальной хартии неизбежно потребует принятия мер по разработке системы страхования безработицы.

Исключение безработицы не только не только не приближает, а удаляет нас от решения этой задачи, поскольку оказываемая в настоящее время государственная помощь работникам, потерявшим рабочее место, заметно ниже рекомендуемого Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» коэффициента замещения – 45 процентов утраченного заработка.

Кроме того исключение этого вида риска из нормативной базы фактически ликвидирует право наемного работника на эффективное и доступное страхование по случаю потери работы, ослабляя позиции работников на рынке труда и понижая степень его социальной защищенности. Изъятие этой нормы из действующего законодательства противоречит п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, которым установлена недопустимость принятия в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

На ряду с этим предложенная законами система не заменяет регрессивную шкалу на плоскую, а делает регрессивную шкалу еще более крутой. Регрессивная шкала единого социального налога с первым пороговым значением в 280 тыс. рублей была установлена в 2005 году. После этого эта шкала ни разу не индексировалась. За это время средняя заработная плата выросла в 2 раза, а по прогнозу к 2010 году она должна вырасти в 2,6 раза. Следовательно, порог, с которого должна применяться регрессивная шкала в 2010 года, если сохранить идеологию 2005 года, должен составить 735 тыс. рублей. Кроме того, шкала регрессии для 10% отчислений должна быть проиндексирована и действовать на интервале с 735 тысяч рублей до 1 574 846 рублей. Это то, какой должна была бы быть регрессивная шкала в случае ее индексации на темп роста средней заработной платы.

Следует отметить, что предлагаемый порядок уплаты страховых взносов по заработкам свыше 2 410 000 рублей (200 тыс. рублей в месяц) имеет более льготный порядок, чем ныне действующая непроиндексированная регрессивная шкала.

Так, при доходах, составляющих 25 000 000 рублей в год в существующих условиях размер обложения оказывается выше, чем в предлагаемом законопроекте. Как показывают исследования, доходы (не только от заработной платы) свыше 4 млн. рублей в год имеют 0,8% населения и на них приходится 30% совокупных доходов.

Предложенный порядок уплаты страховых взносов стимулирует еще большую дифференциацию в оплате труда в организации.

Специфика российской экономики заключается в большой дифференциации заработной платы на предприятиях, достигающей 100 и более раз. Превышение заработной платы топ-менеджмента над средней заработной платой на предприятиях составляет 10-30 раз. Введение однопороговой регрессивной шкалы означает, что эффективная ставка обложения среднего работника на предприятии составляет 34%. Чтобы, повысить ему заработную плату на 5000 рублей, нужно с каждого рубля заплатить 34% налога. С другой стороны, при повышении на 5000 рублей заработной платы менеджера, получающего 100 000 рублей в месяц работодатель ничего не платит. Поэтому повышение заработной платы рядовым работникам – это дорогие деньги, а повышение заработной платы топ-менеджменту – это дешевые деньги.

Введение страховых взносов в такой конфигурации окажет дискриминирующее влияние на отрасли с заработной платой средней и ниже среднего – обрабатывающая промышленность, образование, злдарвоохранение.

То есть как раз на те отрасли, куда мы намерены осуществлять структурный сдвиг. Так, эффективная ставка налогообложения фонда оплаты труда в сельском хозяйстве – 34%, в текстильной промышленности, образовании и здравоохранении – 32.7%, а в финансовой сфере – 24%, добывающей промышленности – 26%. (таблица 2).

Ставка страховых взносов повышается до 34%, то есть на 8 процентных пунктов. При этом на сегодняшний день для граждан, не имеющих накопительного элемента, 1966 года рождения и старше, страховой капитал считается, исходя из отчислений на страховую часть пенсии в 14%. В новых условиях, несмотря на значительное увеличение тарифа (8%), отчисления на пополнение страхового пенсионного капитала составят 16%, то есть увеличатся всего на 2%. Таким образом, в старых условиях солидарная часть отчислений в пенсионный фонд составляла 6%, теперь солидарная часть составит 10%. Если ставилась задача увеличить солидарную составляющую, то почему это было сделано за счет обложения средних и низкодоходных групп населения, а высокие доходы исключили из налогообложение.

Регрессивная шкала уплаты социальных взносов имеет и значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий. Поскольку с сумм выплат и вознаграждений физическим лицам, превышающих 415 000 рублей в год, страховые взносы не начисляются и не взимаются. Таким образом, высококвалифицированные работники (лишенные права включать в страховой стаж периоды учебы в ВУЗе, аспирантуре, докторантуре), имеющие доход, превышающий указанную сумму, теряют возможность компенсировать потери, связанные с получением квалификации, путем наращивания с 1 января 2002 года своего пенсионного капитала за счет приобретенного квалификационного потенциала. Для получения приличной пенсии, адекватной их заработку, высокооплачиваемых работников стимулируют к дополнительному пенсионному обеспечению, а, следовательно, к необходимости взять на себя все риски этой системы и терпеть существенно более низкую доходность, чем индексация страхового пенсионного капитала.

Данное ограничение выгодно топ-менеджерам предприятий и руководству учреждений и организаций, так как «развязывает им руки» для бесконтрольной легализации необлагаемых налогом сверхдоходов. Это ограничение никак не затрагивает государственных служащих, так как их пенсия рассчитывается по специальной формуле, жестко привязана к размеру заработной платы (до 75 процентов среднемесячного заработка) и ограничена размером самой заработной платы.

Учитывая судебную практику, законопроектом реализуются нормы предусматривающие, что минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан, с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров, не может быть менее прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В закон о «О страховых взносах» в общей сложности было предложено внести 83 поправки, из которых было учтено с изменением редакции 18 поправок. Поправки предусматривали изменения в статьи, которыми устанавливаются выплаты, на которые начисляются страховые взносы, размеры страховых взносов, условия и сроки перечисления страховых взносов, права и обязанности органов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов. Так же предусматривается изменение норм определяющих условия взимания страховых взносов с организаций инвалидов, а также предпринимателей применяющих специальные налоговые режимы.

Предложенные ФНПР поправки, предусматривающие более точное определение страхового тарифа, порядка его расчета и установления учтены небыли.

В закон «О внесение изменений» было предложено внести 281 поправку. Учтены были поправки редакционного характера. Поправки принципиальные учтены не были.

 

п/п Вид Размер и условия выплаты Нормативные правовые акты
  ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
1. Пособие по временной нетрудоспособности Выплата пособия при страховом стаже до 5 лет – 60% (20 750 руб.), от 5 до 8 лет – 80% (27 666 руб.), 8 и более лет – 100 % среднего заработка (345831)), но не свыше 34 583 рубля в месяц. Первые 2 дня временной нетрудоспособности по общему заболеванию не оплачиваются из средств социального страхования Работодатель назначает пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13 от 24.07.09 № 213-ФЗ, назначает и выплачивает пособия в течение 10 календарных дней со дня представления застрахованным лицом соответствующего заявления и необходимых документов. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 183) Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»   Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (ст.ст. 5, 7) Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Федеральный Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстраха РФ, ФФОМС и ТФОМС " (ст.34, п. 22 (изменения в статье 13: п1-5, 7-9), п. 23 (изменения в статье 14: п1-2, 2.1,3.1))  
2. Пособие по беременности и родам Для женщин, работающих по трудовым договорам – в размере 100 % среднего заработка, максимальный размер 34 5831) рубля. Индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и исходя и прогнозируемого уровня инфляции. Работодатель назначает пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13 от 24.07.09 № 213-ФЗ, назначает и выплачивает пособия в течение 10 календарных дней со дня представления застрахованным лицом соответствующего заявления и необходимых документов.   Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 255) Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ) (ст. 8)   Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (ст. 11)   Федеральный Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстраха РФ, ФФОМС и ТФОМС " (ст.34, п. 22(изменения в статье 13: п1-5, 7-9), п.23(изменения в статье 14: п. 1-2, 2.1,3.1))   ** Федеральный закон от 05.12.2006 3 207 – ФЗ (ст.8)
3. Пособие при усыновлении ребенка В размере 100% среднего заработка, но не свыше 34 584 ) рубля в месяц (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам) Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 257)   Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 719   Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ) (ст. 10)   Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (ст. 11)   Федеральный Закон от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстраха РФ, ФФОМС и ТФОМС " (ст.34, п. 22(изменения в статье 13: п1-5, 7-9), п23(изменения в статье 14: п1-2, 2.1,3.1))  
4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 374,62 рублей в месяц (при постановке на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности)   Индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и исходя и прогнозируемого уровня инфляции.   Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ) (ст. 10)
5. Единовременное пособие при рождении ребенка 9 989,86 рублей Индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и исходя и прогнозируемого уровня инфляции. Назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.   Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ) (ст. 12, ст.17.2)   Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 865 Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком     Пособие по уходу за ребенком вычисляется в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы ( службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Средний заработок застрахованного лица определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний дневной заработок не должен превышать величины, определяемой путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС на 365 (1137 рублей/день)2). Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать величины, определяемой путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС Российской Федерации, на 12 (34583 руб.)1). Предельная величина среднего заработка – 34 564,8 руб.2) Предельная величина пособия– 13 826 руб.   Минимальный размер пособия для незастрахованных женщин -1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.     Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 256)   Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ) (ст. 15)   ФЗ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в редакции Федерального Закона от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстраха РФ, ФФОМС и ТФОМС " (ст. 34, п. 23(изменения ст.14, п.3.1, 5.1, 5.2)) Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
7. Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантирован-ного перечня услуг по погребению В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 рублей.   Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 № 238-ФЗ) (ст. 10)
8. Оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами В размере среднего заработка, но не выше 34584 руб.1) Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262); Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (пункт 8) Разъяснение «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами», утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 № 26/34 (пункт 10)
9. Оплата полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации Не предоставляется и не оплачивается из средств соц. страх-я.   Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"  
10. Расходы на оздоровление детей:   1. Оплата стоимости путевок для детей в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия   2. Оплата стоимости путевок для детей в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря 3. Оплата стоимости набора продуктов питанияв организованных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием   Исключены из расходов ФСС РФ согласно федеральному закону     Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"  
  ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
12. Пособие по временной нетрудоспособности За весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности - в размере 100 %среднего заработка, (без ограничения максимальным размером)     Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 9)   ФЗ от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстраха РФ, ФФОМС и ТФОМС ", (ст. 34, п. 23(изменения ст. 14, п.3.1))
13. Единовременная страховая выплата Определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из суммы 64 400 руб. Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.   Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 11)   Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Федеральный закон от 28.04.2009 № 76-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (ст. 1)
14. Ежемесячная страховая выплата   Определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 49 520 руб.   Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 12)   Федеральный закон от 20 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Федеральный закон от 28.04.2009 № 76-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (ст. 1)    
15. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших: 1) лечение застрахованного лица, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, 2) на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода 3) на посторонний специальный медицинский уход 4) на посторонний специальный бытовой уход 5) на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги 6) на оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) застрахованного лица на весь период лечения и оплату проезда к месту лечения и обратно 7) на оплату расходов на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий, протезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт 8) на обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации) 9) на текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы 10) на капитальный ремонт транспортного средства 11)профессиональное обучение (переобучение). 12) Оплата расходов на проезд застрахованного лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а в случае необходимости и на проезд сопровождающего его лица   1)по счетам на оплату лечения застрахованного лица с приложением копий лицевых счетов соответствующих расходов на основании договора с медицинской организацией;     2) путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений 3) 900 рублей в месяц 4)225 рублей в месяц 5) осуществляется путем оплаты расходов на лечение, проживание и питание застрахованного, а в случае необходимости – расходов на проживание на тех же условиях, что и для застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица, на основании договоров, заключаемых страховщиком с указанными организациями на конкурсной основе в установленном порядке   6) в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты отпусков 7) на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности 8) осуществляется с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку в порядке и на условиях, установленных в Российской Федерации для бесплатного или льготного обеспечения инвалидов, на основании договора между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом транспортного средства и оплате его стоимости страховщиком. Отбор производителей (поставщиков) транспортных средств осуществляется страховщиком на конкурсной основе в установленном порядке. 9) осуществляется путем выплаты застрахованному лицу, имеющему транспортное средство и не имеющему противопоказаний к его вождению, ежегодно равными частями ежеквартально денежной компенсации в размере 835 рублей в год.     10) по фактической его стоимости, но не более 30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски, определяемой исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату проведения ремонта.   11)в соответствии с договорами, заключаемыми страховщиком в пользу застрахованного лица с расположенными на территории Российской Федерации образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке.   12)производится путем возмещения застрахованному лицу фактически произведенных расходов, подтвержденных проездными документами, а в случаях, установленных настоящим Положением, также иными документами, либо путем предоставления застрахованному лицу проездных документов, приобретаемых страховщиком на основании договора с организацией, осуществляющей реализацию проездных документов.     Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (п.п. 3 п. 1 и п. 2 ст. 8)   Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286  
           

Примечания: 1). Стоимость родового сертификата на 2010 г. 11 тыс. руб.

2). Сертификат на материнский капитал выдается в территориальном подразделении ПФР женщинам после рождения второго ребенка и последующих детей. получение средств по нему возможно спустя три года после рождения. на неотложные нужды можно получить из материнского капитала сумму не более 12 тыс. руб.

3). Как и раньше, из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет финансироваться углубленная медицинская диспансеризация (профосмотр) работников, которые трудятся во вредных, опасных и тяжелых условиях труда (профессии по списку №1 и №2).