Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а так же государственным и муниципальным кредитом.

Процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств имеющих целевое назначение.Фонды денежных средств создаваемые на уровне государства органов местного самоуправления называются централизованными фондами, а денежные фонды создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств – децентрализованные.

Финансы и кредит

Лекция 1

25.02.12

Тема 1: Сущность финансов

Термин финансы возник в 13-15вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться, как понятие связанное с системой денежных отношений между населением и государством.

Понятие финансов было введено в обиход французским учёным Жаном Баденом, который в 1755г. создал работу “6 книг о республике”.

Возникновение государства предполагает установление опред. взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Данные отношения определялись понятием – финансы. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца 17в. и до конца 20в. представлена в работе Витте: “ С конца 17в. под словом финансы стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего гос. хозяйства. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства.”

Таким образом, изначально понятие финансы рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем исп. денежных фондов для удовлетворения гос. нужд. Позднее эта экономическая категория получила название публичные финансы.

!!! Для публичных финансов характерными признаками явл.:

· Денежный характер отношений;

· Безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами населения в гос. и местные бюджеты, а так же во внебюджетные фонды;

· Принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;

· Отношения перераспределения уже распределённого совокупного общественного продукта в денежной форме.

 

Развитие крупно - масштабного товарного производства повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров, которые в частности сопряжены с различными формами кредита.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по зп, платежам в бюджет и в не бюджетные фонды, а так же части прибыли, которая через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство накопления и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т.д.

Формирование данных фондов носит строго регламентированных характер, что так же является отличительным признаком финансовых отношений. В распределении совокупного общественного продукта, так же участвуют население, получая свою долю в форме зп предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения.

Население принимает участие в формирование централизованных фондов денежных средств по средствам уплаты налогов и иных обязательных платежей. Это система денежных отношений связана с формированием и использованием доходов и расходов населения, так же является сферой финансовых отношений.

 

Финансы как экономическая категория, представляют собой система распределительных денежных отношений возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов участвующих в создание совокупного общественного продукта.

 

Характерные признаки финансов:

1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этики ведения бизнеса, связанных с движением реальных денег не зависимо от движения стоимости в товарной форме.

2. Односторонний как правило характер движения денежных средств.(!)

3. Создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Национальный доход – основной материальный источник денежных доходов населения хозяйствующих субъектов государства и органов местного самоуправления.

Финансовые отношения связаны с денежными отношениями, которые возникают:

1. Между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей.

2. Между хозяйствующими субъектами и выше стоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использований.

3. Между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и вне бюджетных фондов.

4. Внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.

5. Между отдельными бюджетами и вне бюджетными фондами.

6. Между гражданами и государством органами местного самоуправления при формировании бюджетов и вне бюджетных фондов.

 

Финансовые ресурсы – совокупность денежных средств находящихся в распоряжении населения хозяйствующих субъектов, государства органов местного самоуправления.

 

Источники финансовых ресурсов:

· На уровне хоз. субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты дивиденды по ценным бумагам выпускаемых другими эмитентами.

· На уровне населения: зп, премии, надбавки к зп, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибыли, от операций с личным имуществом и т.д.

· На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от внешней экономической деятельности, налоговые доходы, доходы от эмиссии ценных бумаг и т.д.

Финансы как научное направление, изучает общественные отношения возникающие на основе образования рапределения или использования финансовых ресурсов, выявляет закономерности развития финансовых отношений.

Социально – экономическая сущность финансов заключается в исследовании следующих вопросов:

- За счёт кого или чего, тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, орган местного самоуправления, государство формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

 

 

Функции финансов:

1. Распределительная (главная функция финансов!)

Финансы обслуживают различные этапы распределения совокупного общественного продукта участвуя, как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает федеральный, региональный и местный уровни управления экономики. Данному методу присуща многоступенчатость порождающая различные виды распределения (внутрихозяйственная, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное) национального дохода происходит как межпроизводственный и не производственный сферами так и внутри этих сфер.

Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода полученного в одних сферах экономики и направляет в другии в том числе в социальную сферу.

Таким образом, распределительная функция позволяет:

a) Создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления.

b) Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между производственной и не производственной сферами и социальными группами.

c) Создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта государства, а так же осуществлять накопления гражданами.

 

 

2. Контрольная функция

Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность получать информацию о пропорциях в распределении денежных средств, об обеспечении своевременности поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Если контрольная функция на практике не осуществляется, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции.

 

3. Регулирующая функция - проявляется не только на уровне государства хозяйствующих субъектов но и в организации собственно – финансовых отношений, в иерархии ее построения.

 

Тема 2: Финансовая система

Это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов населения государства и органов местного самоуправления.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

- Каждый из выше указанных подсистем используется специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов;

- Каждый из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм ориентированый на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Финансовый механизм - это система организации регулирования и планирования финансовых отношений способов формирования и использования финансовых ресурсов.

 

Выделяю следующие обособленные системы финансовых отношений:

1. Финансы организаций (хозяйствующих субъектов)

2. Публичные финансы (государственные и муниципальные финансы)

3. Финансы домашних хозяйств (домохозяйств)

Данные подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

 

Схема 1. Финансовая система РФ

 

Финансовая система
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Финансы домохозяйств
Финансы организаций
Финансы коммерческих организаций
Финансы некоммерческих организаций
Финансы финансовых посредников
Государственные финансы
Муниципальные финансы
Государственный и муниципальный кредит
Бюджетная система
Федеральный бюджет
Бюджет субъектов
Муниципальный бюджет
Внебюджетные фонды

 


 

Основой финансовой системы явл. децентрализованные финансы т.к. именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государств. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права доходы бюджетов всех уровней и во вне бюджетные фонды. Значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций;

Возвращаются населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.д.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место занимают финансы коммерческих организаций (создание материальных благ, производство товаров оказания услуг. Здесь формируется прибыль явл. главным источником производственного и социального развития общества. Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников под которыми понимаются фирмы специализирующиеся на организации взаимодействия лиц имеющих временно свободные денежные средства с лицами нуждающимися в денежных средствах.

В данном звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы значительные финансовые ресурсы используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Не смотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные финансовые продукты обеспечиваю эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль, как в формирование централизованных финансов по средствам налогов и платежей так и в формировании платёжеспособного спроса страны (чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ, и тем больше возможности для развития экономики, социальной сферы и т.д.).

Бюджетная система – это система бюджетов и которых состоит государственный бюджет взаимосвязанных между собой на основе установленных принципов и составляющих их денежных доходов и расходов.

 

Рис.2. Система бюджетов государственного бюджета РФ и ее место в общем фонде денежных средств.

Общие фонды денежных средств государства
Централизованные фонды денежных средств государства
Децентрализованные фонды денежных средств гос-ва (орг-ций)
Бюджет государственных внебюджетных фондов
Федеральные бюджеты
Территориальные бюджеты
Фонд национального благосостояния
Резервный фонд
Консолидированный фонд РФ
Федеральный бюджет
Консолидированный бюджет субъектов РФ
Региональный бюджет
Свод бюджетов муниципальных образований
Местный бюджет

 

 

 


Принципы бюджетной системы РФ:

1. Единство бюджетной системы

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3. Самостоятельность бюджетов

4. Равенство бюджетных прав

5. Полнота отражения доходов и расходов

6. Сбалансированность бюджета

7. Эффективность и экономность использования бюджетных средств

8. Общее покрытие расходов бюджетов

9. Гласность

10. Достоверность бюджета

11. Адресность и целевой характер бюджетных средств

 

Семинар

Доклады 7-10 минут (Франчайзинг)

Вопросы которые были на самостоятельной:

1. Значение малого бизнеса в современной России.

2. Кредит: преимущества и недостатки.

3. Лизинг: -//-

4. Аутсорсинг: -//-

 

Лекция

10.03.12

 

Финансовая система.

 

Министерство финансов РФ (Минфин России) – Федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработки государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной банковской деятельности, кредитной кооперации, микро финансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, производство переработки и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определение таможенной стоимости товаров, инвестирование средств для финансирования, накопительной части трудовой пенсии, организации и проведение лотерей, азартных игр, производства и оборота защищённой полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и т.д.

Минфин России осуществляет разработку основных направлений, развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведение Федеральной Налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и федерального казначейства.

 

Полномочия Минфина России:

1. Вносит в правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов президента РФ и правительства РФ и иные документы, по которым требуется решение правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственным ему Федеральных служб, так же проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства.

2. Министерство принимает следующие нормативно-правовые акты:

- порядок формирования отчётности об исполнении Федерального бюджета, бюджета государственных вне бюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ.

- порядок введения сводной бюджетной росписи сводного бюджета.

- порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц.

- порядок ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

- порядок ведения единого государственного реестра, налога плательщика.

- формы налоговых деклараций, расчёта по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций.

- порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с федеральной таможенной службой.

- порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.

Минфин России осуществляет:

1. Составление проекта Федерального бюджета.

2. Представление в правительство РФ, отчётности об исполнении Федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

3. Управление в установленном порядке средствами резервного функционирования средств.

4. Методическое руководство в области бюджетного планирования направленного на повышение результативности бюджетных расходов.

5. Методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов.

6. Сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.

7. Согласование решений пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств, страховых взносов.

8. Аккредитацию рейтинговых агентств.

9. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

10. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

11. Государственный контроль (надзор) за деятельность само регулированных организаций аудиторов и т.д.

 

Минфин обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание министерства финансов и реализацию возложенных на него функций.

Минфин возглавляет министр назначаемы на должность, и освобождаемый от должности президентом РФ по представлению председателя правительства РФ. Министр Финансов РФ несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

 

Министр Финансов РФ:

1. Распределяет обязанности между своими заместителями.

2. Утверждает положение о структурных подразделениях министерства, о территориальных органах Федеральных служб подведомственных министерством.

3. Назначает на должность и освобождает от должности работников министерства.

4. Вносит в правительство РФ по представлению руководителей подведомственных служб проекты положений о Федеральных службах, предложения о предельной численности Федеральных служб и фонде оплата труда их работников.

5. Вносит в правительство РФ проекты нормативно-правовых актов и иные документы.

6. Дает поручения подведомственным министерству Федеральным службам и контролирует их исполнение.

7. Издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства – приказы ненормативного характера.

 

 

Счётная палата.

Счётная палата РФ является постоянно действующим органом финансового контроля, образуемым федеральным собранием РФ (под отсчётно ему).

 

Задачи счётной палаты:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов Федеральных внебюджетных фондов по объему в структуре и целевому назначению.

2. Определение эффективности и цели сообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности.

3. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов Федерального бюджета, бюджетов Федеральных внебюджетных фондов.

4. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так же нормативно-правовых актов Федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы покрываемые за счёт Федерального бюджета (влияющих на формирование и исполнение Федерального бюджета и бюджетов Федеральных внебюджетных фондов.

5. Контроль за законностью и своевременностью движения средств Федерального бюджета и средств Федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ уполномоченных банков и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

6. Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе и информации о ходе исполнения Федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счётная палата осуществляет контроль за исполнением Федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счётная палата состоит из:

- председателя

- аудиторов счётной палаты

- аппарата счётной палаты

 

Председатель счётной палаты назначается на должность Государственной Думы по представлению президента РФ сроком на 6 лет.

 

Председатель счётной палаты:

1. Осуществляет руководство деятельностью счётной палаты и организует ее работу в соответствии с регламентом.

2. Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем председателя отсчёты о работе счётной палаты.

3. Представляет счётную палату в органах Государственной власти РФ и за рубежом.

4. Председатель счётной палаты имеет право принимать участие в заседании Совета Федерации и Государственной Думы их комитетов и комиссий, правительство РФ, президиумом правительства РФ.

 

Аудиторами счётной палаты являются, должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности счётной палаты. Аудиторами счётной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданство иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства имеющие высшие образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля экономики финансов. Конкретное содержание направления деятельности счётной палаты возглавляем одним из аудиторов счётной палаты, устанавливается коллегией счётной палаты.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы счётной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчётов и информационных сообщений направляемых Совету Федерации и Государственной Думе образуется коллегия счётной палаты (в состав коллегии счётной палаты входят: председатель счётной палаты, его заместитель, и аудиторы счётной палаты).

 

Аппарат счётной палаты состоит из инспекторов счётной палаты и иных штатных сотрудников (служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции счётной палаты).

 

Виды деятельности счётной палаты:

В процессе реализации задач установленных Законодательством РФ счётная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая единую систему контроля за исполнением Федерального бюджета и бюджетов Федеральных внебюджетных фондов.

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ)

 

ФСФМ является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступных путём и финансированию терроризма, а так же по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных Федеральных органов исполнительной власти.

 

Руководство деятельностью ФСФМ осуществляет правительство РФ.

 

ФСФМ осуществляет следующие полномочия:

1. Контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ по противодействию легализации доходов полученных преступных путём и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц допустивших нарушение данного законодательства.