Учебники и учебные пособия

Рабочая программа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Организация семинарских занятий

На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.

Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.

Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.

Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.

Приемы совместного проектирования цели занятия:

- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;

- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);

- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);

- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).

Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.

 

Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.

1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.

2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.

3.Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.

4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.

5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.

6.Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.

7.Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.

 


Разработано и рассмотрено на заседании кафедры филологии и журналистики (протокол № от «»20__г.) Зав.кафедрой Ибрагимова В.Л.   «Утверждено» на заседании УМС гуманитарного факультета (протокол № от «»20__г.) Председатель Н.А. Пономарева

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нефтекамский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра филологии и журналистики

 

 

по дисциплине «История русской литературы ХХ века» для студентов очного отделения

специальности «Филология»

 

 

Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.ф.н., доц. Зиннатуллина Л.Р. Практ. занятия: к.ф.н., доц. Зиннатуллина Л.Р.   Учебных часов: 150 В т.ч. лекций: 30 семинарских занятий: 20 самостоятельной работы: 3, в том числе КСР — 2 для экзамена - форма контроля: экзамен – 81 семестр

 

 

№ п/п Тема и содержание Форма изучения материала (кол-во часов) Межпредметные связи Наглядные пособия Задания по самостоятельной работе Кол-во часов Формы контроля
лекции семинары
1. Введение. Цели и задачи курса. Введение. Своеобразие литературного процесса к. ХIХ- н. ХХ веков. Историческая и социально-духовная атмосфера рубежа веков. Расцвет философии и поэзии. Главная особенность литературы изучаемого периода - взаимодействие реализма и модернизма. Периодизация литературного процесса к. ХIХ- н. ХХ веков. Проблема «двух потоков» русской литературы ХХ столетия.   История России, история русской литературной критики, теория литературы Портреты русских писателей и поэтов начала XX века. Чтение и предварительный анализ художественных произведений Тестирование, собеседования, литературные викторины, конкурсы чтецов
2. Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале ХХ столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко. Писатели круга «Среды» и «Знания». Творческие поиски И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, А. Толстого, В. Вересаева. Пролетарская поэзия и проза. А. Серафимович, Д. Бедный. Сатирическая литература. С. Черный.   История России, история русской литературной критики, теория литературы  
3. Творческий путь И.А. Бунина. Родовые и культурные традиции семьи. Тенденции элегического романтизма и классического реализма в ранней поэзии и прозе. Лирическая проза. Русская деревня в изображении И.А. Бунина (рассказы о нищающем крестьянстве и разоряющемся мелкопоместном дворянстве). Судьбы России и ее народа в повестях «Деревня» и «Суходол». Мастерство Бунина-прозаика. Мотив осуждения бездуховного существования в рассказах «Братья» и «Господин из Сан-Франциско». Дневник писателя «Окаянные дни». «Жизнь Арсеньева» и «Темные аллеи» - итоговые книги И.А. Бунина. 4(2) История России, история русской литературной критики. Тексты художественных произведений. Заучивание наизусть стихотворений.   Анализ стихов и произведений, подборка стихов по тематике
4. Творческий путь А.И. Куприна. Традиции русского реализма ХIХ века в его прозе. Социально-психологическая повесть «Молох». Проблема «естественного человека» в повести «Олеся». Критика царской армии и утверждение высоких нравственных идеалов в повести «Поединок». Концепция любви в творчестве писателя («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма»). Произведения эмигрантского периода. 2 (2) История России, история русской литературной критики. Чтение и анализ произведений   Чтение стихов, конспектирование
5. Творчество М. Горького. Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Романы «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении «пестроты» русского национального характера. Драматургия. «Мещане». Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматург. «На дне» и тема «дна» в русской и западной литературе. Концепция «бывшего» человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр. Сценическая история пьесы.   История России, история русской литературной критики. Тексты художественных произведений Чтение и анализ произведений   Подобное конспектирование статей критиков
6. Творчество М, Горького. «Русские сказки», «По Руси», «Сказки об Италии». Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры. Автобиографические повести «Детство», «В людях». Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В.Короленко,Гарина-Михайловского).Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гг. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького. Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете «Новая жизнь».«Несвоевременные мысли»: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с «анархокоммунистами и фантазерами из Смольного», неприятие «опыта» над русским народом. «Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. «Не­своевременные мысли» и статья 1915 г. «Две души»: Восток и Запад в русской психике.     История России, история русской литературной критики. Тексты художественных произведений Чтение и анализ произведений Чтение и анализ произведений
7. Творческая деятельность Л.Н. Андреева. «Чеховские темы» в ранних произведениях. Сочинения об общественных и нравственных возможностях человека. Человек и рок в творческом сознании Л. Андреева. Рассказы «Жили-были», «Стена», «Бездна», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» и др. Движение писателя к экспрессионизму. Драматургия Л. Андреева. Философские драмы «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». Теория «психодрамы». Романы «Сашка Жегулев» и «Дневник сатаны». Особенности творческого метода Л. Андреева. Оценка его наследия критиками начала века и наших дней. История России, история русской литературной критики. Портреты. Тексты художественных произведений. Чтение и предварительный анализ произведений   Тестирование, собеседования, литературные викторины, конкурсы чтецов
8. «Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и «Цех поэтов». Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в «скифстве».Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания «серебряного века» и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура. Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов. История России, история русской литературной критики. Портреты. Тексты художественных произведений. Заучивание наизусть стихотворений  
9. С. А. Есенин (1895—1925).Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа, концепция «одной души» (письма к Г. Панфилову). Поэзия периода «Радуницы». Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна. Раздвоенность лирического героя Есенина — кроткого пастуха и мятежника. Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики. Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина. История России, история русской литературной критики. Портреты. Тексты художественных произведений. Заучивание наизусть стихотворений  
10. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы. Книги рабочих поэтов «Наши песни» (1913—1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др. Появление в рабочей поэзии 10-х гг. собирательного образа народа и героической личности протестанта, борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса — характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века. Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова 1883-1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю» — итоговое произведение дореволюционного творчества поэта. История России, история русской литературной критики Иллюстрации. Тексты художественных произведений Заучивание наизусть стихотворений
11. Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия ХХ столетия. Влияние русской и западной идеалистической философии. Символизм 1890-х годов и младосимволизм. Программная статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». История России, история русской литературной критики. Портреты. Тексты художественных произведений. Заучивание наизусть стихотворений  
12. «Старшие» символисты В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Творчество Брюсова 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это — я»). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха. 2 (2) История России, история русской литературной критики. Текст повести. Заучивание наизусть стихотворений.  
13. Младосимволизм Новые школы в символизме в 1900 годы. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Поэтическое творчество и литературно-критические работы Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса. Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Про­блемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллиген­ции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл.Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. История России, история русской литературной критики. Портрет поэта Заучивание наизусть стихотворений   Тестирование, собеседования, литературные викторины, конкурсы чтецов
14. Акмеизм. Особенности мышления и образно-эстетической системы акмеистов. Программная статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». И.Ф. Анненский - предтеча поэтов акмеистической группы. Творческий путь Н.С. Гумилева. Ранняя романтическая лирика. Первые сборники стихов «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга». Отход от символистской поэтики. Сборник «Чужое небо» – постижение сущности бытия. Роль Музы Дальних Странствий. Тема «прапамяти» в сборнике «Костер». Книга стихов «Огненный столп» как итог творческих исканий поэта. Трагическая судьба Н.С. Гумилева. Путь А. Ахматовой в литературу. Успех первого сборника лирики «Вечер». Страстная исповедь мятущейся женской души, «дневниковый» характер прозрений автора, мотивы любовной драмы. Сборник «Четки» – обострение трагического мироощущения. Сборник «Белая стая» – нарастание гражданского и национального самосознания поэтессы. Напряженный поиск связей личного и общего. История России, история русской литературной критики. Портрет поэта Заучивание наизусть стихотворений  
15. А.А.Ахматова (1889-1966). Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, ил­люзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. Ахматова и И. Анненский. Ахматова и А. Блок. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Сборник «Белая стая». Нарастаниегражданского и национального самосознания поэтессы. Пафос ответственности за судьбы России. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова. «Пушкинское» в ахматовской лирике. Ахматова и обновление метрики русского стиха. Ахматова и акмеизм.   История России, история русской литературной критики. Текст художественного произведения Заучивание наизусть стихотворений  
16. Футуризм. Эстетическая теория футуристов. «Пролог эгофутуризма» И. Северянина. Сборники стихов «Громокипящий кубок», «Злотолира», «Ананасы в шампанском». Особенности художественного сознания поэта. «Пощечина общественному вкусу» – манифест поэтов – «гилейцев». Ранняя поэзия В. Маяковского. Активная позиция лирического героя («Нате!», «Я и Наполеон», «Я»). «Гимны» как оригинальный жанр сатиры. «Облако в штанах» – программное произведение поэта. Особенности художественного мышления раннего Маяковского. Итоги развития русской литературы рубежа веков.   История России, история русской литературной критики. Портрет писателя. Заучивание наизусть стихотворений  
17. В.Маяковский (1893-1930).Общественный путь поэта. Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро» («Пощечина общественному вкусу»). Противоречия поэтической практики и футуристической теории. Трагедийно протестующая тональность поэзии раннего Маяковского. Образ поэта - проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»). Поэма «Облако в штанах» как программное произведение поэта. Маяковский-сатирик. Маяковский в «Новом Сатириконе». Маяковский и традиции русской демократической сатиры. Мечта о гармоническом обществе будущего и гармоническом человеке. Фантастико-утопические формы ее воплощения. Жанры поэзии Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта. Связь его с установкой на создание нового демократического искусства. Перестройка футуристического движения в 1920 годы. Дифференциация в среде футуристов. Место Маяковского в футуризме 20-х гг.   История России, история русской литературной критики Иллюстрации, тексты Заучивание наизусть стихотворений    
18. Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-творческое проявление его в творчестве Б.Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова. Б. К. Зайцев (1881—1972). Влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на мироощущение и раннее творчество Зайцева. Лирико-романтический импрессионизм Зайцева. Сборник рассказов «Тихие зори». Роман «Дальний край». Пьеса «Усадьба Ланиных» как произведение «совершенно чеховидное» (М. Горький). Тургеневско-чеховское видение мира. Особенности стилевой системы прозы Зайцева. Импрессионистская стилистика. Повесть «Голубая звезда» — завершение этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени.     История России, история русской литературной критики Порт реты. Тексты художественных произведений. Чтение и предварительный анализ произведений    
19. Роман «Мелкий бес» Ф. Сологуба как символистское произведение. Смысл заглавия романа. Черты стиля писателя. Тематика, проблематика и символика роман. Судьба Ф. Сологуба. История России, история русской литературной критики Портреты. Тексты художественных произведений. Чтение и предварительный анализ произведений    
20. Итоги Серебряного века. Высылка из России писателей, художников, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса XX века. Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции. Их место в литературной жизни русского зарубежья и России XX века.     2 (2) История России, история русской литературной критики Портреты. Тексты художественных произведений. Чтение и предварительный анализ произведений    

 

 

Литература:

Кузьмина С.Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия Серебряного века. - М., 2004.

Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 – начала 20 веков. - М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 веков. - М.,1999.

История русской литературы 20 века: в 4-х кн. Кн. 1: 1910 – 1930 годы. / под ред. Л.Ф.Алексеевой. – М., 2005.

Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская критика конца 19 – начала 20 века. Хрестоматия. – М., 1982.

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма. - М., 2003.