ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

1. Понятие и содержание иностранных инвестиций.

Характерные черты мирового хозяйства развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в форме вывоза капитала, рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь, в рамках транснациональных корпораций.

Иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории какой-либо страны объект гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в т. ч. Денег, ценных бумаг, иного имущества, прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг и информации.

При прямых инвестициях иностранная компания собирается эксплуатировать фирму в своих интетесах – получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов.

При портфельных инвеситциях для инвестора имеет значение только доход.

Прямые иностранные инвестиции расматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать созданию новых прооизводств.

Однако передача иностранным корпорациям контроля за ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале национального развития экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из оценки полного баланса их плюсов и минусов.

Привлечение иностраных инвестиций в экономику должно способствовать решению проблем социально-экономического развития:

1. Освоение невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях ВПК;

2. Продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

3. Срдействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

4. Содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

5. Создание новых рабочих мест и освоение передовых форм оранизации производства;

6. Освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

7. Содействие развитию произвосдвтенной инфраструктуры

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику:

1. Инвестиции в форме государственных заимствований РФ

2. В форме вклада в акционерный капитал российских предприятий

3. Вложения в ценные бумаги

4. Иностранные кредиты

5. Лизинговые кредиты;

6. Финансовые кредиты российским предприятиям.

Режим функционирования иностранных инвестиций в России

Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. Это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «об иностранных инвестициях в РФ» и другими нормативно-правовыми актами

В законодательстве российской федерации предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики: это работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, космическая деятельность, добыча полезных ископаемых и др. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставных капиталах, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с правительством РФ, если в результате этих сделок приобретается более 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставных капиталах стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых это требование ужесточено до 5% в целях предотвращения обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций.

Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инновационные проекты (т.е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставный капитал не менее 100 млн. руб. или 25%) стабильность законодательства, в т.ч. налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более 7 лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций.

Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложение иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных проектов. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС, поскольку именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор застрахован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов.

В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций в 1995 г. был утвержден федеральный закон № 225-ФЗ «о соглашениях о разделе продукции». Согласно ему, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.

На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлены федеральный закон от 29.10.1999 №164-ФЗ «О лизинге». Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, благоприятный налоговый режим. лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Другая мера привлечения иностранных инвестиций – создание особых экономических зон.

Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России. Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено, главным образом, на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставит их в зависимость от действий чиновников. Часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур.

Для существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций необходимо стабилизировать и упростить нормативно-правовую базу, создание работоспособной структуры фондового рынка, стабилизация банковской системы и др.