БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Динамические методы оценки

Инвестиции, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. Она характеризуется тем, что денежные средства в данный момент и через определенный интервал времени при равной номинальной стоимости имеют совершенно разную покупатель­ную способность. В связи с этим возникает необходимость финансово-экономической оценки инвестиций с помощью методов, основанных на дисконтировании.

1. Дисконтированный срок окупаемости

2. Чистая приведенная стоимость

3. Внутренняя доходность

4. Индекс рентабельности

5. Модифицированная внутренняя доходность

Дисконтированный срок окупаемости – это число лет, необходимых для возмещения инвестиции по данным дисконтированного денежного потока.

Чистая приведенная стоимость –

 

В любой стане в любой промежуток времени можно произвести больше какой-либо продукции, но лишь за счет уменьшения выпуска другой. Поэтому приходится выбирать между конкурирующими вариантами использования ресурсов. Оценить общественную эффективность проекта означает проверить разумность с точки зрения общества выделения ресурсов на осуществления именно этого проекта при наличии альтернатив.

Определение общественной эффективности обязательно для крупномасштабных проектов, существенно затрагивающих экономику и население страны: строительство металлургических и химических заводов, целлюлозно-бумажных комбинатов, агропромышленных комплексов, разработку и освоение крупных месторождений полезных ископаемых, строительство газо- и нефтепроводов, автомобильных и железных дорог и др. оценка общественной эффективности необходима и для небольших проектов. Если проектоустроители хотят получить государственную поддержку его реализации.

Общественная эффективность учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Состав затрат и результатов инвестиционного проекта ,принимаемых в расчет общественной эффективности

Затраты Результаты
  1. Текущие и единовременные затраты всех российских участников инвестиционного проекта
  2. Косвенные затраты:
На консервацию или ликвидацию производственных мощностей; На потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других ЧС
  1. Конечные производственные результаты
  2. Социальные и экологические результаты
  3. Прямые финансовые результаты
  4. Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, пошлины и т.п..
  5. Косвенные финансовые результаты (доходы смежных предприятий, изменение рыночной стоимости недвижимости)

Схема оценки общественной и коммерческой эффективности предусматривает сопоставление затрат и выгод проекта. Формально используются одни и те же критерии. Однако показатели общественной эффективности отражают соотношение выгод и затрат для общества в целом, а показатели коммерческой эффективности – для фирмы - проектоустроителя.

При расчете показателей общественной эффективности:

- денежных потоках отражается стоимостная оценка последствий осуществления инвестиционного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах,

- в составе оборотного капитала учитываются только запасы и резервы денежных средств

- из притоков и оттоков денежных средств по операционной и финансовой деятельности исключаются трансфертные платежи, которые не создают новой ценности и не отражают реальных выгод и затрат страны (кредиты и проценты по ним, субсидии, дотации, налоги)

- производимая продукция и затраченные ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах, в которых измеряется общественная значимость продукции, услуг, ресурсов, иностранной валюты. Определение экономических цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (влияния монополистов, трансфертных платежей, государственного регулирования, налогов) и добавление неучтенных в рыночных ценах внешних эффектов (экстерналий) и общественных благ.

Экстерналии – это внешние эффекты для третьих лиц. Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Общественные блага – это— блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом и потому, как правило, не носят конкурентного характера.

- денежные поступления от операционной деятельности рассчитываются по объему продаж и текущим затратам. Дополнительно учитываются внешние эффекты – экономические и неэкономические последствия, возникающие во внешней среде, вследствие реализации данного проекта

- затраты на заработную плату ()с начислениями рассчитываются исходя из средней годовой заработной платы одного работника для РФ, региона, в котором реализуется проект, или усредненной для отрасли экономики, к которой относится проект.

 

Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного бюджета. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня.

Расширение вложений в экономику конкретного региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках этого субъекта федерации, способствует увеличению собираемых налогов, обеспечивает рост занятости населения, позволяет поддерживать на более высоком уровне социальную сферу.

Федеральный бюджет также многое получает от развития инвестиционной активности в регионах, т.к. он пополняется за счет лучшей собираемости налогов и расширения социально-экономических возможностей.

Основным показателем эффективности является NPV бюджета. Наряду с ним существенную роль в определении бюджетной эффективности может играть индекс доходности гарантий – отношение NPV к величине гарантий. Определяется в случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий.

Притоки средств для расчета бюджетной эффективности:

- налоги, акцизы, пошлины, сборы, и отчисления во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством

Доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

- платежи в погашение кредитов, выданных из бюджета участникам проекта, платежи в погашение налоговых кредитов,

- комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов

- дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта

Оттоки:

- средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проектов,

- бюджетные субсидии и дотации;

- средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта;

При реализации инвестиционного проекта за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации инвестиционного проекта, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

Часто бюджетный эффект считается критерием, на основе которого решается вопрос о выделении бюджетных средств для поддержки определенного проекта.

Общественный проект должен быть положителен, а финансовый положителен для всех участников. Бюджетный эффект может быть нулевым или даже отрицательным, если государство считает необходимым обеспечить за счет бюджетных средств реализацию проекта с высокой общественной эффективностью, но недостаточной заинтересованностью конкретных участников: прямое бюджетное финансирование, льготные кредиты, временное освобождение от налогов, выплата за счет бюджета таможенных сборов и др. от проектов в сфере образования, здравоохранения, АПК скорее всего, не следует ожидать положительного бюджетного эффекта. В то же время их общественная эффективность не должна быть отрицательной. Основной показатель бюджетной эффективности – бюджетный эффект.

Bt=Dt-Pt - превышение доходов соответствующего бюджета над расходами на определенном шаге осуществления проекта.