Потребитель как фактор ценообразования
Ценовая и неценовая конкуренция
27.03.2012
Основные факторы ценообразования в условиях рынка
1. Ценовая и неценовая конкуренция
2. Потребитель как фактор ценообразования
3. Правительственные меры, связанные с ценообразованием
4. Роль каналов сбыта в ценообразовании
5. Роль конкуренции в ценообразовании
6. Влияние издержек на ценообразование
Цена является одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия на мировых товарных рынках . Цена определяет массу и норму прибыли. Учитывая это фирмами большое внимание уделяется разработке ценовой политики, а так же установлению конкретных цен на отдельные товары.
При разработке нового вида продукции необходимо определить не только технические характеристики этой продукции, но и рассчитать затраты на ее производство, примерный уровень цен и объем продаж. Не учтение какого либо фактора может привести к убыткам или банкротству. Главная задача состоим в том, чтобы установить цены на таком уровне, который с учетом собственных затрат, спроса и конкуренции обеспечил максимальную прибыль. Для того чтобы эффективно конкурировать на рынке необходимо знать основные виды конкуренции. Конкуренция может быть ценовой и неценовой.
При ценовой конкуренции продавец влияет на спрос посредством цены. Преимущество ценовой конкуренции заключается в легкости реагирования на изменяющийся спрос с помощью цены. Недостаток ценовой конкуренции – цена это фактор который легче всего копируется конкурентами и контролируется правительством, что может привести к ценовым войнам.
При неценовой конкуренции основной упор делается на отличительные особенности продукции, упаковку, качество и сервис.
При создании новой улучшенной продукции есть опасность, что потребитель не примет ее за лучшую и обратится к традиционной, но более дешевой продукции.
Для выработки стратегии фирма должна учитывать внешние факторы, влияющие на решение по ценам:
1. Потребители
2. Правительство
3. Участники каналов сбыта
4. Конкуренция
5. Издержки
При установлении цены фирма должна ориентироваться на потребителя. Взаимосвязь между уровнем цен и количеством покупок потребителем можно объяснить двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынка. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателя к изменению цены с точки зрения количества приобретаемых им товаров.
Ценовая эластичность определяется отношением изменения спроса (в процентах) и изменению цены (в процентах).
Э= (с1-с2)/(ц1-ц2)
Ценовая эластичность показывает на сколько изменится спрос на товар при изменении цены на него на 1%. Если ценовая эластичность больше 1, то спрос считается эластичным. Эластичный спрос существует на рынках, где имеется много продавцов, торгующих примерно одинаковым товаром. Снижение цен приводит к повышению прибыли, а повышение цен ведет к снижению прибыли.
Если ценовая эластичность меньше 1, то спрос считается не эластичным. При повышении цен доход и прибыль возрастают, а при снижении цен снижаются.
Если ценовая эластичность равна 1, то спрос читается унитарным – спрос возрастает ровно на столько, на сколько снижаются цены.
Наличие того или иного типа спроса основывается на двух критериях:
1. На доступности замен
2. На важности потребности
Если для покупателя доступны замены какого то товара, то спрос эластичный. Не эластичный спрос будет в том случае если товар нечем заменить (соль), существует огромная потребность в данном товаре (хлеб, бензин).