Вопрос 3. Финансовая политика

Вопрос 1. Содержание управления финансами

Управление финансами

 

УФ – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функции субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Объектами управления являются различные виды финансовых отношений.

Субъекты – совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.

На макро-уровне к таким структурам относят органы государственной власти, органы МСУ, других участников бюджетного процесса, осуществляющих управление государственными и муниципальными финансами.

В КО и НКО управление финансами осуществляют финансовые отделы и службы.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – органы управления финансами.

Функциональные элементы управления финансами:

1. Финансовое планирование и прогнозирование – используются для научного обоснования текущего и перспективного развития в экономике, изменений в конкретном периоде, темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль над образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. На основании показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. В ходе планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и МСУ оценивают свои финансовые возможности увеличения объемов финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования и свое финансовое состояние.

Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

2. Оперативное управление – процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

В ходе ОУ финансами обеспечивается стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджета всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

3. Финансовый контроль – особая сфера деятельности органов государственной власти, органов МСУ и финансовых служб, организаций по сбору, анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Управление финансами также классифицируется по характеру и периоду управления:

1. Стратегическое УФ – осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти, в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей при планировании направления совершенствования бюджетной системы РФ.

В процессе осуществления СУФ определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики, устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти, МСУ и субъектов хозяйствования, выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

2. Оперативное УФ – осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

В ходе ОФУ осуществляется корректировка планов, выявление и устранение узких мест в финансовом обеспечении в хоз деятельности, изыскиваются дополнительные источники ФР и новые эффективные направления их вложения.

 

Финансовое право

Для успешного проведения финансовой политики и реализации механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов МСУ.

Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов МСУ, субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций, и выполнения стоящих перед ними задач.

Предмет ФП – финансовые отношения, связанные с функционированием бюджетов органов государственной власти и МСУ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, денежных фондов субъектов хозяйствования.

В зависимости от субъектов ФП отношения, регулируемые его нормами, делятся на…

Финансово-правовое обеспечение процесса управления финансами осуществляется в форме правовых актов, в которых заключены финансово-правовые нормы.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обуславливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст.8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы РФ, в ст.35, закрепляющей право частной собственности, ст.71-73, определяющих предметоведение РФ и ее субъектов в т.ч. и в сфере финансовых отношений.

В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента, органов законодательной и исполнительной власти и МСУ в бюджетном процессе.

Нормы БК РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирование доходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства.

Нормы НК РФ регулируют отношения по установлению взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов федерации, решения представительных органов МС, регулирующие бюджетное правоотношение на территории РФ, субъектов федерации или муниципальных образований.

Важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента, постановления Правительства, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, письма, инструкции).

Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.

На основании постановлений Правительства осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа ИВ в РФ, который в соответствие с Конституцией обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики.

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики между распределителями и получателями бюджетных средств. Указанным нормативным актам прежде всего относят приказы, письма, инструкции минфина, ФНС, органов федерального казначейства, ЦБ РФ, счетной палаты, органов управления государственными социальными фондами.

В сфере финансами субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами ГК, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования во всех организационно-правовых формах, федеральными законами об акционерных обществах, государственных унитарных предприятиях, ООО, финансовом законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по поводу мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Совокупность всех финансово-правовых актов, источников финансового права, которые составляют правовую основу управления финансами в РФ, представлена на рисунке.

Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы, поэтому во всех странах правовым вопросом регулирования экономики государство уделяет повышенное внимание.

Финансовая политика – совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы, реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объекты – совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для организации, населения, обеспечения развития отрасли экономики таких, как образование, культура, национальная оборона и других, и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижения баланса финансовых интересов субъектов власти, хозяйствования, населения.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов – осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений.

В современных условиях финансовая политика большинства стран основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия, оживление, подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.

Стимулирующая ФП – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов ВВП и повышения уровня занятости. Данная политика предполагает:

1) Рост государственных расходов на поддержание значимых отраслей экономики

2) Снижение налогового бремени

Используется в условиях экономического спада и депрессии.

Сдерживающая политика, или политика ограничения деловой активности – направлена на уменьшение реального объема ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется Правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом:

1) Уменьшение государственных расходов

2) Увеличение налогов

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период

Базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства.

Учет этих факторов позволяет выработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства

3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов – предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени.

Финансовую политику можно классифицировать и по другим критериям:

1. По территориальному критерию

· Общегосударственная (федеральная), региональная и местная финансовая политика

Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориально и муниципального образования

2. По временному критерию

· Финансовая стратегия – включает крупномасштабные цели и задачи ФП, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер

· Финансовая тактика – объединяет задачи и мероприятия ФП, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде

3. В зависимости от объектов воздействия

· ФП в сфере субъектов хозяйствования

· ФП в сфере государственных и муниципальных финансов

¨ Бюджетная политика – главная составляющая часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов в ходе осуществления бюджетных расходов при организации межбюджетных отношений. БП непосредственно влияет на размеры и пропорции привлекаемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

Цели и задачи БП на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования

¨ Политика в области государственного социального страхования

Государство оценивает собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики.

Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействия неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально не защищенные слои населения

ФП в сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с экономическими целями развития государства.

Значение ФП в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

В ходе разработки и осуществления ФП на ее результативность оказывают влияние факторы: (на разд.мат.).

Современная ФП является составной частью экономической политики РФ. Основные цели и задачи разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Региональные органы власти и органы МСУ строят ФП на подведомственной территории с учетом целей и задач ФП РФ. ФП РФ в настоящее время определяется положениями программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию. В соответствии с перечисленными документами современная ФП нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей потенциалом экономического роста на повышение благосостояния населения.

Элементы современной ФП РФ:

1. Налоговая политика

2. Бюджетная политика

3. Денежно-кредитная политика

4. Ценовая политика

5. Таможенная политика

6. Социальная политика

7. Инвестиционная политика

8. Политика в области международных финансов