Вопрос 4. Финансовые ресурсы

Вопрос 3. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов

Исторические характеристики категории «Финансы»

1. Финансовые отношения формировались либо в виде натуральных повинностей и сборов в пользу государства, либо в виде налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт, т.о., с помощью финансов реализовывались доходы и расходы государства в обществе. При этом изменялась сфера участия государства в общественной жизни: увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как общественный институт, а вместе с ним и финансы как способ содержания этого института

2. Способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, обязательный характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что государство необходимо обществу

3. Через механизм финансов перераспределяется значительная часть доходов общества для обеспечения функций государства, следовательно, оно демонстрирует наиболее эффективный способ использования значительной части денежных доходов общества. С помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее их эффективное использование. Т.о., результативность хозяйственной деятельности с помощью государства повышается. Это связано с тем, что главная функция государства – это формирование условий для увеличения полезности хозяйствующих субъектов. Чем больше домашнее хозяйство предприятие добиваются своей цели, тем более адекватно государство реализует свои функции.

Т.о., финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономических процессов общества в целом.

Первоначально финансы выступали в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями с одной стороны и государством с другой по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления, поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и МСУ и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Признаки финансовых ресурсов:

1. Финансовые ресурсы всегда существуют в денежной форме

2. ФР – это та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъекта хозяйствования, органов государственной власти и обслуживает процесс расширенного воспроизводства

3. ФР всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, удовлетворение других общественных потребностей

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость ВВП, часть национального богатства и поступления от внешней экономической деятельности. Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств, средств от продажи части золотого запаса страны, выручки от реализации излишнего имущества и тд. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходы от внешнеэкономических операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и тп.

Под видами ФР понимают конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими могут быть амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи тд.

По типам субъектов финансовых отношений выделяют финансовые ресурсы органов государственной власти и МСУ, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств. Источниками и видами финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ являются:

1. Налоги и сборы

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездное перечисление из бюджетов других уровней и внебюджетных фондов

4. Средства государственных финансовых резервов

5. Прочие доходы и поступления

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и МСУ непосредственно связано с функциями государства: финансирование экономики, социальной сферы, осуществление государственного и муниципального управления, оборона страны и тд.

ФР коммерческих организаций – это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения процессов воспроизводства социальных потребностей.

Основные источники и виды ФР коммерческих организаций:

1. Уставный, или складочный, добавочный и резервный капитал

2. Выручка от продажи продукции, работ, услуг

3. Выручка от прочей реализации (доходы от реализации имущества)

4. Внереализационные доходы (доходы в виде дивидендов)

5. Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов (ассигнования из бюджета)

6. Средства других организаций в порядке оказания финансовой помощи

7. Заемные средства, поступающие от коммерческих организаций (кредиты, которые привлекают организации от КБ)

8. Прочие поступления

Финансовые ресурсы коммерческих организаций используются по направлениям:

1. Финансирование материальных затрат

2. Оплата труда работников

3. Налоговые и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды

4. Возврат банковских кредитов и уплата процентов по ним

5. Финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

6. Прочие расходы

ФР некоммерческих организаций – это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для расширения уставной деятельности организации.

Основные источники и виды ФР некоммерческих организаций:

1. Средства учредителей

2. Средства бюджета и внебюджетных фондов

3. Доходы и поступления от предпринимательской деятельности, приносящей доход

4. Безвозмездная помощь, перечисления ЮЛ и ФЛ

5. Другие ФР

ФР НКО используются по направлениям:

1. Финансовое обеспечение основной деятельности, включая оплату труда работников, содержание зданий и помещений и тп.

2. Финансирование предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход

3. Налоговые и иные платежи в бюджет и внебюджетные фонды

4. Прочие расходы

Специфика ФР домашних хозяйств заключается в том, что они включают в себя доходы и расходы отдельных ФЛ или их совокупности, ведущих индивидуальное или совместное хозяйство и ИП, ведущих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ. При этом домашнее хозяйсво может по составу объединять и лиц, получающих доходы по линии социального страхования и обеспечения, наемных работников, получающих з/п, ИП, получающих предпринимательский доход, и иждивенцев, не имеющих собственных доходов, но требющих определенных расходов.

Источники и виды ФР домашних хозяйств:

1. Собственные, заработанные в процессе хозяйственной деятельности средства в виде оплаты труда, материальной помощи организации, доходов от подсобного хозяйства, продажи имущества, предпринимательского дохода и тп

2. Средства, мобилизованные на финансовом рынке в форме банковских кредитов, страховых выплат, дивидендов, процентов по ценным бумагам и банковским вкладам

3. Бюджетные средства такие, как пенсия, пособие, стипендия, субсидия, налоговые и денежные льготы, в т.ч. возврат части уплаченного НДФЛ по имущественным и социальным налоговым вычетам и др.

Расходование ФР домашних хозяйств осуществляется по следующим направлениям:

1. Расходы, связанные с удовлетворением текущих жизненных потребностей человека в пище, одежде, ЖКУ и тд

2. Расходы капитального характера, связанные с приобретением или строительством жилья, оборудования, машин, в т.ч. для осуществления предпринимательской деятельности

3. Расходы на приобретение сырья, материалов, прочих предметов труда для осуществления ПД

4. Расходы социального, медицинского, культурного, спортивного и другого подобного характера

5. Расходы, связанные с деятельностью на финансовых рынках: уплата процентов по ссудам, возврат кредитов, уплата страховых платежей, покупка ценных бумаг и тп

6. Другие расходы

Формирование и использование ФР осуществляется в фондовой и нефондовой формах.

Черты фондовой формы:

1. Обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств

2. В результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, хотя эта самостоятельность относительна, поскольку происходит постоянное пополнение и использование средств

3. Всегда создается для финансирования какой-либо цели

4. Имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования

Фондовая форма образования и использования ФР имеет преимущества по сравнению с нефондовой формой:

1. Обеспечивает концентрацию ФР для выполнения неотложных задач

2. Позволяет более эффективно управлять средствами фонда

3. Облегчает контроль над их формированием и использованием

В условиях рынка фондовой формы формируются и используются в основном ФР органов государственной власти и МСУ. К таким фондам относят бюджеты соответствующего уровня и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования ФР КО определяется их учредительными документами и дает возможность сочетания фондовой и нефондовой форм. Честь ресурсов хозяйствующих субъектов может быть направлена на образование фондов целевого назначения. Использование ФР на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. ФР находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Но этот баланс охватывает не все ФР страны. Полностью включены централизованные фонды (бюджет и внебюджетные фонды государства). ФР децентрализованных фондов представлены только прибылью и амортизационными отчислениями. Заемное средство, привлечение инвестиций, поступление страховых возмещений, денежные доходы и сбережения домохозяйств не входят в состав сводного финансового баланса. По приблизительным данным сводного финансового баланса в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится примерно 60%, на долю децентрализованных – 40%.