В современной нотации метрическая основа выражается в тактовой системе, внешне обозначаемой вертикальными тактовыми чертами.
В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта. Двойная тактовая черта с жирной чертой (заключительная тактовая черта) обозначает конец произведения.
Та же заключительная тактовая черта, но с двумя точками перед ней, означает повтор предыдущего фрагмента произведения (реприза). Повтор начинается с первого из предыдущих тактов, в начале которого находится двойная тактовая черта с двумя точками после неё. Отсутствие такого такта означает повтор с начала произведения.
Темп
Темпом называется скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.
Медленные темпы: | Умеренные темпы: | Быстрые темпы: |
Adagio — медленно | Andante — не спеша | Allegro — скоро |
Largo — широко | Moderate — умеренно | Vivo (vivace) — живо |
Lento — протяжно | Sostenuto — сдержанно | Presto — быстро |
Grave — тяжело |
Иногда используются термины, производные от основных. Так, Adagietto, Larghetto, Allegretto означают те же темпы, что и основные, от которых они произведены, но с оттенком несколько меньшей меры: Allegretto — не очень скоро, оживленно; Adagietto — не очень медленно; Larghetto — широко, но не очень. Так же относится к основному и производный термин Andantino — подвижнее, чем Andante. Производными являются и термины Vivacissimo, Prestissimo, означающие превосходную степень от основных.